Горькая правда

Исай Фейгельман
Эвиан, французский курортный городок на Женевском озере, для миллионов европейцев ныне ассоциируется с прекрасной минеральной водой. Тот, кто сегодня пьет эту чистейшую воду, даже не подозревает, как бились сердца многих их сограждан более 80 лет назад при упоминании Эвиана. С ним связывали последнюю надежду на спасение 600 000 обреченных евреев Германии и Австрии.

13 марта 1938 года происходит аншлюс Германии и Австрии. На 200 тысяч австрийских евреев немедленно распространяются Нюрнбергские законы. В 1935 году Гитлер выпустил так называемые Нюрнбергские законы: «Закон об охране германской крови и германской чести» и «Закон о гражданстве рейха». В совокупности эти законы лишали евреев в Третьем рейхе всех гражданских прав. В частности, запрещалось вступать в интимную близость с евреями и заключать с ними брак. Также эти законы касались некоторых других этнических меньшинств. После введения в действие «Нюрнбергских законов» количество еврейских беженцев возросло в несколько раз. У вытесняемых из Германии евреев изымалось до 90% имущества вне зависимости от благосостояния.

Изначально Гитлер не планировал уничтожать евреев, желая просто изгнать их из страны. Материальное положение остававшихся в Германии евреев непрерывно ухудшалось. В такой ситуации выходом могла быть только эмиграция, тем более, что Нюрнбергские законы не запрещали выезда из страны— при условии, что отъезжающие берут с собой не более 5% своего имущества. Собственно, к такому исходу имперское правительство и подталкивало гонимых — по негласному договору с теми людьми, которые в то же время строили планы воссоздания еврейского государства в Палестине. В феврале 1937 года руководитель еврейской организации самообороны в Палестине («Хагана») Файвел Полкес встречался с видным эсэсовцем Адольфом Эйхманом, который подписал письменное заверение: «На имперское представительство евреев в Германии будет оказано давление, чтобы оно заставляло эмигрирующих из Германии евреев ехать только в Палестину, а не какую-нибудь страну. Эта мера целиком в германских интересах и уже готовится с помощью мер, предпринимаемых гестапо». Позже, в октябре 1937 года, Эйхман под видом корреспондента «Берлинер тагблатт» побывал в Палестине и по возвращении доложил по инстанциям: «Радикальной немецкой политике в отношении евреев в еврейских националистических кругах очень рады, так как в результате еврейское население в Палестине настолько увеличится, что в обозримом будущем в Палестине будет больше евреев, чем арабов».

Между Германией и Палестиной под нацистским флагом курсировал пассажирский лайнер «Тель-Авив» (название корабля писалось древнееврейскими буквами), а его капитаном был старый член нацистской партии Лейдиг. Фантасмагорическое сотрудничество между нацистами и борцами за основание еврейского государства увековечено специальной медалью, отчеканенной по указанию Геббельса после пребывания руководителя еврейского отдела СС в Палестине. На одной стороне медали изображалась свастика, а на другой шестиконечная звезда.
 
Гитлер объявляет о предоставлении евреям свободного выезда и о готовности перевезти их в другие страны на немецких судах. Таким образом, открыто провозглашён лозунг «Германия — Judenfrein (свободна от евреев)». В ответ на заявление Гитлера, по инициативе американского президента Франклина Рузвельта, 6 июля 1938 года на юге Франции в городе Эвиане Лига Нации проводит конференцию. В ней участвуют 32 представителя стран — членов Лиги Наций и еще 41 представитель различных организаций. Слухи о предстоящей конференции проникли в среду еврейских узников уже в марте.

Первым на конференции выступил председатель делегации США М.К. Тэйлор. В резкой безапелляционной форме он заявил, что США не будут вносить изменения в свое иммиграционное законодательство и не ожидают, что другие страны это сделают, ибо ни одна страна не должна нести финансовое бремя, вызванное иммиграцией. «Мы не верим, что евреям что-то угрожает в Германии», — заявил американский представитель. Все были ошеломлены. Если из всех латиноамериканских стран лишь Доминиканская Республика поначалу говорила о готовности принять 100 тыс. евреев, то после консультаций с американцами и это предложение было снято.

Второй удар нанесла Великобритания, которая в соответствии с Декларацией Бальфура в свое время обязалась «приложить все усилия» для «создания в Палестине национального очага для еврейского народа». Руководитель британской делегации в Эвиане лорд Винтертон ни словом не обмолвился об этой земле, которая могла бы стать законным убежищем евреев, но посетовал, что Британские острова перенаселены, а о колониях и доминионах, где свободных территорий было предостаточно, он вообще не упомянул. Англия ограничила еврейскую иммиграцию в Палестину 15 тысячами в год, и усилила блокаду побережья от незаконного проникновения в Палестину еврейских беженцев.   Незадолго до окончания конференции Британская медицинская ассоциация пригрозила забастовкой: «Ни один член сословия медиков не хочет видеть нашу страну наводненной эмигрантами». (В то время на 1000 английских врачей приходилось всего три врача-беженца).

