Михаил Левин, архитектор и литератор. II

Николай Александрович Федотов
В последние годы Михаил Ильич несколько раз публиковался в газете "Санкт-Петербургские ведомости" с короткими заметками краеведческого толка. На мои призывы публиковать стихи отвечал, что не считает их достойными широкого внимания. В поэзии он придерживался ортодоксальных взглядов, постмодернистские хохмы были ему чужды. В частности это отражено в его стихотворении "Чапаев и Пустота". Что же касается постмодернистской архитектуры, то он не спешил от неё дистанцироваться. Например, не раз подчёркивал своё авторство в таких объектах, как Собор иконы Божией Матери "Неопалимая купина" в Сосновом Бору или жилой дом на ул. Савушкина, д. 36 (напротив бывшего кинотеатра "Юность").

Про архитектуру города Шевченко-Актау, как основной его вклад в профессию, ничего не скажу, поскольку в натуре не видел, а повторять чужие интерпретации не приучен. Зато про административный корпус здания проектного института "сказать своё уже готов",  т.к. проработал в нём все 38 лет своей карьеры зодчего. Замечательную, на мой взгляд, книжицу помогла оформить Михаилу Ильичу бывшая сотрудница нашего ВНИПИЭТа Екатерина Вячеславовна Ухлина, инженер-строитель, лучше других знавшая компьютерно-программную "матчасть", а потому, иногда, выполнявшая чертёжную работу за советника директора ВНИПИЭТ М.И.Левина.

В принципе, сокращённый вариант рукописи в виде doc-файла ходил по институту, но бумажный вариант в переплёте, с цветными иллюстрациями – это уже "книга художника"! Правда, в одном из писем Михаил Ильич сообщал мне, что там будет байка про панно, исполненное архитектором Юрием Сергеевичем Ушаковым темперой на стене рабочей комнаты отдела 24 и впоследствии закрашенное при очередном ремонте помещения. В награждённой дипломом "Архитектон-2020" книге я этой байки не обнаружил. Придётся коротенько её изложить. Тем более что в памяти у меня сидит стихотворение Михаила Левина 2019 года с названьем "Володе Цивину" (питерский керамист), которое начинается и заканчивается строчкой: "Тебе рассказали, а ты повторил". (В хорошем смысле слова).

Вот свидетельства Михаила Левина из трёх писем 22-18 ноября 2019 года: "...картина на стене в одной из комнат правого корпуса, возможно частично сохранившаяся под слоем краски при ремонте - творение Юры Ушакова, обожателя русской старины... ... Тему он выбрал, естественно, любимую: ладья под парусом плывёт по морю-океану к сказочному городу. Его немного поругали за самоуправство, но картинка была красивой, и начальство махнуло рукой... ... Корпус, справа от портика. В нём на 2-м этаже размещался наш 24-й отдел, а 2 комнаты группы Левин/Панов - сразу после "пережабины" с окнами на юг. Картинку (темпера) Ушаков написал быстро в правом углу 1-й комнаты на участке стены между окном и торцевой стеной. Размер примерно 1х1 м, метра на полтора выше пола".

Думается, я знаю это место, а время создания картины – приблизительно 1960 год. Будь доктор архитектуры, профессор Юрий Сергеевич Ушаков даже Феофаном Греком или Андреем Рублёвым, едва ли удалось бы начать реставрацию его живописи без прямого указания президента РФ. Так что будем считать это делом далёкого будущего (как и написание правдоподобной биографии Ю.С.Ушакова).

Возвращаясь к самому зданию, отмечу, что планировка его простая, ясная, функционально выверенная. Работать в нём было удобно. Хорошо отмечались праздники: в красивом актовом зале выступали то известные на всю страну артисты, то институтский самодеятельный театр. Все были довольны.

Но есть у этого здания странная архитектурная причуда: чуть заметное искривление в плане вытянутого "широтного" корпуса. Оно читается на картах Гугла и Яндекса ("тетива лука" приходится на южную сторону – сторону реки). По моим представлениям, ничего не мешало выставить фасады "крыльев" в одной плоскости. Но авторы пошли другим путём, который в книге Михаила Ильича (стр. 17) описан так: "... добились поворота боковых корпусов в точках примыкания к центральной части на 2 градуса и 13 минут".
 
На вопрос: "что это было?" сам себе я ответил: блистательный пример того, что Лев Толстой называл "энергией заблуждения", а я – "авторским самодурством в хорошем смысле слова"! Описанию этой не всеми понятой затеи посвящена почти вся 17 страница левинского мемуара. Мне показалось, что между строк он чуть-чуть кается в содеянном триумвиратом ещё молодых в ту пору зодчих.

