Ганноверцы на троне Англии. Часть 3. Георг III

Людмила Хаустова
    Возвращаясь с прогулки по заснеженным дорожкам дачного поселка, мы предложили нашим друзьям зайти на «чашечку чая».
- Друзья привезли нам из Англии какой-то необыкновенный чай. Давайте устроим традиционное чаепитие.
- Главное, чтобы это было не «бостонское чаепитие», - улыбнулся Александр Иванович.
- А что это за «бостонское чаепитие»?
- Пойдем в дом, выпьем чаю,  потом и расскажу.
    Немного погодя, Александр Иванович отодвинул чашку, устроился поуютнее  в кресле  и начал свой рассказ.
- История эта относится ко времени правления Георга III, из ганноверской династии.
    Будущий король Великобритании Георг III родился в Лондоне четвёртого июня 1738 года. Был он сыном принца Уэльского Фредерика, который, как вы помните, до двадцати лет пребывал в Ганновере вдали от родителей.
- Это дед Георг I его там держал.
- Совершенно верно. Когда Фредерик, наконец, прибыл в Лондон, встреча с родственниками не отличалась сердечным радушием. С течением времени проявилась традиционная для ганноверской династии неприязнь между отцом и старшим сыном.
- А Фредерик  был наследником  престола?
- Конечно. Он же – старший сын, принц Уэльский и, соответственно, наследник престола. Но королем Фредерик так и стал. Он умер в 44 года, оставив на руках у вдовы, принцессы Августы восемь детей. Девятая девочка родилась через два месяца после смерти отца.
- Значит, наследником престола стал старший сын Фредерика?
- Да. Старший сын Фредерика, по имени Георг Фредерик,  внук короля  Георга II. Он родился 4 июня 1738 года. . Его мать, принцесса  Августа Саксен-Готская, разрешилась от бремени на два месяца раньше срока. Поэтому младенец был довольно слаб, и  при дворе  полагали,  что недоношенный и хилый мальчик долго не проживёт.  Однако Георг Фредерик оказался живучим и очень быстро окреп. Рос он тихим, спокойным, малоподвижным, немногословным и застенчивым ребенком. Игр со сверстниками не любил, и не выказывал свойственной детям любознательности.
     Наследником британского престола он  стал в двенадцать лет после неожиданной и преждевременной смерти отца. Хотя король  особой любви ни к старшему сыну, ни к внукам не испытывал, тем не менее, спустя три недели он, по традиции, присвоил Георгу титул принца Уэльского, а опекуном над ним назначил мать, вдовствующую принцессу Уэльскую Августу.
     Она решительно и терпеливо взялась за воспитание старшего сына. Благодаря упорной и неустанной настойчивости матери и наставников, принц получил вполне достойное образование.  Георг III стал первым принцем уэльским, для которого английский язык был родным.  Помимо английского, Георг  знал немецкий, французский, латынь. Он изучал историю, музыку, географию, конституционное право, коммерцию.
- В  торговой Англии это важно.
- Были у принца уроки химии и физики, астрономии и агрономии. И, естественно, его обучали танцам, фехтованию и верховой езде. В общем, принцу  дали необходимый для будущего монарха запас знаний и навыков.
    Со временем принцесса Августа, назначила ему в наставники шотландского вельможу и друга семьи, лорда Бьюта.  Первое время Бьют во многом заменил мальчику рано умершего отца. Юный принц проникся симпатией к наставнику, прислушивался к его советам, стал делать успехи в учебе и проявлял  всё больший интерес к жизни.
    Однако вскоре он уловил расползавшиеся по  двору слухи о близости лорда Бьюта с его матерью. Георг отказывался верить сплетням: ведь его мать была фанатически верующей и добропорядочной женщиной,  да и лорд  Бьют был вполне счастливо женат и  был отцом многочисленного потомства. Принц продолжал прислушиваться к советам наставника, но яд злокозненных  домыслов постепенно начал разъедать его душу.      
     К этому времени относится событие, которое может быть реальным, а может быть и вымыслом.
- Расскажите, расскажите.
- В  Англии  бытует романтическое предание о любви пятнадцатилетнего принца Уэльского и красавицы-квакерши, некоей Ханны Лайтфут.
- А кто такие квакеры?
- Квакеры, в дословном переводе -«трепещущие», то есть люди, которые  испытывают  «духовный трепет» от постоянного ощущения присутствия живого Бога. 
