047 Шванзее источник высокого вдохновения, или Пят

Виорэль Ломов
047 Шванзее — источник высокого вдохновения, или Пять «лебединых историй»
(Раздел: Европа. Озера)


Шванзее — изумительной красоты горное озеро в Баварских Альпах. Одно из маленьких озер в районе гор Альгау (долины Альгой), его площадь (зеркало) всего 0,17 кв. км (для сравнения: площадь Ладожского озера — 17700); объем воды в озере 0,58 куб. км (Ладожского — 910). Толпы туристов из Фюссена, Инсбрука, горнолыжных курортов любуются озером, купаются в его бирюзовых водах. Чем знаменит этот водоем, помимо его природной красоты, в чем его величие?

Однажды в одном из баварских парков грустная принцесса отвергла руку и сердце злого волшебника, и тот в отместку превратил ее в лебедя. Спустя какое-то время еще в одном баварском саду отмечал свое совершеннолетие принц. Отметил и вдруг загрустил. Заметив летящих лебедей, решил поохотиться на них. Оказавшись на берегу озера рядом с развалинами старинного замка, королевич увидел, как белый лебедь с золотой короной на головке превратился в прекрасную девушку. Принцесса рассказала принцу о том, что она находится во власти злых чар: днем она лебедь, а ночью дева, что «колдовство потеряет силу, если ее полюбит юноша, никому еще не клявшийся в любви, и если он сохранит ей верность». Молодой человек тут же поклялся красавице в вечной любви и верности, но колдун разлучил их. На балу наследник трона должен был выбрать суженую, однако, верный клятве, он отверг всех претенденток. И вдруг появились колдун со своей дочерью — точь-в-точь принцессой-лебедем. Приняв дочь чародея за ту, которой он принес клятву, принц объявил о намерении жениться на ней. Злые силы восторжествовали. Обманутый юноша поздно заметил подмену и сразу побежал к озеру, но волшебник всячески препятствовал встрече влюбленных: он устроил на озере бурю, вступил с принцем в поединок. В итоге погибли все (трагическая версия), либо один только колдун — с принцессы спали чары, и влюбленные радостно встретили зарю нового дня (счастливая версия).

Эту сказку пересказывали в разных вариациях (порой лишь вскользь упоминая лебедей) в Европе много веков. Сюжет о Лебедином озере и прекрасной принцессе, превращенной злым волшебником в лебедя, щедро предлагала немецкая литература: старинные легенды, сказки братьев Гримм, Музеуса, Фуке. На него композитор Обер сочинил оперу «Озеро фей» (1839), поставленную еще и как балет.

Другую «лебединую историю», основанную на средневековой легенде о лебедином рыцаре Лоэнгрине, приплывшем по Лебединому озеру в лодке, влекомой Белым лебедем, поведали роман «Парцифаль» В. фон Эшенбаха, песни средневековых миннезингеров, оперы Р. Вагнера, прежде всего — «Лоэнгрин», которую можно без натяжки назвать третьей «лебединой историей». Помогавший лишь «невинно обиженным», Рыцарь Лебедя совершал подвиги во славу Святого Грааля — чаши, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя. Этот сюжет и эти образы воплотил в камне «сказочный король» Людвиг II Баварский, с детства воспитанный в атмосфере лебединых легенд и музыки своего кумира Вагнера, часто созерцавший лебедей на Лебедином озере (Шванзее) возле королевского замка Хоэншвангау (переводится как «Высокий лебединый край»). Лебеди и сцены из саги о Лоэнгрине украшали стены дворца. Замок Хоэншвангау был построен лебедиными рыцарями в XII в. В 1830-е гг. его восстановил отец Людвига принц Максимилиан.

Оперу «Лоэнгрин» Людвиг впервые услышал в 1861 г., в 16-летнем возрасте. А через восемь лет напротив Хоэншвангау на вершине горы на месте руин древнего замка Швангау был заложен первый камень для строительства величественного замка с видом на Шванзее, которому Людвиг II дал имя Нойшванштайн («Новый лебединый утес»). По приказу короля в озеро запустили самых породистых лебедей царской метки. Лебединое озеро, легенда о рыцаре Лебедя и опера «Лоэнгрин» стали источниками творческого вдохновения Людвига II, театрального художника К. Янка, архитекторов Г. фон Дольмана и Э. фон Риделя. Замок король строил для Вагнера — он мечтал поселить в нем композитора, чтобы тот в тишине создавал свои шедевры. Увы, Вагнер не дождался конца строительства и скончался, так и не побывав в замке. Сам Людвиг II поселился в нем за полгода до своей трагической гибели. При жизни короля считали чудаком, сумасшедшим, и только после его смерти поняли, что именно его «чудачества» создали истинное чудо — сказочный «лебединый замок» на берегу Лебединого озера — Нойшванштайн, породив тем самым четвертую «лебединую историю». В XX в. Нойшванштайн стал визитной карточкой Баварии, прообразом замка Спящей красавицы в Диснейленде, а тот в свою очередь силуэтом эмблемы студии У. Диснея. Само озеро превращено в театр под открытым небом. В нем играют мюзикл: «Людвиг Второй — тоска по раю».

Пятой «лебединой историей» мы обязаны Шванзее и балету П.И. Чайковского «Лебединое озеро», ставшему благодаря балетмейстерам М.И. Петипа и Л.И. Иванову символом не только русского, но и всего академического балетного искусства. Балет был создан в 1875—1876 гг. После написания партитуры, но еще до постановки балета в Большом театре, композитор побывал в Баварии на Байрёйтском вагнеровском фестивале, где познакомился с Вагнером и (предположительно) с Людвигом II.

Если обратиться к истории написания балета, мы находим противоречивые сведения о том, что вдохновило Петра Ильича на создание шедевра. Чаще всего указывают два места. Ныне не сохранившаяся усадьба дворян Давыдовых в городке Каменка Черкасской области (Украина), куда Чайковский приезжал каждое лето к своей сестре. Говорят, рядом с усадьбой было озеро с лебедями. Известно также, что для домашнего спектакля Чайковский написал в 1871 г. одноактный балет под названием «Озеро лебедей». Однако за год до этого композитор побывал в Баварии и наверняка увидел (или хотя бы услышал) лебединый замок и озеро, проникся легендами о рыцаре Лебедя. К тому же он все годы с большим вниманием следил за творчеством Вагнера. Скорее всего, именно Шванзее и Нейшванштайн вдохновили композитора на создание балета — он «сам указал точное место действия — Бавария и его символ — прекрасный, но трагический лебедь». Имена персонажей (Зигфрид, Ротбарт, Одетта) недвусмысленно говорят об этом. Сказочный образ белого лебедя — един для оперы Вагнера «Лоэнгрин», балета Чайковского и замка Нойшванштайн. Просто невероятно, что Чайковский мог расположить горное озеро в степном дворянском поместье Давыдовых! И еще одна маленькая, но очень существенная деталь, говорящая о верности именно этой гипотезы. Удивительно схожа судьба балета «Лебединое озеро» и Лебединого замка. Оба они были оценены по достоинству лишь после смерти их создателей и оба одновременно вошли в сокровищницу мировой культуры.

Все баварцы на 100 % уверены, что «Лебединое озеро» Чайковского — это именно Шванзее. И впрямь, разве само по себе озеро с замком — не жемчужина, украшающая свод великих озер земли? Разве балет русского композитора и замок баварского короля не делают Шванзее великим, ни на какое другое озеро не похожим?

Рисунок из Интернета.
Озеро Шванзее