Зачем Моисей преемника переименовал?

Сергей Крупин 3
Планируя вторжение с юга, осмотрительный Моисей отрядил в Ханаан дюжину лазутчиков, включив в разведотряд личного адъютанта, будущего преемника, которому при этом поменял имя. Числа 13:17… И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом.

Из смысла имен: Хошеа (Осия) – «спасение» и Игошуа (Иисус) – «спасение от господа» однозначно, казалось бы, следует цель переименования – спасти преемника в рискованном мероприятии. Однако, такому выводу противоречит следующее обстоятельство: еще до шпионского эпизода Библия именует моисеева прислужника Иисусом, а вовсе не Осией.

Переименование Осии в Иисуса было на самом-то деле, частью редакторской операции по подчинению Моисею Иисуса Навина, первоначально не менее значимого персонажа. В первичной истории и Моисей и Иисус Навин были равноправными участниками спасательной операции «Исход».

Моисей вывел из Египта толпу рабов, потомков преступных сыновей Израиля, продавших в рабство своего кузена Иосифа, сына Иакова (израилева брата), совершив первую часть освободительной операции.  Иисус Навин привел на помощь боевой отряд праведных свободных иаковитов, проживавших в окрестности священной горы Гаризим.

Под защитой войска Иисуса Навина беглецы прошли через территорию недружественных царьков к священной горе, на которой вожди израилитов (Моисей) и иаковитов (Иисус Навин) получили скрижали завета в ознаменование примирения и объединения в единый народ.

Жрецы Иерусалима, вернувшись из Вавилонии, отредактировали в своих интересах эту историю, сочиненную конкурентами – жрецами Гаризимского храма. Несмотря на покровительство персидских властей редактирование было архисложным творческим процессом. Реконструкторы священной истории притворялись ее реставраторами, шаг за шагом «восстанавливающими» изначальный текст, «испорченный», якобы, поколениями переписчиков предыдущих столетий.
 
В ходе процесса Иаков и Израиль слились в единый персонаж Иаков-Израиль. Египетское рабство сделалось уделом всех племен. Смысл «Исхода» поменялся. Теперь это была не операция по спасению преступных племен и возвращению их на историческую родину, а война за завоевание земли, населенной мерзостными хананеями. Господь, не переносивший этих мерзких идолопоклонников, не мог, разумеется, обитать в Ханаане. Вместо Гаризима священной горой сделалась хермонская гора Сион (Цион – «сияющая»), сияющая своей ледяной вершиной.

От этой стадии редактирования уцелели псалмы:
Псалом 67:16 Гора Божия – гора Васанская! Гора высокая – гора Васанская!
Псалом 132:3 Как роса [X] Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь навеки. Примечание: Вассан (Бошан) – заиорданская территория, на границе которой находится вулканический массив Хермон с ледовой шапкой.

Лишив гору Гаризим священного статуса, а обитавшие вокруг племена Ефрема, Манассии, Вениамина ореола безупречной праведности, редакторы выполнили первоначальный замысел – нейтрализовать вредоносную для них книгу. Но наработав в ходе фальсификации изощренные приемы, замахнулись на сверхзадачу – повернуть историю в свою пользу, сделать ее идейной опорой своего теократического государства. Иерусалимские жрецы решили раскрутить персонажи Моисея и его брата Аарона, объявив себя их идейными и биологическими потомками.
 
Превращению Моисея в тоталитарного лидера препятствовал Иисус Навин, значимость которого после слияния Иакова и Израиля возросла не менее чем Моисея. Иисус был теперь не только и не столько проводником в Обетованную Землю, но прежде всего, ее покорителем, грозой могущественных хананеев. Под ружьем у него был теперь не добровольческий отряд, а несметная рать в 600 тысяч вояк, бывших рабов, вышедших из страны пирамид, как оказалось, в полном вооружении. Редакторы запаниковали – вдруг всееврейский восковой командарм, возомнив себя Бонапартом, совершив военный переворот, власть захватит. Но нет, Иисуса надо пригнуть под Моисея во что бы то ни стало.

Для подчинения Иисуса Навина Моисею редакторы замутили шедевральную комбинацию, эпицентром которой стала иорданская переправа, перевоплощенная дальнейшими манипуляциями в библейский рассказ (Книга Иисуса Навина, главы 3-5), в котором сохранился лишь намек на первичное сочинение. В библейском повествовании о переправе и сопряженном с ним диалоге племен Рувима и Гада с Моисеем в Числах 32 неестественно выпячиваются малозначимые для еврейской истории периферийные заиорданские племена Рувима и Гада.

