ольга номер три

Богдан Селиванов
Ольга номер три .

Когда их привезли на скорой в ковидный госпиталь , то вначале возникла заминка -в регистратуре приёмного покоя сотрудницы растерялись  , обнаружив , что у трёх пациенток одинаковые имена , фамилии и отчества , несмотря на большую разницу в возрасте между собой  .
- это бабушка , ее дочь и внучка - пояснил врач скорой , стараясь ускорить процесс оформления , и добавил - все трое тяжёлые , их в реанимацию .
- что , все трое под одним именем -  Ольга Константиновна Осипова ? - изумилась мед сестра .
- именно , так и  записано в паспорте каждой из них - ответил врач скорой.
- у меня шок - воскликнула сестра .
- шок будет у них , если вы не поторопитесь - занервничал  доктор .
- итак , Ольга Константиновна Осипова -67 лет , актриса - вслух проговорила сестра , внося данные пациенток в свой компьютер - Ольга Константиновна Осипова - 46 лет , актриса , и Ольга Константиновна Осипова - 24 года , актриса …. .
- у меня к вам личная просьба , будьте любезны , поместите их в одну палату, вы сами  скоро поймёте , почему я вас об этом прошу   - это были последние слова доктора скорой помощи  перед тем , как он покинул приемный покой .