    Это  протестантское, христианское  движение, возникшее в середине XVII века,  получило в Англии довольно широкое распространение. Квакеры свято чтили христианские заповеди, жили скромно и добродетельно. Некоторые квакеры   практиковали лишь традиционную молчаливую молитву без пасторов, стараясь услышать «глас  Божий», обращённый непосредственно  к душе человека.  Другие в той или иной степени использовали проповеди, чтение святых книг  и песнопения. 
    Так вот. В один из погожих летних дней принц Георг, проезжая в легкой коляске по шумной торговой улице  Маркет Стрит, поднял голову и увидел в окне  второго этажа прелестную девушку, которая ласково улыбнулась ему. Внимание юной красавицы так вдохновило застенчивого пятнадцатилетнего подростка, что на другой день,  он, не открывая своего имени,  зашел в лавку торговца тканями на первом этаже этого дома.
      Молодой человек  проявил такой искренний интерес к традициям жизни и  к основам веры квакеров, что очень скоро подружился с хозяином лавки. Со временем он познакомился и с  прелестной Ханной, которая так приветливо улыбнулась ему. Она  была старше принца на восемь лет. Оказалось, что после смерти отца, простого сапожника, Ханну взял к себе в помощницы  её дядя,  торговец  тканями.
    Начались первые тайные  свидания. Принц обычно встречался с Ханной, когда она, по поручению дяди,  выходила за покупками. Вскоре Георг  узнал, что  дядя намеревается  выдать Ханну замуж  за соседского бакалейщика.  И тут обычно робкий и нерешительный Георг  придумал хитроумный план. Уже одетая в подвенечное платье Ханна, выбежала из дома по черной лестнице, подсела к принцу  в поджидавший их закрытый экипаж,  и они умчались. Георг поселил возлюбленную  в специально нанятом уединенном доме, расположенном в глубине закрытого со всех сторон парка. Так началась тайная  совместная  жизнь  влюбленных.
- А что же жених Ханны, её родственники?
- Они не знали, что и думать о загадочном и неожиданном исчезновении. Заявили в полицию, но та следов беглянки не обнаружила. По  прошествии пары лет Ханну объявили  пропавшей, а её несостоявшийся муж, Исаак Аксфорд в 1759 году снова женился, назвав себя вдовцом.
     Принц наслаждался счастьем с любимой Ханной, которая долго скрывала от него свои страдания от того, что жила во грехе, в союзе, не освященном браком. Мучения Ханны усугубились, когда она поняла, что беременна.
- Пусть я – великая грешница. Но ребенок, рожденный во грехе тоже становится грешником!
    И тогда принц организовал тайную церемонию бракосочетания. Уточняют даже,  что брак между принцем Георгом и Ханной Лайтфут был заключен в часовне на Керзон-стрит 17 апреля 1759 года.  Мирное течение тайной семейной жизни продолжалось, родился второй ребенок. Но, как известно, нет ничего тайного, что не стало бы явным. 
       Доведавшись от придворных осведомителей о тайном романе, о секретной и совсем уж недопустимой женитьбе сына, о некой будто бы  семье,   принцесса Августа и лорд Бьют пришли в ужас. Поразмыслив, они, не медля,  в условиях  строжайшей тайны, избегая малейшей огласки, организовали… исчезновение Ханны вместе с детьми. И однажды, придя в дом, принц нашел его пустым.
- А куда же её дели?
- Бог весть. Это до сих пор неизвестно. Бедный принц едва разума не лишился. Тем более, что он не мог никому даже словом обмолвиться о Ханне, не говоря уж о полиции. Сами понимаете, в каком секрете держалась вся эта история в те времена.  Да и теперь её стараются замять. Но в народной памяти предание утвердилось незыблемо.
    Позднее даже появились  самозванцы, объявлявшие себя теми самыми детьми принца Георга и Ханны Лайтфут. Однако генеральный прокурор объявил все претензии «чистым мошенничеством, фальсификацией и обманом от начала и до конца ». Кстати, эти документы по сию пору  хранятся в Национальном архиве в Кью.
     Обеспокоенная мать, принцесса Августа и её помощник, а, возможно, и возлюбленный, лорд  Бьют, решили срочно подыскать Георгу невесту. Его стали всеми правдами и неправдами привлекать к различным собраниям, концертам, вечерам и компаниям. Именно тогда  Георг       встретился с Сарой Леннокс. Красивая, живая и веселая девушка напомнила принцу об их давнем знакомстве, ещё со времен  дальнего детства. Она занимала его разговорами, даже заставляла танцевать. Молодой король был очарован 15-летней Сарой, к тому же её семья всячески поощряла их отношения, мечтая увидеть Сару королевой Англии.
