III-1-16. Что мне в стихе Твоем?

Екатерина Истоомина 2
                «Что в имени тебе моем?
                Оно умрет, как шум печальный
                Волны, плеснувшей в берег дальний,
                Как звук ночной в лесу глухом».
                А.С.Пушкин.
               
«Рукописи не горят, не умирают.
Ведь, только они и достойны
Вечной посмертной жизни». 
                Андрей Поломошнов, доктор философии, автор на сайте Стихиру.

                «Рукописи не горят» - это Воландовский парафраз афоризма А. Пушкина: « Не продается вдохновение, но можно рукопись продать».

                Поэзия, легче всего избегает горения, потому что прочнее всего закрепляется в памяти человеческой, благодаря особым художественно - выразительным возможностям, дарованным свыше.  ПОЭЗИЯ( от греч. – «творчество, сотворение») - особый способ организации речи.
 
                Культура постижения  ПОЭТИЧЕСКОГО  ИСКУССТВА  формировалась в истории постепенно,  и овладеть ею сейчас может любой человек, путем самообразования. Мне захотелось привести в систему свои познания в этом вопросе. Учитель во мне так и не ушел на пенсию, поэтому надеюсь, что юным влюбленным и глубоко чувствующим личностям  пригодятся элементарные знания в практике стихосложения. Не учитываю здесь ремесленные, рифмованные опусы. «Я решил научиться писать стихи», - это не про поэзию. Радуюсь, складывая в свой «сундучок» файлы с полюбившимися стихотворениями авторов ПрозаРу и  СтихиРу.
 
                Я абсолютно убеждена, что поэтический талант - это прекрасный дар ТВОРЦА мира  человеку. Те, кто ценят таланты от Бога и умножают их  во благо человечества, по обетованию Божьему, обретают жизнь вечную в Царстве Небесном и получат в наследство обновленную Землю.

                Притча Иисуса Христа о ТАЛАНТАХ:
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.  Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгому времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
 
Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,  и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
 
Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью.

Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!». Евангелие от Матфея,25:13-30.

                Поэзия начинается с искры Божьей, которая внезапно вспыхивает в сознании человека –  уже готовой ритмической фразой. Она располагается в одной или двух строках будущего стихотворения.  Её надо сразу записать, потому что следующие рождающиеся  СТРОКИ-СТИХИ  внутренне подчиняются заданному в ней РИТМУ и  РИФМЕ.  Они  формируют строфу стихотворения.

                СТРОФА в стихосложении (греч. – «поворот») – это группа стихов, объединенных каким-то признаком, повторяющимся в следующих строфах стихотворения. Количество строф определяется воплощением поэтического вдохновения и авторского замысла пишущего. В русском стихосложении  более распространены четверостишия, но, например, форма сонета состоит из 14 строк-стихов, как и онегинская строфа у А. Пушкина. У наших читателей-современников очень популярны двустишия. Так что, не забудем наказ В. Маяковского: «Больше стихов (поэтов) хороших и разных!».

                СТИХОТВОРЕНИЕ – произведение небольшого размера. Лирическая поэзия позволяет воплотить в слове ВНУТРЕННЮЮ ЖИЗНЬ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА, в ее изменчивых и многосторонних проявлениях. В каждом стихотворении обычно воспроизводится одно переживание.

                В поэзии  РИТМ  важнее рифмы. Ритмичность в стихе создается  СТОПАМИ, то есть тем или иным чередованием ударных и безударных слогов. Поэтому в записанной первоначальной фразе надо,  прежде всего,  графически обозначить  её стихотворный  МЕТР.  (У меня обычно ударный слог это  /, безударный - _ ).  Размер стопы в каждом стихотворении может быть разным, но в конкретном - он сохраняется по первой строке. 

                В русском стихотворчестве популярны:
                ямб – двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге;
                хорей – двусложный, с ударением на первом слоге;
                дактиль – стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним;
                амфибрахий –  образуется трёхсложными стопами с ударением  на втором слоге;
                анапест – метр, стопа которого состоит из двух безударных и третьего ударного слога.

                «Что в имени тебе моем?» :    _  /,   _  /,   _  /,  _ /,   
                Оно умрет, как шум печальный
                Волны, плеснувшей в берег дальний,
                Как звук ночной в лесу глухом».
                Это стихотворение написано четырехстопным ямбом.   

                РИФМА – созвучное окончание двух и более слов. В стихотворении такие слова помещаются на конец строки. При этом рифмоваться могут или соседние два стиха, или через один, реже  - через два. У рифмы есть разновидности:
                – Мужская – с ударением на последнем слоге.
                – Женская – с ударением на предпоследнем слоге.
                – Дактилическая – с ударением на третьем от конца слоге.
                – Гипердактилическая – с ударением на четвертом и любых предыдущих слогах.

                Строки в четверостишиях могут связываться четырьмя различными способами рифмовки:
                – Смежная – рифмуются рядом стоящие строки попарно.
                – Перекрёстная – рифмуются строки 1-ая с 3-ей и 2-ая с 4-ой.
                – Кольцевая – рифмуются строки 1-ая с 4-ой и 2-ая с 3-ей.
                – Сквозная – рифмуются все строки с 1-ой по 4-ую.

                – Точная рифма – в ней совпадает качество и количество послеударных согласных и гласных звуков. Чем их больше, тем рифма точнее.

                Применение различных видов рифм в одном стихотворении разрушает его монотонность и создает присущую только ему музыку. Поэзия привлекает нас музыкальным звучанием, разнообразием человеческих чувств и переживаний, афористичностью выражения мысли, мудростью.
               
                Стихи пробуждают автобиографические воспоминания, мы словно возвращаемся к своему прошлому и переосмысливаем его. Тем самым снимаем стресс, принимаем себя, любимого, наполняемся гормонами радости.
 
                В поэзии накоплено много ТРОП: синекдоха, метонимия, метафора, ирония, литота, гипербола, перифраз, аллитерация, ассонанс. Эти изобразительно-выразительные средства, придают стихотворению экспрессивный эффект.

                18 век – осваивал СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ стиховедение.
                19 век – стремился к имитации античности и русских народных размеров.
                20 век – увлекся свободным стихом – ВЕРЛИБРОМ.  Поэты осваивали тоническое стихосложение (А. Блок. «Она пришла с мороза»).

                Заинтересовавшиеся читатели найдут смысл всех этих понятий в интернете, прочтя статьи о системах стихосложения, о строфе в русском стихосложении. На этом и закончу восстанавливать начальные познания в поэтическом искусстве. Здесь речь шла только о СТИХОТВОРЕНИЯХ. Эти сведения для меня сейчас, по сути – всего лишь осмысление законов, которые сам Бог установил и в живой природе, и в физическом мире, и в развитии всех талантов, которыми Творец одарил каждого человека, замыслив проект его движения «через тернии - к звёздам».

                Сама я любое свое дело начинаю с вопросов и просьб, обращенных к Отцу Небесному. И дожидаюсь ответа Духа Божьего.

P.S. http://proza.ru/2011/04/02/304

                Кто может поделиться своим стихотворением на тему о поэтическом таланте от Бога? И я продолжу список адресов. Прошу прощения, что у меня нет времени на "плавание в океане поэзии".  -