Об истоках антисемитизма

Исай Фейгельман
(Опыт субъективной компиляции)

                Сущность антисемитизма
                За всё на еврея найдется судья:
                За живость, за ум, за сутулость,
                За то, что еврейка стреляла в вождя,
                За то, что она промахнулась.
                И. Губерман

Игорь Губерман называет свои произведения «стишками». В приведенном выше «стишке» он, буквально одной фразой дал определяющую характеристику антисемитизма: антисемитизм алогичен, иррационален и продиктован подсознанием. Об этом пишут многие, профессионально изучающие проблему антисемитизма вообще, и его истоков в частности. Познакомился я со многими статьями с помощью Google и привожу выдержки из них без изменений.

Все, кто занимался проблемой антисемитизма, подчеркивают его иррациональный характер. Еврей умный («всегда сумеет обдурить» незадачливого гоя) – и еврей на удивление глуп (как показывает любой «еврейский» анекдот); еврей, надо отдать ему должное, талантлив (берет призы на международных конкурсах) – и еврей рекламной шумихой маскирует свою бездарность, евреи богаты (все банкиры и миллионеры – евреи) – но евреев России, которых не выпускали за пределы черты оседлости, постоянно обвиняли в том, что они нищи (и являются обузой для государства); христиане обвиняют евреев в том, что они «убили Б-га» (несмотря на многочисленные опровержения этого навета – даже в буллах Римских Пап), а нацисты обвиняют их в том, что они заразили Европу «еврейской заразой» – христианством; евреи – «средневековые мракобесы», и евреи же – творцы «богов», которым поклоняется человечество. Евреи якобы изгнали из своей религии всякое живое чувство, оставив лишь пустую обрядность, евреи – лицемеры, трусы, человеконенавистники; это евреи приохотили русский народ к водке, и это они устроили революцию в России...

Короче говоря, нет ни одного качества, которое антисемиты не выдвигали бы как основание для своей ненависти к нам. Еще короче: в евреях, по их мнению, сконцентрировано все мировое зло. И речь идет не о каких-то отдельно взятых евреях: этот, мол, таков, а тот – иной. Нет, эти качества распространяют на весь народ. Это – второй характерный момент: антисемит ненавидит весь народ в целом, а не отдельных его представителей. В прекрасной книге французского писателя Пьера Даниноса «Записки майора Томпсона» автор даёт, в числе прочих, следующую характеристику французам: «Как определить всех этих людей, которые не любят евреев вообще, но в частности у каждого из них имеется близкий друг еврей…»
Проблема антисемитизма имеет ещё один аспект - психиатрический. Почти у каждого человека есть тайные страхи и фобии, явные или скрытые пороки и недостатки, вольные и невольные прегрешения. Один из способов избавления от этих страхов и мучительного недовольства собой - извлечь их из своей души, из глубины подсознания на свет божий, громко заявить о них, приписав, однако всю эту скверну не себе, а кому-то другому, кого не жаль, и сосредоточить на нём всю свою ненависть. Таким объектом, которому приписывают собственные пороки, испокон веков служили евреи. Антисемитизм имеет зоологический характер, т.е. идет из глубины подсознания. За двадцать веков он превратился в устойчивый стереотип, который усваивается с молоком матери и передается из поколения в поколение. Надобно иметь недюжинную силу и крепость, чтобы противостоять этому массовому психозу, имеющему характер пандемии, но рождение, воспитание и вся жизнь подавляющего большинства людей не дают, к сожалению, этой силы и крепости. Антисемитизм - это диагноз. Психиатрия должна бы включить его в свои учебники как один из видов психического расстройства, маниакального психоза. Хочется сказать господам антисемитам: "Это ваша проблема, идите и лечитесь". Но кто же пойдет лечиться, ведь антисемитизмом не страдают – им наслаждаются.

Хронология и география антисемитизма

                Я физик и знаю, что каждая вещь отбрасывает тень.
                 Тень, отбрасываемая моим народом – антисемитизм.
А. Эйнштейн

Для выявления истоков антисемитизма очень важно выяснить два обстоятельства:
1. Начиная с какого времени или события еврейский народ стал отбрасывать тень     антисемитизма.
2. Покрывает ли эта тень весь мир, или есть места, свободные от этой тени.
Следует отметить, что, по мнению ряда историков, не всякие враждебные по отношению к евреям действия, какими бы кровопролитными они не были, можно квалифицировать как антисемитские. Макс Даймонт в своей книге «Евреи, Бог и История» на многих исторических примерах показывает, что антиеврейские действия мало чем отличались от действий против других народов, с которыми велись войны в прошлом. Он утверждает, что иррациональный расистский антисемитизм не был известен язычникам, грекам, римлянам древности. Даймонт не отрицает, что на протяжении этих веков евреев истребляли, вырезали, мучили, продавали в рабство, но при этом он задаётся вопросом: «а кого не вырезали, не мучили, не продавали в рабство в те времена?»