Эти племена, получив в надел тучные заиорданские пастбища, уже завоеванные совместными усилиями всех племен, обязались отработать это дарение сражением в первых рядах на западе (Числа 32).  И посему они первыми  переходят через реку с восточного берега на западный (Книга Иисуса Навина 4:12).

С чего вдруг «несловесный» Моисей, даже с фараоном общавшийся через толмача Аарона, разговорился с гадами и рувимами на почти целую 32-ю главу Чисел? И отчего так выделено их шествие по осушенному дну Иордана впереди других племен? Может к диалогу Чисел 32 и к переправе в Книге Иисуса Навина приложил руку уроженец заиорданья, желавший прославить своих земляков? Но почему тогда он никак не упомянул родные племена в батальных сценах, не привел ни одного случая, когда заиорданцы первыми бросались в атаку или лезли на городские стены?

Нет, причина вовсе не в особой почтительности к Рувиму и Гаду. В момент сочинения переправленного впоследствии эпизода племена Рувима и Гада не воевали на западе ни в первых, ни в последних рядах, поскольку они лишь одни ( с полуколеном Манассии) переправились не с восточного, а напротив библейского текста с западного берега.

Произошла эта переправа при следующих обстоятельствах. Прямолинейно вторгшись в общем составе в Ханаан с юга алчные племена Рувима и Гада узрели на восточном берегу тучные пастбища. Они обратились к Моисею с предложением повести их на захват этих земель для себя, пообещав, что получив заиорданские земли в надел, откажутся от земельного пая на западе в пользу остальных племен.

Прочие племена устроило столь заманчивое предложение. Верховный главнокомандующий тоже не возражал – племена Рувима и Гада послужат фланговым прикрытием главных сил. Таким образом, евреи разделились. Два с половиной племени во главе с Моисеем переправились на восточный берег, остальные с Иисусом Навиным остались выполнять основную боевую задачу на западе.

Редакторы сделали парадоксальный ход – вместо того, чтобы приуменьшить роль Иисуса, наоборот, усилили её, принизив в то же время Моисея. Он, как оказалось, совершенно не участвовал в завоевании Земли, текущей молоком и медом, выполняя лишь вспомогательную задачу. Иисус покорял Ханаан без благоразумных Моисеевых советов уменьшенной численностью войска. Иерусалимские жрецы не хуже шахматных гроссмейстеров понимали значение жертв в комбинационной игре по-крупному. Переправа отделила Иисуса Навина от Моисея, пока только пространственно.
 
В заиорданском походе Моисей обратил внимание на смышленого безродного юношу, взяв его в прислужники. Паренек, тёзка верховного главнокомандующего, оказался не только прилежным исполнителем, но и отважным воином. В сражении вблизи божьей горы Хорива, не иначе как другого названия хермонской горы Сион, юный Иисус возглавлял по моисееву приказу воинов непосредственно на поле боя. Битва в конечном итоге была выиграна благодаря гениальному руководству Моисея, державшего над головой судьбоносный жезл на вершине окрестного холма. Но и юный слуга, рубившийся в первых рядах, внес в победу свою скромную лепту.

Роль Иисуса Навина в завоевании Ханаана возросла. В то же время он постепенно исчезал из предшествующего похода от Красного моря до границ Ханаана. Оказалось, осторожный Моисей вел беглых рабов в обход воинственных правителей, не ввязываясь в драку. Иисус, хоть у него чесались руки, смирял жажду битвы. Увы, благоразумник был как всегда прав, войско надо беречь для основной задачи – завоевания Обетованной Земли. Генералиссимус не совершил ни одного воинского подвига во время перехода, так что его имя в летописи этого периода даже не упоминалось.
 
Далее нашелся сильно запорченный отрывок шпионской истории. Как выяснилось, Моисей решил произвести предварительную разведку Ханаана, послав туда отряд лазутчиков, в который входил некий Осия Навин. Вполне возможно, он приходился главнокомандующему родным братом, поскольку у обоих совпадало не только отчество но и племенная принадлежность. Иосия и Иисус были уроженцами племени Ефрема. Отважные разведчики добыли ценные сведения, которые очень помогли в захвате Ханаана.

Редакторы действовали по накатанной схеме, шаг за шагом внедряя в повествование мелкие эпизоды, как будто бы лишь уточнявшие повесть. На самом же деле под сюжет подкладывалась мина замедленного действия. И вот тихий подготовительный этап закончился. Под давлением новых находок сюжет посыпался в труху.
 
