Неправильные пакетботы

Геннадий Струначёв-Отрок

                Чем ближе дата 260-летия города Петропавловска-Камчатского — рыбацкой столицы области — тем больше заметна суета руководителей подготовки и проведения торжеств, посвящённых этому юбилею, тем скоропалительнее и суматошнее проводятся «украшательные» работы по благоустройству центральных частей города: возведение цветников на «красной площади», отгораживание и отсыпание набережной на косе, реставрация фонтана у ЦУМа, залатывание главной дороги от 10 километра до жестяно-баночной фабрики и проч. . А тут ещё погода затрудняет строительство: август напрочь залил город дождями.
          И так мы рьяно готовимся к встрече 260-летия, так, что к 300-летию присоединения Камчатки к России так не готовились. 250-летие города с такой помпой не проводили. А чего же мы такого великого достигли за эти последние 10 лет? Давайте подведём итоги.
          Население Камчатской области сократилось почти на 100 000 человек, основная часть которых проживала в городе. Безработица — самая высокая по стране, топлива для нормальной зимовки не хватало все последние годы, теплотрассы порушены и утечка тепла составляет, наверное, процентов 50 от того малого КПД, которое выдают ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, и мало того, что всё лето не было горячей воды в микрорайонах, в которых она была гарантирована, так в последнее время нас обрадовала пресса, что её и в сентябре не будет из-за долгов городского бюджета, превышающих 700.000.000 рублей. Жилищный фонд на уровне нищеты — крыши домов текут, и ни одно РЭУ или МУП не имеют в достаточной мере средств, чтобы залатать эти безобразия (и даже рабочих для этих целей содержать). Многие дома по центральным улицам стоят с заколоченными или замурованными кирпичом окнами. А если ступить чуть в сторону от центра — там вообще кошмар — трущобы: американские негритянские гетто сегодня в лучшем состоянии находятся. Во, как надо руководить по-демократически! Коммунистов по сей день хают: при коммунистах жилья людям не хватало. А какими усиленными темпами строительство шло? А сейчас — дома пустуют, строительства нет, жить в них некому, а если кто и живет, то не у каждого есть деньги, чтобы платить за квартиру столько, сколько хочется нашему градоначальнику. А откуда тогда средства на «украшение»?
         Раньше царям народ прозвища давал за их коронные политические деяния: Освободитель, Миротворец, Кровавый. Хоть Александр Кузьмич Дудников и не царь, но хочется назвать его Украшателем. Оно, конечно, и украшать город надо, но ведь не посредством обнищания основного состава населения. И если уж украшать город, то надо, мне кажется, — со входа начинать. Говорят: театр начинается с вешалки, а город — тот же театр, только абсурда мещанских действий — со стелы. Стела — лицо города. А какое она лицо, если пакетботы на ней неправильные установлены? В ней фальшь чувствуется. Я не хочу уповать на далеко идущую и «глубокомысленную» репризу времён КГБ: «От измены жене до измены Родине — один шаг», но — всё же.
         Пакетботы никогда не были трёхмачтовыми и парусное вооружение у них несколько иное, чем на стелах. Да и художники наши не утруждают шибко себя уточнительными действиями при написании своих «шедевров». А ведь шедевр никогда не станет оным, если будет иметь конструктивный или исторический изъян. К слову пришлось, — довелось мне летом посетить в Волгограде областной краеведческий музей, где проходила выставка частной коллекции судомоделиста Александра Александровича Скоробогатова «Парусники Мира». И так я ей обрадовался, когда увидел среди древнеримских галер, испанских, голландских и английских галеонов и клиперов наш родной пакетбот «Святой Пётр», что немедля запечатлел его на плёнку в назидание нашим художникам и архитекторам. По словам создателя «флотилии», строившего её на протяжении 25 лет, цель постройки — воссоздать исторически точную и технически верную копию судна.
         Предложил ему делать больше русских моделей. Ведь в нашем флоте так много реликвий. К примеру, в 2003 году Россия будет отмечать 200 лет первой русской кругосветки И. Крузенштерна и Ю. Лисянского на шлюпах «Надежда» и «Нева». (И, наверное, мало кто из горожан знает, что камчатская крейсерская яхта «Камчатка» уже ушла в кругосветное плавание, посвящённое этой дате, чтобы вернуться домой ко Дню празднования двухсотлетия). Но Скоробогатов уже взялся строить «Байкал» Геннадия Невельского. И это тоже интересно: Невельской был на Камчатке в лето 1848 года, привозил сюда снабжение, а затем, в это же лето, открыл устье Амура и доказал, что Татарский — является не заливом, а проливом. Точно так же и «Святой Пётр» и «Святой Павел» — исторические пакетботы, основатели нашего города — доказали наличие морского, а не сухопутного пути из Камчатки в Русскую Америку.
         И напоследок, перед Днём города, хочется пожелать петропавловчанам могучего русского долготерпения в этом юбилейном году и выразить надежду, что будущий, новый градоначальник, займётся ремонтом наших худых крыш и благоустройством трущоб, потому что административный центр до него, перед выборами, уже облагородил градоначальник нынешний.

                Газета «Тихоокеанский вестник» № 17 (17)
                Сентябрь 2000 г.