Суть претензий, предъявляемых к иудеям эллинистическими и римскими авторами, состоит в целом в том, что они, иудеи, не почитают «обычных», «языческих» богов, имеют какой-то собственный тайный культ, который связан с человеческими жертвоприношениями и даже каннибализмом, и стараются привлечь на свою сторону как можно больше невежественных людей. Евреи рассматриваются при этом, разумеется, как один из варварских народов (порой как худший из них). Не у всех греческих авторов можно найти серьезные проявления какого-то резко негативного отношения к евреям. Даже Страбон, считающийся у некоторых знатоков законченным антисемитом, вполне сочувственно излагает монотеистическую идею, проповедником которой перед египтянами у него представлен сам Моисей.

Некоторые историки устанавливают  границу между собственно антисемитизмом и «антиеврейскими акциями». Так М. Даймонт  считает, что «когда римляне разрушили Иерусалим и изгнали евреев, ими руководили отнюдь не антисемитские предубеждения»: перед тем евреи трижды восставали против римлян, и «их следовало раз и навсегда отвадить от этой дурной привычки». Когда же язычники стали антисемитами? Напрашивается ответ: Тогда, когда они перестали быть язычниками и стали христианами или мусульманами.

А теперь обратимся к «географии» антисемитизма. Какие страны и народы страдают антисемитской паранойей? Оказывается, наиболее подвержен этому заболеванию христианский и мусульманский мир. А что же остальной мир?

Начнем с многолюдного Китая
Негативный образ еврея в Китае, как и в других странах, ассоциировался, прежде всего, с миром денег. Это был образ финансиста, заимодавца. Однако не всегда и не все китайцы считали повышенный интерес евреев к деньгам отрицательной чертой. Так, дипломат Сюэ Фучэн (1838-1894), размышляя о причинах могущества Великобритании, отмечал, что в этой стране самые богатые люди – евреи, у которых берет взаймы даже английская королева. А значит, евреи – самый могущественный в мире народ. Если бы китайцы сравнялись с ними в богатстве, то они стали бы самым сильным народом. Хотя у Китая в целом это не получилось, китайские торговцы в других странах мира разбогатели настолько, что в Юго-Восточной Азии их стали называть «евреями Востока». Китайцы в разных ситуациях по-разному интерпретировали образ еврея. В спорах с западными расистами, акцентировавшими внимание на противопоставлении «белых» и «желтых», они ссылались на то, что Христос был евреем и у него были такие же, как у китайцев черные глаза и волосы. Евреи были неким символом для китайских реформаторов 90-х гг. XIX в. Один из них, Лян Цичао после поездки в США заявил, что китайцы должны учиться искусству выживания у евреев. А еще лучше «стать евреями», чтобы контролировать мировую экономику и политику.

Япония
Антисемитские пропагандисты издали в Японии книгу, которая неожиданно стала популярной: «Протоколы Сионских мудрецов». Когда японцы в последний раз вообще еврея видели? Но самое интересное другое. Оказалось, японцы эту книгу рассматривают не как антисемитский памфлет, а как рассказ о маленьком народе, что смог подчинить себе весь мир. Японцы ведь очень восприимчивы к чужому опыту, и когда они видят, что кому-то что-то удается, они пытаются извлечь урок из чужого успеха для себя. Менахем Бегин, в бытность свою премьер-министром Израиля, встретился с одним из ведущих писателей Японии, и тот преподнес ему роскошно оформленное подарочное издание «Протоколов». Этот человек искренне считал, что Бегину будет приятно видеть, как ценят в Японии достижения евреев, их мировое влияние, как японский народ восхищается еврейской мудростью.

Индия
Терпимое отношение индусов к чужим верованиям являлось одной из важных причин фактического отсутствия антисемитизма в Индии. Еврейские общины свободно строили синагоги и совершали обряды, предусмотренные иудаизмом и еврейской традицией. Не менее значительное влияние на существование еврейских общин в Индии оказала кастовая система, ставшая важнейшим элементом индуизма. Еврейские общины приравнивались к различным кастам в зависимости от их профессиональной деятельности и благосостояния. Так "сыны Израиля", который занимались выделкой масла, имели примерно такой же невысокий статус, как их коллеги из касты Судра. В то же время было немало еврейских землевладельцев, крупных торговцев, офицеров высокого ранга в местных армиях среди кочинских и белых евреев.