Когда лечащий врач вошёл в палату , куда только что доставили трёх новых пациенток  , он удивился , заметив , что они очень похожи друг на друга , словно тройняшки .
- ничего себе , никогда в жизни не видел такого внешнего сходства между родственниками с такой разницей в возрасте  - произнёс он с улыбкой , обращаясь сразу к трём женщинам .
Взяв в руки истории болезни женщин и перелистав их , он удивился ещё больше , обнаружив , что у всех трёх имеется по 50 процентов поражения лёгких и абсолютно одинаковая симптоматика, включая температуру тела , подползающую к отметке в 39 градусов,  и крайне низкую сатурацию . 
- да уж , угораздило вашу семью - произнёс врач , начиная волноваться за новых пациенток . Его неожиданно возникшая озабоченность на лице не проходит мимо внимания старшей из женщин :
- не волнуйтесь , доктор , мы девушки сильные , ковид уж точно осилим - задыхаясь , проговорила она .
- по крайней мере , сыграем сильных - иронично вторила ее дочь , переходя на кашель .
- так , девушки , больше никаких реплик ! Будем считать , что я ваш режиссёр и я требую полной тишины . В нашей мизансцене сейчас госпиталь , а у вас довольно сильное поражение лёгких и я сажу вас на кислород и интенсивную терапию , чтобы вывести из штопора.  Больше никаких разговоров , поняли ? Просто молча кивните мне , если согласны со мной .,,.
Все трое дружно кивнули доктору в ответ .
- и ещё - продолжил доктор , обращаясь к женщине средних лет и молодой девушке - давайте побережём вашего матриарха , ей куда сложнее в ее то возрасте бороться с болезнью. Хорошо ? Просто снова кивните .
И снова дружный кивок в ответ .
- ну и последнее , учитывая поразительный факт того , что все вы Ольги с одинаковой фамилией , отчеством и ещё и симптоматикой , то можно я вам во избежания путаницы присвою номера , и первый номер вручу мудрейшей из вас по возрасту ? . Если вы согласны , то снова жду кивок . 
Заметив тройной кивок , доктор резюмировал - « итак, Ольга номер один , номер два и номер три, я жду от вас хорошего ответа на лечение и быстрого выздоровления . И ещё я буду с нетерпением ждать момент , когда вы мне расскажете историю ваших одинаковых имён . Мы все заинтригованы  в отделении и ждём финал. «.
Уже выходя из палаты , доктор заметил -« Кстати , меня зовут Илья  . Я ваш лечащий доктор до самого выздоровления .  В отделении реанимации мы подержим вас , пока ваше состояние не стабилизируется , а потом переведём в интенсивную терапию . «
Прошло пять дней прежде чем доктор не обьявил -« ну что же , дорогие мои Ольги , как это не феноменально , но болеете вы у меня абсолютно одинаково - буквально градус в градус . Одинаково поддаётесь лечению , динамика устойчиво положительная , так что я вас перевожу в отделение интенсивной терапии . « .
К тому времени три Ольги стали настоящими достопримечательностями больницы , одновременно вызывая у сотрудников клиники и пациентов улыбку и жалость . Кое -кто узнавал в них любимых актрис , знакомых им по театральным постановкам . Необычно было , что целая  актёрская династия ещё и с одинаковыми инициалами оказалось в больнице с одним и тем же заболеванием .
- с гастролей привезли - отвечали актрисы - последние месяцы в нескольких городах давали спектакль , вот где -то и заразились .
Необычно было и то , что Ольга номер один и Ольга номер два привились летом , а вот у самой молодой Ольги были противопоказания к прививке .
В один из дней Илья все же решил поинтересоваться у своих пациенток про их одинаковые имена .