Вскрылась чудовищная географическая ошибка. Оказалось божья гора Хорив – это вовсе не хермонский Сион, а какая-то гора на Синайском полуострове. Такую дислокацию доказывали природные условия, совершенно неестественные для окрестностей Хермона. Хорив находился в пустынной местности, где Моисею приходилось выбивать воду из скал и опреснять соленную воду.  В пустыне был оазис Елим с финиковыми пальмами. Все это было совершенно нетипично для сионской окрестности, обильно орошаемой тающими ледниками Хермона.

Вполне вероятно, древних писцов ввело в пагубное заблуждение случайное совпадение топонимов. У синайской горы Хорив имелся «близнецовый» палестинский топоним – гора Орив, при которой Гедеон разгромил амаликитян. Об этой скале упоминается, например в Исайя 10:26, Судьи 7:25.

Хореб – Ореб (оригинальные названия гор схожи по звучанию), так что ошибка писцов представлялась вполне естественной.  Нашлось и независимое подтверждение синайского местонахождения горы Хорив. В главе 19 Третьей книги царств Илия шел к Хориву аж 40 дней. Если бы Хорив находился на Хермоне, сорок дней туда ползла бы разве что черепаха.

Существование у господа двух резиденций: палестинского Сиона и синайского Хорива было само по себе неудивительно. Но ведь по Синайскому полуострову евреи проходили в полном составе всех двенадцати колен. Почему же тогда войска в бой вел юный моисеев прислужник Иисус, а битвой руководил Моисей с вершины холма? Где же в это время был Иисус Навин? Может быть он был тяжело болен? Но почему об этом не упомянуто в священной летописи?

Ответ дал новый, случайно обнаруженный истлевший папирусный фрагмент, в котором сообщалось, что Моисей перед отправкой лазутчиков переименовал Осию Навина в Иисуса. Так вот оно что… Юный прислужник Иисус и разведчик Осия Навин – одно и то же лицо – завоеватель Ханаана Иисус Навин… Три в одном. Но как же так, Моисей доверил завоевание Ханаана юнцу, который нюхнул пороху один лишь раз, а сам во главе лишь пары с половиной племен ушел покорять второстепенную Трансиорданию?  Совершенно неправдоподобно.

Проблему разрешила находка пространного папирусного свитка. Оказалось, с разведкой Ханаана не все прошло так гладко, как считалось ранее. Разведчики и в самом деле раздобыли подробные сведения. Но от увиденного большинство лазутчиков пришло в ужас. И, рассказав об увиденном, горе-разведчики заразили паникой весь народ, удумавший возвращаться в Египет к фараону с повинной.

Господь весьма осерчал на трусливый народ, так что хотел его тотчас уничтожить. Лишь заступничество Моисея предотвратило немедленную экзекуцию. Господь решил умертвить трусов в рассрочку в течение сорока лет блуждания в пустыне, для того что бы мерзавцы успели народить потомство, которому Господь обещал дать Землю.

Лишь двое храбрых разведчиков Калев и Иисус Навин остались в живых из всего поколения вышедшего из Египта. Так что Иисус Навин повзрослевший на четыре десятка лет, не был уже прежним безусым юнцом во время ханаанской баталии.

Выяснилось еще одно обстоятельство. После сорока лет пустынных странствий Моисей не повел богоизбранников прежним маршрутом, откуда хананеи ожидали нового вторжения. Новое поколение пошло в глубокий восточный обход вокруг Мёртвого моря, войдя в Заиорданье не с запада, а с востока. Переправа через Иордан происходила не с запада на восток, а с востока на запад и не двумя с половиной племенами, а всем составом. Писцы, как выяснилось, все переврали. Первыми шли племена Рувима и Гада. Этот факт исказился, превратившись в переход одних только Рувимов и Гадов и половины племени Манассии.
 
Но ведь Моисей должен был перейти Иордан вместе со всеми… Почему же о его участии в завоевании Ханаана ничего не говориться? Увы, любой человек смертен. Господь повелел своему лучшему пророку умереть на заиорданской горе, только лишь взглянув на прекрасную Землю, которую ему не было суждено достигнуть. Вот почему завоевывать Ханаан пришлось слуге – преемнику. Находка книги Второзаконие – прощальной Моисеевой речи, подтвердило заиорданскую смерть Моисея.

Но как же так, ведь Моисей и Иисус Навин после завоевания Ханаана получали скрижали завета на священной горе Сион. Увы, это тоже оказалось ошибкой. Священная гора называлась не Сион, а Синай, она же Хорив. Сходство названий Сион – Синай спровоцировало выдумку будто вручение скрижалей происходило на сияющей ледяной вершине Хермона. Еще одним фактором, способствовавшим неверному суждению, было сияние моисеевой физиономии после сошествия с божьей горы. Лучи от лика великого вождя слепили глаза собеседников, так что Моисею приходилось покрывать лицо платком. Сияние лица перепутали с сиянием ледовой вершины, которой у горы Синай не было.