Африканский континент
Здесь, в качестве иллюстрации, приведу рассказ корреспондента «Филадельфийской правды», который во времена национально-освободительных движений африканских племён побывал в молодом, только завоевавшем независимость, государстве. В ходе интервью руководитель государства пространно рассказывал об успехах и достижениях. Корреспондент попросил рассказать о проблемах. Руководитель сказал, что пока он не видит особых проблем. Корреспондент: « Но такого не бывает, должны же быть какие-то проблемы!» Руководитель, после некоторых раздумий: «Да, действительно есть одна проблема, которую мы не смогли решить. Я обращаюсь к населению на митингах,  по радио, по телевидению. Я им говорю: «евреи такие же люди, как и все» -  не едят их и всё!»

Итак, антисемитизм пустил свои корни и пышно расцвел у тех бывших язычников, которые в основу своих новых религиозных верований положили иудаизм. И это, несмотря на то, что Папа Римский Иоанн-Павел Второй поблагодарил “евреев за Христа” и назвал их “старшими братьями” в религии, а Коран - это “латаная - перелатаная Тора”. Для того, чтобы понять причину этого, на первый взгляд, трудно объяснимого явления,  обратимся к свидетельствам историков, о том, как жили и чему поклонялись языческие народы.

Языческие культы
Язычество — система религиозных культов, одухотворяющих окружающие вещи и явления. Язычество – это также общее обозначение всех религий, кроме монотеистических: христианства, ислама и иудаизма. В этом смысле языческими считаются и такие современные религии, как индуизм, брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм и др. Языческие культы и мифы хорошо известны. Здесь я хотел бы остановиться на одном, очень важном для понимания истоков антисемитизма, аспекте жизни языческих народов.

В жизни языческих народов была огромная палитра сексуально-эротических переживаний: от гомосексуализма до некрофилии. Причем это считалось не только не греховным, но и нормальным, и входило даже в ритуалы языческой религии. Начнем с самого "невинного" культа – фаллического. Культ поклонения мужскому (и женскому началу) был распространен у многих языческих народов: от просвещённого Рима до диких джунглей. В Японии до сих пор  в городе Комакаши, регулярно проводится фестиваль Toshira jinga. По улице с самым серъезным видом, с пенисом наперевес, идут творцы технологического чуда 20-го века. Кстати, Япония одна из самых атеистических стран мира – 70 процентов неверующих.

В древности же поклонение фаллосу было вообще обыденным явлением. Просвещенные греки и римляне устанавливали у полей, дорог и внутри жилых домов "hearmae"(гермы), - квадратный столб с головой бородатого мужчины наверху и с эрегированным пенисом посередине и фаллические скульптуры "fascinum", что, по их мнению, должно было отпугивать злых духов и приносить удачу. Кроме того, "просвещенные" римляне вешали амулет в виде фаллоса на своих маленьких детей. "Греко-римский фаллический культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты, - культ, заимствованный из семитических религий; под разными именами господствовал во всей Западной Азии и Египте. Также нельзя не отметить поразительную симпатию к фаллосам у индусов, которая воплощена в тысячах лингамах, к которым ежедневно приходят миллионы поклонников.

В античной Греции боги имели безграничную власть и могли самолично определять судьбу людей, в то же время, несмотря на то, что боги практически всегда находились на горе Олимп, слава об их сексуальных подвигах распространялась по всему свету. Во время правления крито-микенской цивилизации имели место дикие оргии в декабре месяце и это отражено во множестве рисунков на античных вазах. Эти оргии назывались фестивали Диониса - сына Зевса и его любовницы Семелы.

Ярило - славянское божество, связанное с языческим культом Солнца. Во время обрядов соломенное чучело Ярилы изготовлялось с огромным торчащим фаллосом. А форма пасхального кулича, выпекаемого весной в праздник плодородия?

Естественно, что при таком распространенном культе не существовало никаких запретов.Считанное количество римских повелителей не было замечено в гомосексуализме пишет Светоний в своей эпической работе "Жизнь двенадцати цезарей". Не чурались гомосексуализма и рядовые язычники.