- «это длинная история, начало которой затерялось в позапрошлом веке «- начала рассказывать Ольга номер три , но тут же была перебита своей дочерью - « Мама , тебе еще тяжело говорить , давай я сама расскажу « .
« я у вас тут самая молодая и здоровая , давайте я ?»- предложила с улыбкой Ольга номер три .
-« нет -нет «- запротестовала ее мать -« ты хоть и молодая , но все же слабее нас с бабушкой «.
-« так вот «- продолжила Ольга номер два , взяв на себя инициативу -« это случилось из -за моего прапрадеда  . Он у нас был в царские времена знаменитым артистом . Сам пьесы писал и ставил их во многих театрах . В Европу даже свой театр возил .  Была у него очень знаменитая по тем временам пьеса -« будешь моей Ольгой «. Главными героями в той постановке был режиссёр и молодая девушка из дворянского сословия по имени Ольга , в которую и был влюблён главный герой . Девушка не отвечала взаимностью и влюблённый мужчина решил достучаться до ее сердца , написав пьесу , в которой объяснился ей в любви . В этой пьесе есть интересный момент , когда главный герой клянётся богам любви , что он и его потомки будут назвать своих первых дочерей именем Ольга в знак благодарности за случившуюся страстную любовь .  Как я уже говорила , пьеса стала знаменитой ….» - Ольга не успела договорить фразу , как была перебита своей дочерью -«
А ее сценарий стал для нашей семьи родовым проклятьем «- и тихонечко засмеялась .
« да ,теперь мы все Ольги и все первые . Так как все мы во всех своих поколениях проживаем жизни на театральной сцене , то клятва , данная на ней когда -то героем пьесы нашего прародителя , стала нерушимой . Ничего не поделаешь , мы , актеры , почти всегда путаем вымысел с реальностью , стараясь соответствовать своему определению «- резюмировала самая взрослая Ольга и тут же добавила -« вот спросите мою внучку , каким именем она назовёт свою первую дочь «. 
« Ольгой « - тут же раздался голос Ольги номер три .
« вот видите ? Урожденная актриса , ни дать -ни  взять ! «- хриплым , но торжественным голосом объявила матриарх , явно довольная ответом внучки .
Потянув театральную паузу , бабушка обратилась к своей внучке , лежащей на соседней кровати -« Оленька , не забывай , на тебе замыкается наша династия , так что мы ждём от тебя Ольгу . Не будет маленькой девочки , не будет и нас . Ты теперь самая главная среди нас . Коренная ..»
- « обещаю , бабушка , будет вам ещё одна актриса по имени Ольга , дайте мне только на ноги встать « - сквозь кашель сообщила внучка . 
В один из дней к Илье , который проводил осмотр женщин , зашла медсестра и шёпотом сообщила ему :
- « доктор, Рябушкина умерла «.
Илья расстроенно вздохнул .
-«‘что -то случилось ?»- спросила Ольга номер один , заметив тревогу на лице доктора .
-« к сожалению , одна моя пациентка не смогла побороть болезнь . Увы , в нашем отделении это случается нередко «.
- « Надо знать, что люди умирают с той самой минуты, как появились на свет. Я бы хотела, чтоб с детства все это знали – в шесть лет говорили бы, – я умру, и понимали, что это значит»,– заговорила Ольга «- Таинство жизни и смерти перестает быть таким уж таинством – это всего лишь момент, малюсенькая точка на длинном отрезке пути. Закрыл глаза – тебе 26, открываешь – уже 52, через неуловимый миг – 92 и вскоре приходит время покидать этот мир. «
-« что это ?»- спросил Илья .
-« это мой монолог из спектакля « три высокие женщины», мы все трое заняты в этом спектакле . Я играю девяностолетнюю старуху , дочь играет мою служанку , а внучка в роли двадцатишестилетней  девушки адвоката . Это спектакль про скоротечность жизни …. . Обычно я читаю этот монолог , когда умирает кто -то из наших знакомых … .

