В защиту русской души

Иван Варфоломеев
«В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине"
Николай Бердяев.

«Русская душа, как и русский язык, многогранна. Не хватит всей жизни, чтобы всё увидеть и изучить. В русской душе много комнат, и все они красивы. Иностранцы ходят по ним, ходят до бесконечности. Но у вас обязательно должен быть русский друг, чтобы он показал, где чёрный выход».
Рэйф Файнс
               
                1. НОНИЧА И НЕМЧУРА

Много раз зарекался не втягиваться в  бессмысленные, подчас просто глупые дискуссии в портале: считал, я не самый умный. Пусть другие, поумнее. Но вот наталкиваюсь на заголовок «Русская душа». Читаю первые, сквозящие ёрнически-фальшивой сутью строки и настроение меняется: «Мне нонича интересно быть русским. Люблю  енто дело.Чуять в себе эту мятежность души, ее всеохватность…». Сразу, интуитивно чувствую, куда клонит этот, назовём его буквой Г.,  гражданин, которому «интересно быть русским».  Кто он, что он, данных  никаких, фамилия русская,  но может быть вымышленной…  А мои  пальцы  уже сами собой накладываются на клавиатуру  компьютера.

Не касаясь пока "мятежности" и "всеохватности" души, скажу: допустим,  услышал Г. , от не очень грамотного мужика-«чувака»,  нечто типа «нонича». Но зачем же изгаляться? Над речью простого люда? Покажи лучше сам, как публицист, образец высокой культуры языка!.. Показывает, как увидим. С другой стороны, самому-то,   вроде бы грамотному, выступающему под ответственной рубрикой публицистического  жанра, разве не известно, что не только в русском языке, но и в других языках есть место по-своему изменённым, разговорным словам? К тому же есть понятие о диалектах. У сибиряков - свои произношения и лексика, жителей средней полосы - свои,  южан - тоже свои, родимые, а все вместе мы создаём сказочное многоцветье речевого русского поля.  Особую живость, яркость ему придаёт восхитительная  изобретательность наших, отнюдь не симпатичных автору Г., русских людей, в своём свободном словотворчестве. Запомнились, обронённые однажды с усмешкой слова  пожилого водителя о своём начальнике: «Был не питущим, а стал коммунистом – взахлёб пить начал». Или такое чудо-восклицание: "Во баба! Гранатовитая палата!" А вот, что подметил Николай Васильевич Гоголь: «Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство…  А уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а всё сам-самородок, живой и бойкой русской ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы — одной чертой обрисован ты с ног до головы.»

Вернёмся  однако к диалектам. И поскольку сам Гоголь, среди других племён, назвал и немецкие, заметим:  в нынешней ( не «ноничней»!) Германии издревле живут целые группы диалектов: нижненемецкая, средненемецкая и другие. Ну а мы, «сиволапые», вот такие: где «акаем», где «окаем», где «гэкаем». И, чего скрывать, нередко встречаем такие непечатные  «изумительные» словечки, что куда там немцам! Хотя  немцы, по намёкам Г., ох, какие культурные, умные да практичные! Он вроде и грубо о них - «немчура», но это лишь маскировка, чтоб, походя, с презрительным прищуром плюнуть в русских, в их  «горделиво-странную», напичканную непонятно чем душу. Скорее,  для  отвода глаз, «исследователем русской души» употребляются  и понятия «по-нашенски», «наша»:

«Свобода жрать и пить, срать с комфортом? Это не по-нашенски. Это для немчуры. А вот так, чтоб все перевернуть, чтобы всем, чтобы весь Божий Свет укрыть от горестей, чтоб по правде (конечно, как мы ее понимаем). Именно так русский разумеет свободу. Именно потому и была великая наша и страшная  революция, потому и было так много мятежных еретиков, самым причудливым образом трактовавших православие…».

Опять-таки, что касается   сравниваемой  с русскими «немчуры», то здесь, во-первых,  уместнее было бы обойтись нашей пословицей: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть». Во-вторых, что очень важно,  русские, как и немцы, другие народы, тоже склонны и, не ленясь, поработать, особенно, когда работа по душе,  и  вкусно поесть, а не "жрать", и культурно отдохнуть. Причём, уважая свою душу, русский народ с уважением относится к душам всех народов. Немецкие монархи считали для себя высокой честью породниться с русскими Царями и Императорами. В итоге, у автора в этом месте почти всё – от лукавого.  А вот далее он уже беззастенчиво переходит  на грубую, неуклюжую ложь, о якобы безграмотной России. Безграмотной, вместе с её русскими церковными иерархами (в тексте они – ересиархи).