     Но снова вмешались мать, принцесса Августа, и лорд Бьют. Они отговорили Георга от сомнительной партии с девушкой некоролевской крови.   Принц вынужден был согласиться. «Я рожден для счастья или несчастья великой нации, поэтому мне приходится поступаться своими страстями»,  горько заметил он.
    После внезапной кончины 22 октября 1760 года короля Георга II,  власть перешла к  его  внуку, 22-летнему Георгу III.  Тронную речь для новоиспеченного короля написал лорд  Бьют, занимавший в ту пору пост премьер-министра. Она оказалась такой неудачной, что язвительная лондонская пресса жестко раскритиковала её. Тут же появились намеки на роман Бьюта  с  вдовствующей принцессой Уэльской. Новоявленный король не мог скрыть досады и неудовольствия. Вскоре Бьют был вынужден оставить  пост премьер-министра. Он по-прежнему, несмотря на сплетни, сохранял дружеские отношения с вдовствующей принцессой Уэльской, но все её попытки примирить Бьюта с Георгом III оказались тщетными.   
- Наверное, Георг подспудно  подозревал  его участие в жутком  исчезновении Ханны и детей.
- Но те дети всё равно были незаконными, даже несмотря на якобы заключенный тайный брак. А  монарх обязан иметь наследников мужского пола. Поэтому его мать немедленно озаботилась женитьбой юного короля. В невесты Георгу выбрали 17-летнюю Софию-Шарлотту Мекленбург-Стрелицкую. Скромная девушка из небогатой, но многодетной семьи. Восьмая по счету дочь обедневшего герцога из десяти крепких и здоровых детей. И весь род известен отменной плодовитостью. Значит, потомством Георг будет обеспечен. София, конечно, не красавица, как Сара Леннокс,  но она достаточно мила, тиха. К тому же она выросла в незначительном северогерманском герцогстве, и потому  не проявляла никакого интереса к политике и  придворным интригам.
     И вот, 8 сентября 1761 года, спустя всего  6 часов по прибытию в Англию, принцесса Шарлотта сочеталась браком с королём Георгом III. Причём, по  указанию мамаши,  Сару Леннокс назначили в качестве одной из десяти подружек невесты. Рассказывают, что во время свадьбы молодой король нередко с тоской поглядывал на красавицу Сару.
     Но, как говорят в Одессе, мама всегда права. Принцесса Августа попала в точку. Уже через год  у королевской четы, которые имели привычку шутливо величать друг друга «господин Король» и «госпожа Королева», появился первенец. Мальчик по традиции получил при рождении имя Георг, как и его отец, дед и прадед.  А вслед за ним следовали друг за другом ещё 14 детей.
- Просто какая-то машина для произведения потомства.
- Да, это предназначение большинства королев.
    Поначалу Георг III казался вполне деятельным государем. Он проводил целые дни над государственными бумагами, был необыкновенно аккуратен и трудолюбив. Король не любил дальних поездок,  ему больше нравились загородные и пешие прогулки, простой домашний быт, простая еда. Он был неприхотливый в быту и искренне набожный человек. Склонный к полноте, Георг держал весь дом, включая детей, на строгой диете. Со временем он купил Букингемский дворец и превратил его в уютное поместье, где  воспитывал своих отпрысков, приучая их к простому труду. Сам Георг выращивал диковинные цветы и фрукты и имел необычное для королевской особы хобби: он любил вырезать из слоновой кости и дерева изящные пуговицы.
     Как и все ганноверцы, Георг  любил церковную и торжественную музыку, был страстным поклонником Генделя, который до самой смерти в 1759 году жил в Лондоне. Король и королева всячески поощряли художников и композиторов, особенно немецких. В апреле 1764 года 8-летний  Моцарт побывал с концертным туром в Англии, где пробыл до июля 1765 года. 29 октября Моцарта вновь пригласили ко двору на празднование четвёртой годовщины вступления короля на престол.
    А вот Шекспира Георг III не любил. Зато до колик смеялся над всякими весёлыми спектаклями, фарсами и пантомимами.
    И ещё надо отметить, что в отличие от отца, деда и прадеда, Георг был примерным семьянином, и никогда не имел любовниц. В общем, Георг пришелся по душе простым англичанам.
- А война за независимость США при нем была?
- Да. На его правление (1760-1820) пришлось  множество важных событий, которые трагически отразились на здоровье монарха. 
- А  упомянутое вами «Бостонское чаепитие» связано с  Американской революцией?
- Конечно. Дело в том, что Великобритания потратила много денег на войны в Европе и, желая возместить потери, ввела ряд налогов на колонии. Такие товары, как свинец, краска, стекло и чай, облагались так называемым  «налогом короны». Но заокеанские колонисты в этих войнах участия не принимали и никакой выгоды от них не имели.  А главное, у них не было даже представительства в британском парламенте, который ввел эти налоги.