Как то , зайдя в палату к Ольгам , Илья обнаружил множество букетов цветов , расставленных по палате :
-« вот ничего себе ! Чувствуя себя как в цветочном ларьке . Столько цветов !».
-« знаете , Илья , актрисы являются одной из разновидностью цветов - они точно также цветут , привлекая к себе внимание , и на них точно также слетаются насекомые . Если они хорошие актрисы , к ним летят пчёлы , а если плохие , то просто мухи . Вот я , например , цвела изо всех сил , чтобы привлечь пчёл , способных принести мне цветы в момент моего увядания .  Посмотрите , как хорошо прячут за своими  роскошными соцветиями эти букеты мою больную старость  «- проговорила иронично Ольга номер один , словно декламируя заученный монолог .
- « как вы это красиво сказали , Ольга . Такое может сказать экспромтом только актриса «- засмеялся Илья .
« это возрастная особенность представителей нашей профессии - говорить монологами сыгранных  когда - то героев . Но конкретно этот я только что придумала сама «
-« меня , как доктора , ваш экспорт не может не радовать - значит , вы идёте на поправку «.
Услышав эти слова доктора , Ольга номер два тут же заметила -« Илья , моя мама и на смертном одре молчать не будет , достав из памяти подходящую по случаю фразу «.
-« да , я использую и такую  возможность , чтобы сорвать аплодисменты ! «- гордо ответила дочери Ольга номер один .
- « я у вас хотел ещё кое что спросить «- поинтересовался Илья -« а как так получилось , что у вас одинаковое отчество ?»
- « все дело в мужиках «- коротко произнесла Ольга номер один .
-« да , в буквальном смысле в мужиках «- вторила ей Ольга номер два -« на этот раз это чистое совпадение , но все наши мужчины носят имя Константин . Думаю , всех вы ещё увидите .  Они все остались при нас , подарив нам прекрасные семьи . Даже самый главный Константин из них  , который мой дедушка , ещё жив и в свои девяносто четыре прекрасно помнит все свои роли . Он у нас тоже актёр . И другие Костики тоже работают в театре .  Мой муж Костя , например , прекрасный режиссёр и отличный папа .
-« а ещё он страшный зануда , готовый на все , чтобы его дочь пошла по  стопам отца «- вступила в разговор Ольга номер три -« если бы не он , я бы никогда не стала актрисой , но Папа с детства твердил мне , что дети в семье актёров обязательно должны стать актёрами . Вот теперь я тоже актриса и мне осталось только найти своего Константина и родить дочь Ольгу , чтобы все были счастливы «.
- « обожаю тебя , внучка»- тихо и с любовью произнесла Ольга номер один .
-« я тебя тоже , моя любимая и страшно талантливая бабушка, которой я не стою «- с такой же теплотой ответила самая молодая из женщин и тут же добавила , повернув голову в сторону кровати , на которой лежала Ольга номер два -« и тебя , мама , я очень люблю . И Я нисколечко  не жалею , что стала актрисой … . Мне очень повезло , что я родилась в такой замечательной семье «.
Илье на какой то момент показалось , что он оказался зрителем на очень душевном семейном спектакле , где актрисы играли самих себя .
В эту ночь Ольге номер три стало хуже , у неё поднялась температура , ей стало тяжелее дышать , и она ослабела . Утром он принял решение перевести ее снова в отделение реанимации , что вызвало большую тревогу у мамы и бабушки .
- «не переживайте по напрасну  , так довольно часто случается «- объяснил он своё решение встревоженным женщинам .
В последующие несколько дней Илья не говорил правды о том , что состояние младшей из Ольг стремительно ухудшалось . Не говорил он о том , что поражение лёгких достигло 80 процентов , и что она была подключена к аппарату искусственного вентилирования.  Каждый раз , приходя в палату к своим пациенткам , он старался говорить о другом .
- « Ольга «- обращаясь к Ольге номер один -« а о чем тот спектакль , где вы играете все трое? Меня нельзя назвать театралом , поэтому я практически ничего не знаю о театральной жизни «.
- « это пьеса знаменитого американского драматурга Эдварда Олби, получившая  в 92 году Пулитцеровскую премию .   
Поначалу сюжет не совсем ясен. Обезумевшая властная старуха, требующая исполнения своих малейших прихотей, покорная пожилая сиделка возле нее и вздорная девчонка-адвокат устраивают на сцене безумную феерию, состоящую из сплошных претензий друг к другу и семейных неурядиц. Понемногу интрига рассеивается и публике дают понять, что все три женских сущности – это воплощения главной героини, только в разные периоды жизни. Выходки и характерные проявления актрис утрированы, подчеркивают абсурдность происходящего, но в то же время позволяют провести параллели с собственной жизнью. Это единственный спектакль , где мы играем втроём . Очень символично , учитывая , что мы родственницы «- Ольга взяла паузу и продолжила -« это мой лучший спектакль в жизни . Играть с собственной дочерью и внучкой - моя самая великая награда и честь . «
Услышав признание Ольги , Илья с трудом справился  со своими чувствами , понимая , что драма , которая разыгрывалась в отделении реанимации с младшей Ольгой , может стать трагедией для двух его пациенток , не подозревающих о том , что он уже знал .
Последующие сутки ещё ухудшили состояние Ольги номер три , поставив ее на грань жизни и смерти .
Илья , собравшись с силами , решает рассказать женщинам о истинном положении дел .  Придя утром в палату , он сообщил :
-« мне очень тяжело это говорить , но состояние Оли критическое . Простите , что я не сразу вам это сказал , но я надеялся каждый день , что все изменится к лучшему . Увы , этого не произошло ….» 
- « моя дочь умрет ?»- воскликнула Ольга номер два , потрясённая услышанным .
- « мы надеемся , что этого не случится и мы боремся за ее жизнь всеми силами  « - с трудом проговорил доктор.
-« почему так ? Почему она ? Я же старая и немощная . Я должна быть на ее месте …» - отстранённо прошептала Ольга номер один , устремив взгляд в окно .
- « давайте думать о том , что она справится « - единственное , что смог выдавить из себя Илья .

Через два дня Ольги не стало . Илья несколько часов просидел в своём кабинете , прежде чем заставить себя перешагнуть порог палаты своих пациенток .
- « простите , но мы не смогли спасти Ольгу . Простите , мне очень больно . Мне очень жаль ….»
В палате воцарилась абсолютная тишина . Мать и дочь превратились в две безмолвная мраморные статуи .
И вдруг тишину нарушил еле слышный голос пожилой женщины :

- « Надо знать, что люди умирают с той самой минуты, как появились на свет. Я бы хотела, чтоб с детства все это знали – в шесть лет говорили бы. Таинство жизни и смерти перестает быть таким уж таинством – это всего лишь момент, малюсенькая точка на длинном отрезке пути. Закрыл глаза – тебе 26, открываешь – уже 52, через неуловимый миг – 92 и вскоре приходит время покидать этот мир. «

Ps : драма , которая легла в основу этого рассказа , случилась несколько дней назад в одном из ковидных госпиталей .  Я предусмотрительно изменил имена главных героев , чтобы не тревожить скорбь близких им людей .
Историю мне рассказ мой друг актер театра , в котором работают герои этого рассказа .