В Китае как до нашей эры, так еще и в XIX веке н. э., вплоть до коммунистических репрессий ХХ века, мужская гомосексуальность и проституция были вполне обыденным явлением. Этому способствовало отсутствие христианских и мусульманских влияний, хотя в XVШ веке и предпринимались попытки соответствующих запретов и наказаний. Гомосексуальные отношения по взаимному согласию между взрослыми мужчинами, а также с юношами в Китае считались вполне нормальными, периодически становились даже модными.

Одна из самых позорных страниц язычества - это узаконенная педофилия. На протяжении двух столетий (с начала VI до начала IV вв. до н.э.), когда процветала педерастия, греки твердо придерживались традиции, включавшей этот порок в систему высшего образования. Теоретически, когда мальчик оканчивал школьный курс образования, его брал под свою опеку более зрелый мужчина (обычно тридцатилетний), принимавший на себя ответственность за нравственное и интеллектуальное развитие мальчика. Он должен был относиться к нему с добротой и согревать его той чистой любовью, единственная цель которой, согласно Сократу, создание нравственного совершенства в возлюбленном... Греческая традиция педерастии как бы возродилась в Х в.н.э. среди буддистских монахов в Японии, которые культивировали такие же отношения между учителем и учеником: старший из двух монахов был учителем и защитником, а младший относился к нему с любовью и уважением. Немного позднее аналогичная традиция существовала в воинских классах, где отношения скреплялись клятвой пожизненной верности.

Язычество, как мы знаем, помимо прочего подразумевает ещё и глубокую связь с природой - поэтому неудивительно, что некоторые язычники устанавливали с природой и половую связь – то, что сейчас называется зоофилией. Следует отметиь, что природа платила язычникам взаимностью. Периодически боги в обличии животных сходили к своим почитателям и предоставляли им интимные услуги: то Зевс в образе быка обольщает несчастную Европу, то насилует ее в виде орла.

В рассказах Плутарха можно найти описания любви женщин к священным животным. Так, он писал, что женщины в Менделе предаются разврату со священным козлом, а некоторые пастухи содержат коз вместо жен, ухаживая за ними и украшая лентами. Архаические предания о соитиях женщин-прародительниц с тотемными животными и рождении от них полулюдей-полузверей были излюбленными сюжетами античных мимов (фарсов), рассчитанных на широкую публику и имевших у нее огромный успех. Генрих Грец в многотомной истории евреев пишет: «…на центральных улицах Александрии женщины совокуплялись с ослами…»

Когда археологи раскопали Помпею и смогли восстановить рисунки на посуде, реставрировали мозаики и фрески, отражающие быт и нравы великолепного римского города, добродетельным христианам сразу стало ясно, за что этот город был погребен под пеплом. На стенах и на блюдах более чем естественно были изображены обнаженные уважаемые граждане, занимающиеся любовью (а то и просто сексом) в парах и группами, изолированно и в присутствии друзей и слуг.

Античная гимнастика предусматривала физические упражнения в обнажённом виде. Слово "гимнастика", точнее, гумнастика, происходит от греческого слова "обнаженный". Языческий эллинский культ свободы чувственности не предусматривал такого понятия, как стыд.

Можно долго описывать все "прелести" языческих культов: лишение жрецами девственности у девушек, храмовую проституцию, свальный грех во время праздников, инцест во время вакханалий, мистерии поклонников Кибелы, во время которых практиковались убийства и самокастрация - но уже описанного достаточно, чтобы иметь представление о том, как жили и боролись трудящиеся язычники.


За что?
На горе Синай Моисей разговаривает с Творцом, у подножия горы толпится народ, гремят громы, сверкают молнии, густое облако скрыло гору. Наконец, ветер развеял тучи, с горы спускается Моисей.
На его челе озабоченность. «Ну, что?» - вопрошают люди.
      - Он требовал пятнадцать, сошлись на десяти.
      - Так хорошо же, почему тогда такой озабоченный?
      - Прелюбодеяние осталось.
               

Существует довольно много версий о происхождении антисемитизма. Во многих версиях антисемитизм отождествляют с ксенофобией. Сравнение и анализ литературы, посвященной вопросам отдельно антисемитизма и отдельно ксенофобии, свидетельствуют о безосновательности такого подхода. Ксенофобия, как проявление базовой культурной оппозиции «свой-чужой», является древнейшим феноменом, насчитывающим десятки тысяч лет. О том, когда возник антисемитизм было сказано выше. Причем, если с зарождения и по настоящее время антисемитизм развивался по весьма прихотливому сценарию, то ксенофобия пребывает неизменной тысячи лет, не поднимаясь выше общинно-бытового социального уровня.