   В ответ на гербовый налог, взимаемый с чая и других товаров, в Бостонской бухте, американцы  устроили своеобразную, как они назвали,  «вечеринку», и  «заварили чай» прямо в море.
- Как это?
-  Так называемые американские  "Сыны свободы" переоделись индейцами и совершили налет на три торговых судна, стоящих в бостонском порту. Они принялись сбрасывать бочки с чаем за борт, прямо  в море. Там было 342 ящиков с чаем, принадлежащие Ост - Индской компании.  Это больше двух миллионов долларов США в сегодняшних деньгах. А тогда… каждый сундук с чаем  равнялся годовому доходу  семьи рабочего.
     Логика исторических событий привела к тому, что со временем королю пришлось  согласиться на признание американской независимости. А тут ещё французская революция, военное и политическое противостояние с Францией, кровавые Наполеоновские войны.  В 1801 году Георгу III  пришлось отречься от формального титула короля Франции, который английские короли носили со времен Столетней войны. В том же 1801 году Королевство Ирландия было упразднено, и объединённая страна стала именоваться Соединённым Королевством Великобритании и Ирландии.
       Георг III тяжело переживал разные государственные пертурбации и неудачи, и это, несомненно, позначилось  на его здоровье. 
     Надо сказать, что первый приступ душевной болезни у короля случился ещё в 1765 году. Три месяца принцесса Августа и лорд Бьют  держали  всё под секретом, и даже саму королеву Шарлотту оставили  в неведении.
   Впрочем, поначалу припадки сменялись периодами затишья, когда король вновь приступал к государственной деятельности. Но повторившийся в 1788 году приступ физической и душевной болезни короля так испугал королеву, что она отказалась оставаться с ним одна и попросила предоставить ей отдельную спальню. 
    С годами болезнь стала прогрессировать. Георг не мог ни на чем сосредоточиться, он  кричал и плакал, не узнавал себя в зеркале.  И быстро, несвязно говорил и говорил часами, бесконечно повторяя одно и то же. Помимо физических и физиологических болезней, у короля наблюдали  бешеный пульс, он сильно потел, а главное,  страдал жуткими галлюцинациями и маниями. У него совершенно пропал аппетит, сон,  характер стал резким и неимоверно раздражительным.
    Многочисленные королевские медики взялись лечить монарха, причём у каждого из целителей  был свой метод. Один из «Эскулапов», к примеру,  призванных к Георгу III,  активно использовал бренди.
- Это по-русски. Все болячки  водкой лечить.
- В 1789 году короля поместили в психиатрическую лечебницу под надзор основоположника британской психиатрии Джона Виллиса, или «Сумасшедшего Доктора», как его называли англичане. Королевский врач написал диагноз в виде 40 томов рукописного текста, самый длинный диагноз этого столетия.  Несмотря на зверские действия врачей, делавших ему кровопускание за кровопусканием и ежедневно обильно поивших короля бренди и кумысом, он всё-таки поправился и правил ещё три года.
      Затем случился ещё один ужасный приступ в 1804 году. Его умственное состояние ухудшилось, он вёл себя, как помешанный.
   В 1810 году Георг III  был признан невменяемым и лишён власти. При тогдашнем уровне медицины врачи уже не могли помочь ему ничем.
     В 1811 году старшего сына короля (будущего Георга IV) официально провозгласили принцем-регентом.   А Георга III отправили в загородный Виндзор, под присмотр жены Софии Шарлоты. Она опекала своего умалишенного супруга с 1811 года до своей смерти в 1818 году.   Причем больной   король даже не понял, когда она умерла.
   В Виндзоре Георг III  провел последние 10 лет своей жизни. Безумный король  бродил по коридорам дворца, шокируя прислугу рассказами о  мифических любовницах и демонстрацией интимных частей тела.  Иногда он беседовал с ангелами, или секретничал  с дубом, принимая его за прусского короля. Случалось, что он даже распоряжался казнить своих сыновей.   
   В ночь под Рождество 1819 года  король снова впал в буйное помешательство. Он бредил,  отказывался принимать пищу. 29 января 1820 года король Георг III скончался слепым, глухим, хромым и безумным  старцем на 82-м году жизни.
 Похоронили Георга  III 16 февраля 1820 года  в Часовне Святого Георгия на территории Виндзорского замка.
 Его правление длилось почти 60 лет, и стало третьим по продолжительности после королевы Виктории и ныне здравствующей королевы Елизаветы II.