6. Высоцкий всегда рядом

Виктор Ардашин
        Предыдущая глава       http://proza.ru/2021/12/01/360

        Начиная с первых лет знакомства с творчеством Владимира Семёновича Высоцкого, я стал собирать и хранить записи его песен и песен в его исполнении.  Первое время это были записи на катушках магнитной ленты, позже на кассетах для малогабаритных магнитофонов и магнитол.

        Имелись в моей коллекции и записи его песен «на рёбрах». Читатели старшего поколения помнят такие пластинки для воспроизведения их на проигрывателях.  Они делались на плёнке с рентгеновскими снимками. На этих плёнках явственно просматривался человеческий скелет. Поэтому такие пластинки и получили название «записи на рёбрах».

       Эти пластинки производили и распространяли подпольно, поскольку на них содержались обычно записи таких песен, которые не получили одобрение со стороны властей. Например,  ансамбля «Битлз»,  песни Юза Алешковского,  Галича и других нежелательных для властей авторов и исполнителей.

        Первая официальная грампластинка с записью песен Высоцкого, которая попала мне в руки в 1968 году, была гибкая грампластинка фирмы «Мелодия»  с песнями из кинофильма «Вертикаль». Пластинка содержала всего четыре песни.

        Власти не слишком охотно издавали пластинки с песнями Высоцкого. При  его жизни с 1968 по 1975 год вышло всего 7 миньонов. Каждая из пластинок содержала не больше четырёх песен. В то время, как за этот период Владимир Семёнович написал и исполнял  уже несколько сотен прекрасных, популярных песен.

        В  конце 1980 года прошла информация о выпуске диска-гиганта с песнями Высоцкого. Выпуска  многомиллионным тиражём. Таких выпусков дисков-гигантов с огромными тиражами было осуществлено, насколько я знаю, более двух десятков.  Интересно, а куда ушли авторские гонорары? Думаю, что в карман того самого государства, которое всячески гнобило поэта при жизни.

        Вот только сам Высоцкий  этих выпусков уже не увидел...

        Я не являлся фанатом-коллекционером. Покупал и хранил записи с песнями Владимира Семёновича по мере возможности. Время от времени любил прослушивать их, вспоминая то время и свою молодость. Даже брал их с собой на дачу. Как-то зимой дачу обокрали и мою коллекцию пластинок с Высоцким унесли. Что интересно, практически  больше ничего и не взяли. Не взяли даже проигрыватель. Не взяли диски  Пугачёвой. А вот его пластинки  унесли все до одной.

        Но в наше время прослушать любую песню Высоцкого не составляет никакого труда. Интернет – великая вещь!

        Как-то, уже после выхода на пенсию, меня охватила ностальгия. Решил проехать по местам моего детства и юности в Москве. Начал с Большого Каретного переулка. Именно этот адрес значился в паспорте моей мамы. На Большом Каретном располагалась школа, в которую я поступил в 1956 году и окончил в 1966 году. Здесь жили многие мои одноклассники.

        В школу попасть мне не удалось. Подход к ней огородили забором. Вход открывался только по специальной карточке, которой у меня, естественно, не было. 

        В свой дом, расположенный прямо напротив школы я тоже не попал. Его существенно реконструировали. Теперь уже не осталось тех двух входов в подвальные  помещения, где размещалась наша коммунальная квартира.

        Прошёлся по так знакомым и дорогим сердцу адресам своих друзей. Вот в этом доме номер 15 по Большому Каретному переулку жила в коммунальной квартире наша одноклассница Тана Новосёлова. Мы часто приходили к ней в гости. Входная дверь в подъезд  теперь тоже оборудована кодовым замком. Дом пятиэтажный, а подъезд всего один.

        Но что это? На стене рядом со входом висит небольшая мемориальная доска. На ней написано, что в этом доме в такие-то годы проживал Владимир Семёнович Высоцкий.

        Вот это да!!!

        Выходит,  я многие годы входил в тот же самый подъезд и поднимался по тем же лестничным пролётам, по которым бегал молодой Володя Высоцкий. Дом состоял из коммунальных квартир. Возможно, что моя одноклассница проживала  с мамой в той же квартире, что и юный Володя Высоцкий. Хотя вряд ли. Где-то я читал, что комната его квартиры была то ли на третьем, то ли на четвёртом этаже.

        Подошёл и к школе в которой учился Володя. В то время это была школа № 186. Совсем рядом с нашей 187. Теперь школу закрыли и в её здании располагается министерство юстиции РФ.

        У меня сложилась неписанная традиция хотя бы раз в год посещать Ваганьковское кладбище. Покупаю цветы и наведываюсь к месту упокоения дорогих моему сердцу людей.

        Прямо напротив входа на Ваганьково и церкви при ней расположена могила Высоцкого. Памятник на его могиле сразу заметен. Так уж получается, что к этой могиле я подхожу сразу после входа на Ваганьково. Обычно там много почитателей Владимира Семёновича. Частенько кто-то исполняет его песни под гитару. Один исполнитель сменяет другого и там может продолжаться весь день. Могила практически всегда усыпана цветами.

        Потом я иду к могиле Сергея Есенина. Раньше в качестве надгробья стояла мраморная доска с небольшим портретом поэта и скупым официальным текстом.  Фотография была не очень удачная. Неудачная в том смысле, что на ней Сергей Есенин был снят в конце своей недолгой жизни с какими-то почти прилизанными волосами. Если бы не надпись на надгробной доске, то можно было бы, скользнув взглядом по этой фотографии, спокойно пройти мимо разыскиваемой могилы.

Потом (уже достаточно давно), Сергею Есенину установили отличный памятник. Тут уж мимо него не пройдёшь. Памятник «поясной».  Сергей Есенин на нём такой, каким многие из нас себе его представляют – в русской рубашке-косоворотке, с пышной шевелюрой вьющихся волос, с «есенинским» улыбчиво-мечтательным выражением лица.

        Обычно у могилы Сергея Есенина немало его почитателей. Частенько кто-то читает вслух его замечательные стихи. Говорят, что кумиром Сергея Есенина был Александр Сергеевич Пушкин. Так вот, пушкинские строки:

        Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
        К нему не зарастет народная тропа…

       можно в полной мере отнести и к Сергею Александровичу Есенину.

В одной ограде с Сергеем похоронена и его мама.

Недалеко  упокоена  Галина Бениславская, которая добровольно рассталась со своей жизнью прямо на могиле дорогого для неё человека.

        В этом же районе кладбищенского участка нашла свой последний приют и вторая жена Есенина – Зинаида Райх. У них с Сергеем было двое детишек. Здесь же и символическая могила её мужа Все;волода Эми;льевича Мейерхо;льда. С ним Зинаида Райх связала свою судьбу после расставания с Сергеем. Именно в их семье воспитывались и дети Сергея и Зинаиды. Могила Мейерхо;льда символическая потому, что его реальное место упокоения неизвестно. Он был арестован в годы репрессий и погиб в одном из сибирских лагерей.

        Потом я навещаю Андрея Миронова, Игоря Талькова, Олега Даля и многих-многих других, дорогих моему сердцу людей. Около всех могил обычно в скорбном молчании стоят люди. На могилах горы цветов. Возлагаю и я свой скромный дар.

        Как щемящее грустно, что этих замечательных людей нет рядом с нами.

        Их так нам не хватает!

        Хотя в моём сердце они всегда рядом.

        На приведенных фотографиях  дом № 15 по Большому Каретному переулку и фото времён детства Володи Высоцкого. Фото из интернет

        Москва, Отрадное
        05 декабря 2021 года