На мой взгляд, наиболее близкой к истине является версия антисемитизма на религиозной основе. Здесь тоже можно выделить два подхода. Согласно первому, причиной ненависти к евреям являлся их отказ признать божественность Иисуса. Не пошли евреи и за Магометом. В противоборстве с христианством и мусульманством евреи остались верны своей религии. Более того, еврейский закон требует, чтобы своими ежедневными действиями еврей не только выражал свою приверженность Богу (8 заповедей Торы), но и отрицал других богов (51 заповедь!) Конечно, эта версия имеет право на существование, но чем тогда объяснить многочисленные трагедии “новообращённых” евреев, которые принимали религию окружающих их народов в самых разных странах. Вспомним горестные судьбы многих маранов - испанских евреев-выкрестов, сгоревших на кострах инквизиции за недостаточно “искренний” переход в христианство. Немало трагедий было с такими людьми и в других странах. В России извечное недоверие к выкрестам даже получило отражение в народном фольклоре - трудно сказать, сколько лет этой поговорке: “Жид крещёный - как вор прощёный или как конь лечёный”…

Кровопролитные войны и столкновения на религиозной основе были всегда. Из романов Дюма, Генриха Манна и других писателей мы знаем, что сделали католики с гугенотами. А что сейчас, куда девалась эта вражда? Я живу в городе, где, наряду с католическими, большое количество протестантских церквей. Но я что-то не видел здесь не только кровопролития, но даже элементарного мордобоя на религиозной почве с криком: «Бей протестантов – спасай Германию!»

А многовековые распри между суннитами и шиитами. Многие сунниты убеждены, что шииты - не просто «немусульмане», «неверные», но «худшие из людей», как говорится в распространяемом послании одного из руководителей «Аль-Каиды» Аз-Заркауи. Среди суннитов до сих пор распространена поговорка «убей шиита - попадешь в рай». Это трагическое и глупое разделение не основывается на каких-либо серьезных и глубоких различиях. Оно, скорее, традиционное. Летом 632 года пророк Мохаммед умирал, а за занавеской из пальмовых волокон уже начался спор, кто заменит его - Абу Бекр, тесть Мохаммеда, или Али - зять и двоюродный брат пророка. Борьба за власть и была первопричиной раскола. Шииты считают, что первые три халифа - Абу Бекр, Осман и Омар - некровные родственники пророка - незаконно узурпировали власть, и только Али - кровный родственник - обрел её законно.

Сегодня это противостояние имеет явно выраженные экономическую и политическую составляющие: нефть и влияние в регионе, а такое понятие, как «антисуннитизм» не существует. Во время хаджа - паломничества мусульман в Мекку - разногласия забываются, сунниты и шииты вместе преклоняются Каабе в Запретной мечети.

Согласно второму подходу враждебность к евреям пришла к христианам и мусульманам  от неприятия единого Бога с его моралью и запретами, но так как немногие осмеливались выражать враждебность всемогущему Богу, то зло срывалось на тех, кто явил его миру. Почему же язычники, пусть не сразу, но так безоговорочно приняли новую религию, забыв своих богов и свои обряды? В течение нескольких веков язычество или, выражаясь научно, политеизм сосуществовал с монотеизмом, но в итоге христианство и мусульманство одержали безоговорочную победу.
 
Здесь небольшое отступление.
Маленький мальчик отказывается есть суп. Мама его уговаривает с большим напором. Наконец он почти сдается, но при этом говорит, тоже с напором: «А ты мне что?» То есть: я тебе съем суп, а что получу взамен? Точно так же поступают верующие, они взамен своей веры чего-то хотят от Бога. И если кто-то говорит, что его вера совершенно бескорыстна, то он кривит душой. Действительно, есть люди, которые не хотят ни денег, ни власти и вообще никаких земных благ, но они надеются получить неизмеримо большее – вечное блаженство после смерти, т.е. попасть в рай - место наслаждения и покоя, место общения с Богом.

И если христианский рай – это нечто приятное и эфемерное, то мусульманский рай напоминает пансион, где отдыхают выслужившиеся солдаты: всё, чем наполнено их райское существование - это наслаждение всяческими удовольствиями, телесными и эстетическими. Вот как расписывается райский день верующего: "Посреди садов вечности дворцы из жемчуга. В таком дворце семьдесят помещений из красного яхонта, в каждом помещении семьдесят комнат из зелёных изумрудов, в каждой комнате ложе, на каждом ложе постелены семьдесят постелей всех цветов, на каждой постели жена из большеглазых чернооких. В каждой комнате накрыт стол, на каждом столе семьдесят видов еды. В каждой комнате семьдесят слуг и служанок. И каждое утро верующему даётся такая сила, что он может справиться со всем этим." Отсюда становится понятным большое количество шахидов, чья кровопролитная деятельность позволяет попасть в рай, не дожидаясь естественной кончины.