                2.  ВИЗАНТИЙЦЫ И РУССКИЕ «ЕРЕСИАРХИ»

Итак, автор Г. с апломбом утверждает : «в отличие от образованнейшей Византии, где ломались копья в ученых богословских спорах среди церковных сановников самого высшего ранга, людей более, чем изощренных в учености, русские ересиархи, родоначальники самых диковинных ересей, были мужики едва знавшие грамотЕ (Грамотей! И.В.), а то вовсе ни шиша.  Енто  нам, ученость тоись, без надобности», - снова, ёрничая, заканчивает Г. свою заумно смутную, громоздкую тираду.

Поразительно: ярлык к  будто  бы безграмотной, лапотной России давно уже  измялся, измусолился и выброшен вон, даже многими чужеземными русофобами. Тем не менее  Г., сам вроде бы русский, россиянин, всё ещё  не брезгует   им.  Хотя знает, знает, наверняка, и про берестяные письмена, которыми пользовался даже простой русский народ,  его дети, ещё до крещения  Руси, как знает  и о других артефктах-памятниках, опровергающих его беспардонную ложь.

Теперь об Отцах нашей Русской православной церкви. Тех, которых  Г. именует  не иначе как «ересиархами … едва знавшие грамоте, а то и вовсе ни шиша».

Спрашивается, кого же он конкретно  имеет в виду? Может, современника Владимира Мономаха Митрополита Киевского Илариона, автора знаменитого «Слова о законе и благодати» - древнейшего, оригинального по форме и содержанию,  памятника русской литературы? Или  Алексия,  митрополита Киевского и всея Руси, в 1354–1378 годах? Того, который с детства был прекрасно обучен грамоте, владел греческим языком, досконально знал Священное Писание, а став митрополитом,  поддерживал Сергия Радонежского, коего  тоже в безграмотности никак не уличить? Назову ещё Дмитрия Прилуцкого (1392 год) – основателя и игумена Спасо-Прилуцкого Вологодского монастыря. Родился в Переяславле-Залесском,  в купеческой семье. С детства обучился грамоте, но торговыми делами пренебрёг. Принял постриг в Переяславском Горицком монастыре. Оттуда  переселился «на болото», в одной версте от Плещеева озера, где основал монастырь, во имя святителя Николая. К месту заметить, монастыри, помимо прочего, являлись своего рода центрами по распространению грамотности в Руси-России.

Само собой напрашивается известное всему миру имя Патриарха Никона. И в непримиримой паре с ним -  его духовный оппонент  протопоп Аввакум, писатель, публицист, сочинения которого, даже в безбожное советское время, изучали в университетах. Равно также, как и упомянутое уже мною «Слово о законе и благодати» Илариона.

Названные и  не названные мною Отцы нашей церкви отнюдь не из гордыни, но, исходя из светлых  религиозных и патриотических чувств, из   своего долга перед Богом и Отечеством, неуклонно и достойно отстаивали чистоту Православной веры. Ибо только на этой основе можно было укреплять  единство  Руси-России. Прекрасно зная обо этом, иерархов Православия  поддерживали русские Великие Князья, Государи. «Восток терзает наше тело, - говорил Великий князь Александр Невский, - Запад стремится убить нашу душу».

Посольство за посольством слал римский папа к Ивану Грозному, чтобы уломать того, заставить сменить Православную веру на католическую. Русский царь хлебосольно принимал послов, играл с ними в шахматы, вёл  умные философские беседы. Но когда речь заходила о переходе России в католичество, наотрез отказывал гостям. Больше того,  принимался даже осуждать их владыку:
- Ваш папа велит носить себя на престоле и целовать в туфель, где изображено распятие: какое высокомерие для смиренного пастыря христианского!..

Напирая открыто, Запад одновременно пытался насаждать свою политику, идеологию и мораль тайно: через шпионов, еретиков, предателей... Литовская шляхта под «благовидным» предлогом упрашивала Грозного Царя разрешить, чтобы польские  евреи могли свободно торговать в России.
- Нет, — твёрдо отвечал Царь, — сии люди привозили к нам отраву телесную и душевную: продавали у нас смертоносные зелия и злословили Христа Спасителя. Не хочу об них слышать.

