культурный человек. заметки на полях

Ив Жовайр
  04.12.2021

        Как-то я втолковывал моему не особо понятливому приятелю смысл выражения «интеллигентный человек»|*. И когда я решил, что мои старания и красноречие достигли, наконец, цели, приятель мой, скептически скривив губы, возразил:
        - К чему столько  слов? Сказал бы «культурный», -  и все...
        Продолжение своей просветительской беседы я счел бесполезным, и не стал  доказывать приятелю, что этих два  понятия вовсе не так близки по смыслу, как он, наверное, полагал.
        Мне кажется, что понятие «культурный» - это специальный термин, заимствованный нами и введенный  в обиходную лексику из агротехники, где выражение «сельскохозяйственная культура», к примеру, означает, что данное растение подвергалось в процессе селекции некоему целенаправленному  воздействию.
        Если эта догадка верна, то понятие «культурный человек» должно означать, что данный индивид рос и формировался, подвергаясь со стороны семьи, или некоего сообщества людей воздействию, имеющим целью выработки в нем качеств, полезных для  определенного образа жизни, или  деятельности. Такими сообществами могут являться,  помимо семьи,  СПОРТИВНЫЙ КЛУБ, или ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ, или ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС, НАЦИОНАЛЬНАЯ ДИАСПОРА и проч...
        И таким образом, отметим попутно, синонимом слова «культурный» оказывается не слово «интеллигентный», а, скорее, -  «воспитанный». 

|* http://proza.ru/2020/07/23/529