Большинство стран с самого начала не испытывали энтузиазма от встречи с беженцами без гроша в кармане. Нидерланды, Бельгия и Дания сказали, что при своем крошечном размере и высокой плотности населения они и так сделали для евреев немало. Примерно в том же ключе высказалась и Франция. И все они искали (и находили) благовидные предлоги не пускать к себе еврейских эмигрантов. Посланник Швейцарии вопрошал: «Вы забыли, что Швейцария приняла в Первую мировую войну 150 000 детей? Теперь мы бедны и у нас много безработных. Многие из нас вынуждены эмигрировать. Выступая на Эвианской конференции, делегат Австралии декларировал: «Мы не должны и не будем заниматься расовой проблемой, мы не считаем её наиболее важной в данное время».

Голда Меир присутствовала на конференции в качестве наблюдателя. В своей книге «Моя жизнь» она писала: «Страшное это было дело — сидеть в роскошном зале и слушать, как делегаты 32-х стран поочередно объясняют, что они хотели бы принять значительное число беженцев, но что, к несчастью, не в состоянии это сделать. Человек, не переживший это, не в
состоянии понять, что я испытывала в Эвиане. Всю эту смесь горя, разочарования, ярости и ужаса. Мне хотелось встать и крикнуть всем им: "Вы что, не понимаете, что эти "цифры" — живые люди, люди, которые, если вы не впустите их, обречены сидеть до смерти в концлагерях или скитаться по миру как прокаженные?" Конечно, я не знала тогда, что этих беженцев, которых никто не хотел, ожидает смерть. Если бы я это знала, то не смогла бы молча сидеть, соблюдая дисциплину и вежливость».
               
Итак, эвианская конференция не только потерпела полное фиаско, но еще больше осложнила положение немецких и австрийских евреев. Присутствовавшие на конференции немецкие журналисты приняли «сигнал», и уже 15 июля 1938-го газета «Данцигер форпостен» писала: «Мы видим, что евреев жалеют только до тех пор, пока это помогает вести злобную пропаганду против Германии, но при этом никто не готов бросить вызов “культурному позору Европы”, приняв у себя несколько тысяч евреев. Вот почему эта конференция оправдывает германскую политику против еврейства». Точнее и яснее об итогах Эвианской конференции не скажешь.

 
Весьма красноречиво то, что произошло затем. После окончания конференции был образован комитет для продолжения «работы по спасению», однако эта работа состояла только из одного шага: в Берлин была отправлена телеграмма, в которой германское правительство фактически получало карт-бланш на любые действия в адрес евреев. Скорее всего, так участники конференции хотели умиротворить немцев, чтобы те разрешили беженцам взять с собой хотя бы немного вещей. В телеграмме сообщалось, что ни одна из 32 стран не оспаривает право германского правительства на «законодательные меры в отношении некоторых своих граждан». Слово «еврей» было снова обойдено стороной.

После этой конференции у Гитлера были развязаны руки. Он понял, что евреям неоткуда ждать помощи. Прежде у Германии были некоторые опасения, что ее политика преследований и жестокости в отношении к евреям может вызвать отрицательную реакцию в мире и заставит демократические страны принять некоторые меры. Но теперь стало ясно, что ни одна страна не выступит против Третьего рейха и поэтому нацисты могут и дальше продолжать и даже усилить антиеврейскую кампанию. Гитлер не без оснований смог сказать: «Евреев не хочет никто». Судьба евреев рейха теперь полностью зависела от нацистов, которые использовали провал конференции в Эвиане в пропагандистских целях.  «Весь мир плачет крокодиловыми слезами о судьбе евреев в Германии, но на самом деле ничего не готов сделать ради них» (Гитлер).

Если бы союзники открыли для евреев въезд в свои страны, сотни тысяч людей, были бы спасены. Но все границы были закрыты. Мало кто испытывал сострадание к обреченным. В Палестине, в том уголке земли, который был отведен евреям, решением Лиги Наций, морские и сухопутные границы бдительно охранялись британскими войсками. Множество евреев, особенно польских, избегли бы надвигающегося кошмара, "если бы у них была возможность, - писал в 1938 году известный французский философ Жак Маритэн , -  если бы другие страны открыли для них свои границы". В то время, и даже позже, правительство Германии не препятствовало эмиграции евреев: и в 1939, и в 1940 году оно еще было согласно выпустить их на определенных условиях. "Союзникам было сказано, что если евреи Германии получат сертификаты на въезд в Палестину или визы в любую другую страну, они смогут выехать. Но эти клочки бумаги, необходимые для спасения людей, так и не были выданы, хотя было ясно, что в Германии евреев ожидает смерть".

"Видимо, существует некое состояние человеческого ума,  -сказал Жак Маритэн в лекции, прочитанной в Париже 5 февраля 1939 года, - при котором, не одобряя крайних мер против евреев... и не декларируя антисемитизма, человек позволяет себе наблюдать еврейскую драму с безразличием рационалиста, хладнокровно следующего своим путем". Именно безразличие, холодная отчужденность наблюдателей позволила Гитлеру превратить Европу в еврейское кладбище.

Источники:
Константин Кеворкян, Опасная книга. Феномен нацистской пропаганды.
Харьков, «Фолио», 2009.
http://www.kontinent.org/article_rus_4a0df 9cfdd084.html
http://www.lechaim.ru/ARHIV/212/ionkis.htm
http://our-israel-ru.livejournal.com/563053.html
http://www.messcom.org.ua/2011/01/18/996655323459/
http://www.vestnik.com/issues/98/0217/win/meltzer.htm