Доводилось слышать от бывшего насельника этого здания, архитектора Всеволода Михайловича Мельникова, обладавшего журналистскими и поэзарскими способностями, другую версию искривления коридоров института. Всеволод, как само собой разумеющееся, сообщал, что искривление защищает охранников от стрельбы в них из диверсантских винтовок (М16?) от одного угла здания до другого. Мощная версия! Недаром сегодня Всеволод является директором Музея литературных героев имени барона Мюнхгаузена. Интерпретация В.М.Мельникова, на мой взгляд, не хуже байки о том, что под домом предусмотрена стоянка субмарины, заплывающей из Большой Невки. Так что здание надёжно встроено в фольклор!

Примерно в 2009 году "замутили" очередные новации-инновации. Велено было разделить коридоры противопожарными преградами. Само собой, эту почётную миссию предложили соавтору первоначального проекта, в ту пору советнику директора института М.И.Левину, строго говоря, отошедшему уже от проектирования. Он поведал мне впоследствии, что "послал их подальше". Я об этом не знал, когда "халтуру" сплавили мне, поэтому честно дал свои проектные предложения в полном соответствии с актуальными противопожарными требованиями. К счастью для меня, задание потом отправилось к кому-то ещё, и в итоге автором существующих ныне стальных противопожарных перегородок, разделяющих коридор, благополучно стал "институт".

Молодой и пассионарный архитектор-внипиэтовец Александр Сергеевич Андреев снял 13.10.2015 года прекрасный видеофильм-интервью с Михаилом Левиным в ресторане "Вацлав Замок", находившемся в доме проживания зодчего по адресу: СПб, Дибуновская ул., 37. Этим фильмом А.Андреев открыл на ютюбе свою серию "Беседы с зодчими". М.Левину фильм очень приглянулся, как и мне, немного подыгравшему в фильме главному герою. Я даже пробовал повторить в кадре его трюк с рюмкой, но был "вырезан".

В 2020 году мы с Михаилом Ильичом (уже оба пенсионеры) с разных концов подъехали к одному общему проекту – книге по истории архитектурного факультета (АФ) нашей alma mater СПбГАСУ. Его вовлёк бывший внипиэтовец, бывший завкафедрой архитектурного проектирования, проректор, и прочая-прочая Леонид Павлович Лавров; меня – однокурсник и нынешний декан АФ СПбГАСУ – Фёдор Викторович Перов. Михаил Ильич представил редакторам книги два текста-мемуара. Про галоши своего учителя - Заслуженного архитектора России Сергея Ивановича Евдокимова - и второй (в соавторстве со своей однокурсницей, Заслуженным архитектором России, Ксенией Александровной Шарлыгиной) про их "первый послевоенный" курс.

Ни я, ни Михаил Ильич не держали в руках бумажный вариант книги, только смотрели промежуточные pdf-версии, где наши мемуары "имели место". Дай бог, чтобы они сохранились в окончательном варианте. Вот только Михаил Ильич их уже не увидит точно. 4 ноября 2021 года он был отпет в Благовещенской церкви, под крылом созданного им здания проектного института. По православному обряду. Ещё 16.10.2015 г. М.И.Левин прислал мне свой стих "Я в храм вошёл..." с пояснениями по части своей религиозной принадлежности, а позже (18.11.2019) по забывчивости, написал: "Ты, конечно, не знаешь, но я по линии бабушки Екатерины Михайловны Ванюковой - не улыбайся – старообрядец..." и предложил мне тот же стих... - улыбаться почему-то не захотелось.

На отпевании было человек двадцать: половина – родственники, половина – внипиэтовцы. Союз архитекторов представляла тройка: К.А.Шарлыгина, Ю.М.Волков и Н.А.Федотов. Некролог запоздало помещён в журнале "Архитектурный Петербург" N2, 2021г.

Порывшись в своём архиве, я обнаружил 10 стихотворений Михаила Ильича, - упомяну их названия: "Моим друзьям–однокашникам", "Дом на Кирочной. 1937-й год (картинки детства)", "На смерть поэта" [В.Маяковского], "Перельману" [математику], "Памяти Дмитрия Кедрина", "Новогоднее", "Я в храм вошёл", "Володе Цивину", "Капители", "Чапаев и Пустота". Первое из списка, наиболее симпатичное мне, приведу полностью. (Тексты всех десяти "поэз" смотреть по адресу: http://fomafert.narod.ru/10stihovMLevin.htm).


Михаил Левин

МОИМ ДРУЗЬЯМ – ОДНОКАШНИКАМ

А жизнь сложнее коллажей
Натана Альтмана -
летит по грудам чертежей,
по белым ватманам,
летит, мелькая и кадря
киношной лентою,
нас всех изматывая зря
экспериментами.
Но хоть ни охнуть,
ни вздохнуть
от жизни нынешней -
спешить не надо отдохнуть
за лентой финишной:
пускай огонь, а не угли
горит до вечера -
мы что умели, то смогли,
стыдиться нечего:
ведь жизнь сложнее коллажей
Натана Альтмана,
прошла по грудам чертежей,
по белым ватманам.