Важная новость: пятого числа, сего месяца, нынешнего  года,  папа Римский Франциск, на встрече с Архиепископом Афин и Эллады Иеронимом 11,  извинился  за прошлые грехи католиков перед православными. Дословно: «Со стыдом признаю — в отношении Католической Церкви, — что действия и решения, немного или совершенно ничего общего не имеющие с Иисусом и с Евангелием, продиктованные прежде всего жаждой прибыли и власти, ослабили общение… сегодня здесь я чувствую потребность вновь попросить прощения у Бога и у братьев за ошибки, совершенные многими католиками».

                3. ОБ ОТРАВЕ, ГОСПЕРЕВОРОТАХ И ДИКТАТУРЕ

Теперь поразмыслим пошире и поглубже, о той телесной и душевной отраве, которую привозили и всё ещё «привозят» к нам «некии» люди в нашем нынешнем либеральном веке. Речь, конечно, не только о дурно пахнущих баулах с двойными стенками. Сама отрава, средства и масштабы её доставки за пятьсот с лишним лет весьма и весьма усовершенствовались: от обычных зелий, подмётных писем — до современных психотропных веществ, массовой печати, электронных устройств.  Воинствующий русофоб, польского происхождения, Сбигнев Бжезинский, в своей книге "Великая шахматная доска" с гордостью провозглашает: "Американские телевизионные программы  и  фильмы занимают  почти три четверти  мирового рынка. Американская популярная музыка также занимает господствующее положение, и увлечениям американцев, привычкам в еде  и  даже  одежде всё больше  подражают  во всем мире.  Язык Internet - английский, и подавляющая часть  глобальной компьютерной "болтовни"  - также из  Америки и  влияет  на содержание глобальных разговоров...". Спрашивается, разве не такой или подобной ей, проникающей в дух и плоть отравой одурманенные, мы и совершали то, что совершилось в тысяча девятьсот семнадцатом, а затем — во все последующие годы, десятилетия, включая горбачёвско-ельцинскую «перестройку»? Поскольку же автор  Г. считает, что совершённое в 1917-м - это «великая наша и страшная  революция», хочу сказать ему:  вы можете, конечно, считать её своей, однако, будьте добры, не приписывайте тот подлый государственный переворот всему, без исключений, русскому народу. Сошлюсь на  некоторые факты.

В 1912 году,  в  статье «Что делать»Владимир Ульянов-Ленин пишет: "Дайте нам организацию революционеров и мы перевернём Россию». В октябре 1917-го, когда «организация революционеров», а на самом деле – организация экстремистов-террористов,  была создана, он же, Ульянов-Ленин, в работе «Государство и революция»  убеждает своих соратников-подельников:  « Переход от капитализма к социализму, конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата»

По разным источникам, процент пролетариата к общему населению России того времени колебался от трёх до пяти процентов. Надо учитывать факт, что не все рабочие поддерживали Ленина, с его большевиками. В целом же, вырисовывается весь ужасающий замысел того, для чего и кого совершился тот предательский, заговор-переворот. Ведь, кроме самих заговорщиков и их сторонников, остальное население страны, во всех его сословиях, социальных группах, объявлялось  классовым врагом пролетариата и подлежало истреблению.  Г. В. Плеханов, в своё время наставник и учитель Ульянова-Ленина, так отзывался о нём в 1918 году: «Для Ленина, каждый, кто в чём-то с ним не согласен - потенциальный враг, не заслуживающий элементарной культуры общения. Для достижения поставленной цели он пойдёт на всё, что угодно, даже на союз с чёртом, если это будет необходимым». 

Историческую ситуацию красноречиво проясняют и  Указания Германского Имперского банка номер 7432, от 2 марта 1917 года:

"Вы сим извещаетесь, что требования на денежные средства для пропаганды мира в России будут получать через Финляндию. Требования будут исходить от следующих лиц: Ленина, Зиновьва, Каменева, Коллонтай, Сиверса и Меркалина, текущие счета которых открыты в соответствии с нашим приказом номер 2754 в отделениях  частных германских банков в Швеции, Норвегии и Швейцарии...".

Под безобидной  "пропагандой мира" понимались требования большевиков о предательском, по отношению к своим союзникам, выходе России из войны, трансформации этой войны, по ленинскому плану, в войну гражданскую и в итоге – захват большевиками легитимной в России власти.