Иисус Навин, как оказалось, был причастен к получению скрижалей лишь косвенным образом. Он сопровождал Моисея во время первого его восхождения на Синай и возвращался вместе с ним с Синая. Но где же он пропадал во время сорокадневной моисеевой сухой голодовки, когда Господь начитывал Моисею святейшие законы и вручал скрижали? Вероятно, Иисус отсиживался в пещере на святой горе. О наличии таковой пещеры засвидетельствовал упоминавшийся ранее пророк Илия в Третьей книге царств, глава 19.

Скрижали были тяжеленные, но Моисей не доверил юному слуге даже прикоснуться к ним. К тому же этот первый комплект скрижалей Моисей разбил вдребезги, швырнув в землю от гнева на народ из-за мерзостного Золотого Тельца. Поэтому Моисей сходил на Хорив вторично за дубликатом заветных скрижалей. В этом втором восхождении Иисус Навин никак не участвовал.

Косвенное участие Иисуса Навина в получении первых скрижалей прочитывается «между строк» - по логике. Иисус упоминается лишь вскользь в Исход 24:13 и 32:17.
Перед походом за скрижалями: Исход 24:13 И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошёл Моисей на гору Божию.
Истолковать этот стих можно двояко. Либо что Моисей пошёл с Иисусом на гору, либо, что они просто одновременно встали с постели, но на гору пошел только лишь Моисей.
 
Другое упоминание, когда Моисей возвращается с горы:
Исход 32:17 И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею военный крик в стане.
Стих в отрыве от контекста вроде бы совершенно нейтральный. Иисус ведь мог, теоретически, догадаться, что Моисей как раз (через сорок дней) спускается с горы и выйти из лагеря ему навстречу. Но если бы он находился среди народа во время Моисеева отсутствия, он знал бы о подготовке праздника Золотого Тельца и должен был сообразить, что этот праздник уже начался, когда пошел на встречу к Моисею, что это народ поет и танцует вокруг мерзкого идола. И вообще Иисус Навин, преданный ученик Моисея, не мог допустить такой мерзости, даже если бы его растерзали.

В ходе редакторской комбинации возвеличился не только Моисей, но также и брат его Аарон, ставший первым первосвященником, предком клана коэнов – высшего жречества Второго Храма  (статья «Как идолопоклонник первосвященником стал» - http://proza.ru/2021/01/17/1635 ). В этой статье показано, что первоначально первосвященником планировалось сделать моисеева сына, носившего первоначально имя Елеазар. Но этому плану помешала женитьба Моисея на иноземке – мадианитянке. Было решено сделать священника Елеазара сыном Аарона, а не Моисея.

Проблема была решена с помощью опять же иорданской переправы. Когда Моисей переправился с коленами Рувима и Гада на восточный берег, его сопровождал брат Аарон со своими сыновьями, третьим из которых был тёзка единственного на тот момент моисеева сына. А Иисус Навин остался на западном берегу со священником Елеазаром – сыном Моисея.
 
Затем старшие два сына Аарона погибли, а у Моисеева сына Елеазара появился старший брат –Гирсам. Но как же Елеазар стал священником при живом старшем брате? Вскрылась ошибка древнего писца – оказалось моисеева сына звали Елиезер, а не Елеазар. А священником Елеазаром оказался третий сын Аарона, ставший старшим после смерти старших братьев.

Но не мог же он присутствовать одновременно на обоих берегах Иордана. А он и не присутствовал одновременно. Евреи ведь пришли сначала на восточный берег, а затем переправились в полном составе на запад. События происходили не параллельно, как ошибочно считалось ранее, а последовательно. Так что нет никакого парадокса.
Произведя Аарона в первосвященники, фальсификаторы сочинил книгу Левит.

Тора завершилась. История завоевания Ханаана – Книга Иисуса Навина, главным героем которой был Иисус Навин в состав богооткровенной Торы не вошла. В Торе Иисус Навин вскользь упомянут лишь в нескольких эпизодах всего лишь 18 раз ( Моисей и Аарон упомянуты сотни раз.
 
Иисус Навин, не был, конечно же, опущен ниже плинтуса. Однако, он стал лишь третьим по значимости персонажем еврейской библии, не идущим ни в какое сравнение с Моисеем и его братом. Увы и в реальной действительности настоящим героям не всегда достаются заслуженные почести.