Верность

Анатолий Бызовской
  Во многих рассказах о птицах, животных и их природе существования, отмечалась жизнь отдельных пар, которые обладали привязанностью друг к другу, которую можно назвать - верностью и преданностью. Эти качества у птиц мне посчастливилось наблюдать в природе.

Последний календарный месяц осени – ноябрь, а на севере – это уже настоящая зима. Иногда морозы бывают ниже тридцати градусов.  Но сейчас в природе все смешалось. Ноябрь выдался на удивление теплым и река, раньше уже замерзающая и покрывающаяся панцирем льда в это время, еще продолжала свое движение. Снег уже белым, плотным покрывалом укрыл землю. Молчаливая тайга стояла одетая в белоснежные шубы, лишь местами просматривались зеленые красавицы - ели и сосны.

Вдруг в этой тишине раздается лебединый клик! Но, это не радостный, громкий, звенящий звук, а приглушенный, как бы просящий помощи - тающий в пространстве. И над вершинами сосен, почти касаясь их вершин, появляются три лебедя.
Летят они медленно и устало, очень тяжело машут крыльями. Впереди крупный чисто белый лебедь – это лебедушка, а сзади еще грязновато-серый, не успевший перелинять, выводок.

 Обычно лебеди улетают очень рано, еще открыты все водоемы и на болотах много корма, а их уже очень редко можно увидеть в конце сентября. Видимо у этой лебедушки, был поздний выводок, по времени к отлету на юг, молодые лебеди не встали на крыло, а она, как настоящая мать, не смогла оставить своих беспомощных детей.
 
Больше месяца, после отлета сородичей, она ухаживала за ними, учила жизни в дикой природе, но замерзающие озера, ручьи, выпавший снег - заставили поднять совсем молодое потомство на крыло. Времени, чтобы набраться сил для длительного перелета, нет - зима диктует свои суровые правила.
 
Река, скованная льдом, без просветов «черной» воды, открывается взору птиц. Сесть для отдыха некуда. Лебедушка, понимая, что помощи от природы и здесь уже нет, издает клик – отчаяния и безысходности - ранящий человеческую душу.

 Поднимаясь ввысь от реки, тяжело машет натруженными, уставшими крылами – уводя вдаль синевы неба свое потомство, в надежде найти еще впереди, островки незамерзшей природы. А пока им надо преодолеть еще очень большое расстояние, застывшего и заснеженного земного пространства. Хватит ли птицам сил бороться с природой дальше тогда я не знал, но помахав им рукой, искренне пожелал удачи и везения.
 
На следующий год мы, с товарищем, смогли попасть в тундру, поохотиться на весеннем перелёте гусей, которые стайками летели к местам гнездовья. Весной тундра - это палитра красок: рыже – бурые кочки мха, серые кустики ягодников и белые пятна оленьего ягеля. На солнце серебрятся лужи – озерца, стоящие подле тающих снежных островков снега.
 
Погода стоит довольно холодная, мы сидим в скрадке - шалаше, наблюдая, как над нами летает и громко кричит лебедь. Это происходило и на второй, и на третий день. Он долго летал большими кругами, но возвращался к определённому месту – к одинокой сосенке, стоящей на болоте. Отдыхал, а затем вновь взлетал и опять издавал звук, летящий вдаль синевы неба.

 И вот на третий день в небе послышался ответный, звонкий, пронзительный, гортанный лебединый клик и на горизонте в солнечном свете - появился белый силуэт – видимо той, которую он ждал.

Они летели на встречу – друг, другу, а пронзительный, природный, живой звук, наполнял все окружающее пространство - выражая неимоверную радость от ощущения момента встречи.

Они сблизились «раскинув» -для объятья свои белоснежные крылья... слились воедино, обнимая ими друг, друга. Затем закружились в необыкновенном танце влюблённых, нежно дотрагиваясь кончиками крыльев, видимо боясь опять потеряться в этой голубой синеве неба.

 Это было похоже на птичий вальс «Мендельсона», впервые в жизни я увидел, как благородные птицы выражают настоящую птичью любовь.
Затем видимо насладившись, этим неимоверным по красоте – воздушным танцем влюбленных, сели недалеко от нас на место, где отдыхал лебедь. Долго и нежно «разговаривали» на своем птичьем языке, разглаживали пёрышки, легонько касаясь друг друга своими клювами, видимо выражая так свою любовь и признательность.

 Ещё два дня мы любовались счастливой парой на земле и в воздухе. Я, подумал: «А, ведь это наверно та лебедушка, которая в заснеженных просторах природы пыталась спасти свое потомство, упорно летящая сквозь снег, холод на юг к теплу»? И сейчас, верная своему избраннику, она вернулась, чтобы вновь вывести следующее лебединое потомство».