Всё изложенное – это ответ не только автору Г., но и всем, кто «не понимает»: как, мол, это небольшая кучка большевиков, могла победить всю огромную Россию. Враньё, не может быть! «Может!»- хочется крикнуть в самые уши «сомневающихся». Во вчерашней истории немало примеров на сей счёт. В нынешней – тоже. Всего несколько сотен фашиствующих бандеровцев собирают вокруг себя, на Киевском  майдане, массы людей и в течение нескольких недель свергают законную власть страны, с более чем сорока миллионным населением.

                4. О ТАМБОВСКИХ ПУКАХ И САТАНЕ В ДЕТРОЙТЕ

Помимо прочих изъянов, по убеждению Г. , русская душа когда-то бунтовала против барина-помещика, готовая при случае ткнуть ему вилы в бок. Нынче же она бунтует против начальников, а всякая демократия ей только во вред. И если поверить авторским суждениям, то русские не имели в своей истории ни собраний-вече, ни казачьих сходок на круг. Кстати, казачьи свободные области, располагались почти по всему приграничью Российской Империи, а крестьяне Поморья, Сибири, Прибалтики вовсе  не знали никогда крепостного права. И неизвестно, выдавливает ли  кто из моих русских соотечественников ныне из себя раба или нет, но то что наша Православная Россия дважды избавляла католический и протестантский мир от порабощения это точно - от Наполеона и Гитлера.  Ладно, "простим" эту "забывчивость" автора. Важно тут другое. Был, помню, в нашем боевом подразделении замполит, который под гогот солдат и улыбки офицеров, на полном серьёзе, изрекал поучение: "Мы хоть и навели порядок, но всё равно беспорядок! А наш командир части, не такой дурак, как мы о нём думаем!"  Наш автор тоже не такой уж и "дурак", какого он из себя корчит. Ведь его замечание, что-де русской душе, её бунтующей силе "всякая демократия только во вред", закольцовывается им выводом: эту силу надо держать "в рамках жесткой государственности". И без "признанного вождя" тут не обойтись. Что ж, думаю, вы поняли, дорогие мои читатели-соотечественники, кому этот подхалимский, до хруста в пояснице поклон.

Для воплощения же своей, навязчивой, идеи в жизнь, господин, а, возможно, товарищ, Г. готов угодливо пользоваться любыми методами убеждения, не исключая странной аргументации, порочащей бунтующую, неуправляемую стихию русской души.  Выхватывая  из жизни, литературных произведений удобные ему явления, случаи, он  намекает, что это, мол,  и есть закономерности русского бытия, русского духа.  Создаётся впечатление, что именно с такой целью он, скажем, «красочно» рисует и секту в Тамбовской губернии, где  «после  каждой молитвы каждому сектанту  надобно было громко пукнуть и тем изгнать нечистый дух».  Далее и вовсе идёт моральное «изничтожение» пукальщиков», ибо автор с серьёзной учёностью заявляет: « …на фоне таких чудиков ссора католиков и реформаторов, при всей ее кровавости, невзирая на все монергизмы и синергизмы, выглядит более , чем прозаической». То есть католики и реформаторы выглядят, дескать, куда лучше тех, кто пукает. Во, какой уникальный комплимент!

«Да чтоб на тебя чих напал!..  Да чтоб твои глаза повылезли!» - припоминается в связи с этим давние, гневно-шутливые  восклицания  бабки Ульяны - моей односельчанки. Вот нечто подобное хочется сказать и автору Г. Ведь именно в США, где основная часть верующих - католики и протестанты,   куда больше этих самых разнообразных сект, прямо-таки поражающих дикостью  и  изощрённостью своих обрядов. В секте «Семья любви», созданной Дэвидом Брандт Бергом, к примеру, во время коллективных сборищ, сектанты открыто предаются половым сношениям, а сектанты-сатанисты Дейтройта, в ночь на 25 июля 2015 года, установили на городской площади бронзовую статую своему кумиру -сатане.

А вот, как  автор  живописует безымянного  жителя Архангельской губернии:  «…белой ночью по безлюдной улице идет голый по пояс мужик, плечи – в ширину дороги, морда в крови. И ревет, как изюбрь: « Ну-у -у, с ке-е-ем перемахнуться? Тоска-а-а!»" У меня же мысль: ну попался тебе на глаза этот одуревший от хмеля мужик, так ты что,  полюбовавшись на него, хочешь сказать, будто вся Архангельская губерния в пьянках погрязла?  Если нет, тогда что?..   Двенадцать, в общем-то, счастливых лет прожил я со своей  семьёй в этом краю белых ночей, красавицы Северной Двины, безбрежных лесов, озёр и мшистых трясин. Три года - в области и девять - в самом Архангельске. Было время узнать, что  проживающий здесь, в Поморье, народ -  издревле трудолюбивый, приветливый, талантливый, неунывающий, подаривший, как известно,  России великого Ломоносова.

