Золотая мина

Лена Мюрат
"Ай-яй-яй, девушка-девушка! Пить в одиночестве, да еще крепленое вино - это ведь верный путь к алкоголизму !"

"Золотая мина"- это не просто мина,причем отложенного действия, это взорвавшаяся бомба ! Причем особенно ясно это понимаешь теперь , по прошествии лет, когда есть, с чем сравнивать. А ведь сценарий картины , за который никто не хотел браться , по причине его скучной драматургии, долго лежал в закромах «Ленфильма», пока не попался на глаза Евгению Татарскому.
Когда -то я имела счастье в личной беседе попытать Евгения Марковича об его работе над моим любимым фильмом, в частности , об эпизоде в ресторане-поплавке, где герой Даля встречается со своей подругой в исполнении Любови Полищук . На мой вопрос , был ли этот эпизод тщательно прописан в сценарии, или имела место еще и актерская импровизация , Татарский ответил -вы угадали , Лена, но лишь почти - это была чистая импровизация ! Он настолько доверял актерскому чутью Даля, что еще перед началом съемок перед режиссером не стоял вопрос, снимать или не снимать в картине этого актера с очень непростой репутацией. Вопрос стоял, кого Даль будет играть. .Надо сказать, что в советском кино не боялись привлекать известных актеров на роли отпетых мошенников , и даже уголовников , не боясь, что их образы приобретут популярность. Образы эти получались или слишком мрачными , или , наоборот , излишне гротескными. А вот создать образ романтического уголовника до этого не удавалось никому , даже Шукшину . Но когда на роль рецидивиста Брунова был приглашен Олег Даль , система дала сбой. Он, особенно не напрягаясь, создал даже не героя- антигероя ! Который заставлял смотреть картину по сто раз, и отнюдь не из за Киндинова ...Двуличие образа, созданного Далем в прямом и переносном смысле , было адресовано миллионам советских зрителей, носившим камень за пазухой. Во времена "железного занавеса" все мы обожали свою тайную вторую сущность. К тому же, нас уже подготовило к встрече с героями , наделенными определенным , пусть и отрицательным , но бесконечным обаянием, зарубежное кино , с его "трентиньянами", "делонами" , "бельмондо " и "челентанами". А тут -на тебе -Даль, не уступающий этим звездам не по стилю, не по содержанию ! Этакий усталый Делон, в очередной раз вышедший на свободу, и прожигающий жизнь в кабаках, в обществе красивых дам с "низкой социальной ответственностью, всегда в темных стильных очках , модно и непринужденно, не "по советски" одетый (а известно, что Даль приезжал на съемки в своей одежде ) . Несомненно, этот актер обладал тем, что называют харизмой , невероятной мужской энергетикой , и ,как сказали бы сейчас - неотразимой сексуальной привлекательностью ! Многие психологи склоняются к мысли, что главный секрет харизмы кроется во взгляде . Прямой, слегка надменный , и гипнотизирующий, этот взгляд как будто видит вас насквозь.Вот и здесь, в том самом эпизоде на "Кронверке", подруга Брунова (Полищук) просит его снять очки , ибо уже забыла , какие у него его глаза, он снимает...А лучше бы не снимал ! Настолько жестокий, холодный, мертвый этот его взгляд, пронизывающий до мурашек...
Эпизод этот , в лучших традициях, стал "фильмом в фильме", когда актерам , за казалось бы, поверхностным разговором "ни о чем" удалось за каких-то пару минут показать всю драму отношений своих героев ,эти так называемые  "совместные радости" , откровенно и безжалостно обнажив их прошлое ,и даже будущее. Потому-то и вино -крепленое...Сухим здесь не обойдешься.
В фильме вообще много откровений -например, он явил нам совершенно доселе невиданные в советском кино роскошные дачи,тайники с сокровищами, набитые антиквариатом квартиры , пластические операции , и прочие атрибуты "тайной"жизни" сильных мира сего, таких, как герой Игоря Дмитриева , хирург "института красоты" Подниекс, и его избранная"клиентура"- увешанные старинными брюликами генеральские дочки, и их зажравшиеся жены. И если раньше в кинофильмах Ленинград , как парадный фон, служил лишь необходимой декорацией , то в "Золотой мине", наоборот, ленинградские мрачноватые пейзажи украсил своим присутствием бунтарь без причины, упакованный с ног до головы в дефицитную джинсу.Брунов Даля чем-то напоминает годаровского Мишеля Пуакара   -та же неприкаянность, отрешенность во взгляде, то же ощущение последнего дыхания. Да и финал схожий- Брунова, как и Мишеля, сдает его очередная подружка -Тамара. Только Мишель прощается с нами чисто по-французски-  с улыбкой на устах, и сигаретой в зубах, напоследок наградив предавшую его подружку метким словечком "образина, а Брунов-Косов  , вырываясь из рук доблестной советской милиции , злобно шипит в лицо испуганной Тамаре "Сука"... Но не только эпизод с Далем и Полищук запомнился поклонникам этого фильма, а и многие другие моменты, цитаты , великолепная музыка Исааака Шварца. И даже хохмочки, как это и случается с хорошем кино, что называется "ушли в народ" . Как ,например, фраза клиентки пластического хирурга Подниекса , в исполнении королевы эпизода и дубляжа , неподражаемой лениградской актрисы Людмилы Петровны Ксенофонтовой : "Простите, Ян Карлович , так значит - юный овал ?