Традиционные занятия поморов – мореплавание, лесоповал и дерево-обработка - дающие стране валюту. В море, в лесу, на сплаве плотов, у пилорам пьяницам - не место. Если и попадаются, то единицами, да и то часто - из приезжих. А вот в Питере, Таллине  не раз доводилось встречаться с пьяными вдрызг скандинавами, приезжающими туда специально, чтоб удовлетворить жажду русской водкой. Ведь на  их родине её в таком объёме и по такой дешевизне не имелось. Или такой типичный случай  поведения людей, из страны, претендующей, не мало не много, на мировое господство. Сравнительно недавно  мэр латышского города Вентспилса Анвар Ламбергес пожаловался журналистам: дислоцированные в городе натовские военные моряки пьяными приставали к местным девицам. Затем, раздевшись до гола, бегали и орали по улицам. Возмущённый житель-латыш проломил одному такому «весельчаку» голову. Теперь тот с отёком мозга лежит в госпитале. Подобные дикие оргии, по словам мэра, далеко не единичны.

                ЧЕРТИ,  АНГЕЛЫ, ДЫРМОЛЯИ…

Видимо, для большей убедительности Г. избрал эпиграфом  для свой публикации строки Сергея Есенина: «…Но коль черти в душе гнездились, значит Ангелы жили в ней». Этим самым Г. , с первых строк, как бы заявляет: вот какие они русские, если сам любимый ими истинно русский поэт  носил внутри себя гнездилища ангелов и нечистой силы. Между тем противоречивость души, самой природы человека – характерна не только для нас,  русских. Она свойственна для любого человека, независимо от национальности. Американскую поэтессу Эмили Дикинсон тревожит почти  то же, что и нашего Есенина:

Душа, ты волнуешься снова?
Но в этой безумной игре
Из сотен едва ли десять
Вернутся, не погорев.
И ангелы делают ставки
И, не дыша, глядят,
Как демоны — мою душу
Закладывая — галдят.

Но, справедливости ради,  необходимо учитывать: на   стихи Сергея Есенина наложили  трагическую тень, как раз события уже упоминаемого мною проклятого 1917-го. Начавшаяся вслед за госпереворотом, столь желанная для Ленина гражданская война, сосредоточенная в ленинских коротких, но цепких руках власть диктатуры пролетариата  жестоко и коварно разделила, по-шкурным и духовным интересам, не только русский народ, в целом, но и семьи, души буквально  каждого русского человека. Есенин же затравлено метался между дорогим ему прежним укладом бытия и новым, «революционным порядком»: «Розу белую с черною жабой я хотел на земле повенчать».  Хотение закончилось смертью.

Вообще,  автор, о котором речь, напоминает мне в данном случае, скорее, не публициста, а малоопытного журналиста, взявшегося за важную тему, но раскрывающего  её, извините, как едущий  в нартах тундровик-кочевник: за что глаз зацепится , о том и поёт. Ну хорошо, поставил ты перед собой цель высказаться по проблеме, выраженной в заголовке -  «Русская душа. Но тогда хотя бы  одним абзацем поясни, в чём же  должен  заключаться подлинный, а не искажённый духовно-нравственный, философский смысл этой самой души? Я бы, извините за "яканье", показал: да, поранили нашу русскую душу междоусобицы, смута, мятежи, индустриализации, коллективизации, гулаги и прочие лаги, но не убили её. Она живёт внутри русских людей, помогая им преодолевать жизненные невзгоды. Сила надежды ведь не в теле, она - в душе.  Нет, у господина-товарища Г. лишь краткая или, наоборот, весьма развёрнутая, но непременно злопыхательская, фиксация явлений, характеров, поступков. Ни серьёзных обобщений, ни аргументов. И выходит: раз автор  назвал наших Отцов церкви «ересиархами» - значит я должен принять эту гнусную насмешку и поверить, что ересь издревле присуща Русскому Православию. Раз ему встретился на пути один-единственный пьяный мужик из архангельской глубинки – значит пьянство захлестнуло всё русское население России. Раз какой-то тронутый умом мастер лепит из глины чёртиков – значит Россия захлёбывается, тонет в ереси чертовщины-бесовщины. Хорошо не попались в руки Г. книжки самобытного, удивительного по таланту писателя Степана Писахова. Он  из того же Поморского края. Вот был бы повод поиздеваться-покривляться! Ведь там "ересь-бесовщина" уже в самих названиях:  "Морожены песни", "Как на треске в море гуляю", "Кислы шти", "Рыбы в раж пошли"...

Если же серьёзно, то подчеркну: как отдельно взятые, названные автором  явления, характеры, поступки, встречались и встречаются в нашей жизни. Но из одного-двух кирпичей стенки не сложишь. Из двух отрезков нитки полотна не соткать. Да и то: в какой стране, каком царстве-государстве нет таких недостатков?  И почему, повторяю, надо непременно злорадствовать по их поводу?

Между тем, видимо, в пику просторечным русским «енто», «тоись» и другим, Г. не просто пользуется, а, любуясь, жонглирует своими словесными перлами, вроде  «жрать» «ср..ть» (моё сокращение И.В.), «дырмоляи», «запердюлить» …   Наши дети, по его выражению, от вида бессовских игрушек, с испуга «дристали в пелёнки». Мне же, простите за прямоту, в таком случае весь его  пространный, густо закрапавший экран компьютера текст, тоже кое-что напоминает. А именно: процесс, при котором хлещут сразу тридцать три струи, не считая мелких брызг.

                ИКОНА, ДУБИНА, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ИСТОРИИ

Великий патриот России, замечательный её писатель, поэт, публицист Иван Бунин в своих «Окаянных днях»  пометил: «Из нас, как из дерева, — и дубина, и икона, — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев. Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто?».  Вот она стержневая мысль - в зависимости от  обстоятельств…   А перед обстоятельствами мы порой бессильны.  Даже, если пытаемся пробить через них дорогу с благими намерениями и целями.  Г.,  утрируя, обвиняет нас, русских в том, что мы стараемся всё делать под себя, на свой лад. Скажу ему так: если делать всё по Божьим заповедям, да с добром к миру, что ж тут предосудительного. Ничего!

Наш русский гений, писатель пророк  Фёдор Михайлович Достоевский ещё в 1877 году записал в дневнике: «…не будет у  России, и никогда не было, таких ненавистников и клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобождёнными!.. Даже о турках станут говорить с большим уважением, чем о России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на неё и интриговать на неё… Особенно приятно для освобождённых славян высказываться и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия  - страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови…».

Возникает вопрос: чем же  должна  отвечать на весь этот чудовищный вздор, это предательство наша Русь-Россия? Фёдор Михайлович даёт такой ответ: «Выше целей нет, как те, которые ставит Россия, служа славянам, бескорыстно и не требуя от них  благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению в великое целое».

Воистину в высшей степени благородная цель! Но как достичь её при нынешних внутренних и внешних обстоятельствах. Ведь по-прежнему не менее  актуальны и оценки другого гениального русского патриота, мыслителя Ивана Леонтьева:

«Никто из нас не учитывал, до какой степени организованное мнение Запада настроено против России и против Православной церкви. Западные народы боятся нашего числа, нашего пространства, нашего единства, нашего душевно-духовного уклада, нашей веры и церкви, наших намерений, нашего хозяйства и нашей армии. Они боятся нас и для самоуспокоения внушают себе, что русский народ есть народ варварский, тупой, мечтательный, привыкший к рабству и деспотизму, к бесправию и жесткости… Европейцам нужна дурная Россия: варварская, чтобы «цивилизовать» её по-своему; угрожающая своими размерами, чтобы её можно было расчленить; завоевательная, чтобы организовать коалицию против неё; реакционная, религиозно-разлагающая, чтобы вломиться в неё с пропагандой реформации или католицизма; хозяйственно-несостоятельная, чтобы претендовать на её «неиспользованные» пространства, на её сырьё или, по крайней мере, на выгодные торговые договоры и концессии…»

Между прочим, на эти же русофобские позиции Запада, корыстно сообразив, уже переметнулись те  самые славянские «племена», о которых пророчески говорил Достоевский.  Да к тому же в самом нашем Отечестве  приютились, вредя, пакостя  ему, подпевалы «забугорным» ненавистникам России. И всё же верится, что время, Божьим промыслом, работает на нас. Работает на наши умы, сердца и души. Россия уже не та, какой была в восьмидесятых прошлого века. И не  та, как в девяностых.

01. 12. 2021                Москва