По моему глубокому убеждению, истинно верующим может быть только тот, кто верит в загробную жизнь. Но Господь суров: шанс попасть в рай предоставляется только тому, кто в земной жизни выполняет его заповеди. Этот принцип взят из учения иудаизма, согласно которому праведное поведение есть единственный путь к вечному спасению, и этот путь открыт как евреям, так и неевреям. Это всеобщее этическое учение мыслящих людей, которое еврейская традиция называет законом детей Ноя, основывается на семи великих принципах:
поклонение Богу,
осуждение убийства,
осуждения воровства,
осуждения прелюбодеяния и разврата,
осуждение поедания «частей тела живущего», то есть жестокости по отношению к животным,
осуждения богохульства,
справедливость, то есть учреждение судов, назначение судей и система равенства человека перед законом.

Эти принципы вошли в заповеди христиан, при этом древняя заповедь – "не прелюбодействуй" наполнилась новым содержанием: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в своем сердце. Если же твой правый глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из твоих членов, а не все твое тело было ввержено в геенну. И если твоя правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из твоих членов, а не все твое тело было ввержено в геенну» (Евангелие от Матфея, 5:27-30) [7, c. 1015]. Поэтому сладострастный взгляд уже сам по себе является преступлением.

В Коране нет такого понятия как 10 этических заповедей. Обязательные для исполнения моральные нормы упоминаются в различных местах писания и представляют собой усовершенствованный вариант библейских. Наиболее последовательно они передаются в суре 17 "аль-Исра".

Насколько сложным оказалось исполнение этических норм бывшими язычниками? Трудно представить, что они все были воры, маниакальные убийцы, богохульники, не имели никаких судебных органов и ели неумервщленных животных. Наверняка были какие-то правила, относительная справедливость и т.д. Но что с уверенностью можно сказать, так это то, что чувства стыда у них не было. И тут заповедь «не прелюбодействуй» «наступила на больную мозоль».

Языческий мир, не имевший понятия «стыд», мир, в котором не существовало понятие «разврат» с негодованием отреагировал не столько на еврейский монотеизм, сколько на  одно из моральных требований: осуждение прелюбодеяния и разврата. Поскольку это положение является ключевым для выяснения истоков антисемитизма, остановимся подробнее на трактовке понятия «стыд» в философии христианства и в христианском сознании.

Стыд – это первое чувство, которое согласно Библии, испытал человек, вкусив плоды с «Дерева познания»: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». В библейской версии в сферу стыда входило плотское начало человека («низ»), противопостовляемое его духовному началу – «верху», обращенному к Богу. Вкусив плоды «Дерева познания» и испытав стыд, человек устыдился «низа» и осознал свою духовность. Стыд универсален, он пронизывает все человеческое естество, в нем соприкасаются дух и плоть. Стыд заполняет пропасть между божественным и звериным началом человека. Можно говорить о «стыде тела» и «стыде духа». Первый вид стыда преимущественно связан с сексуальными переживаниями, с потребностями и отправлениями тела.

Стыд – великая и единственная объединяющая сила между плотью и духом, это – стержень всей морали.

Мораль и чувства, прививаемые людям в длинном ряде поколений практикой языческих культов, долго сохраняются в нисходящих поколениях и атавистически возрождаются через тысячелетия. Психологический вклад зла, вложенный в душу человека этими, как выражалось христианство, "бесовскими культами", почти неистребим.

В 1948-1953 годах в Соединенных Штатах был опубликован «Отчёт Кинси». В этом отчёте под семью запорами учёных выкладок скрывались открытия, которые вызвали холодный пот у пуританских (в то время Америка считалась пуританской) граждан. Приведя в подтверждение своих выводов точные статистические данные, собранные в результате многочисленных конфиденциальных бесед с пациентами, профессор Кинси показал, что в Соединенных Штатах весьма широко распространены такие явления, как добрачные и внебрачные связи, прелюбодеяние, гомосексуализм, кровосмешение и скотоложество. Отчёт немедленно был использован агностиками для утверждения того, что сексуальные нормы и установления Библии – то есть нормы не только иудаизма, но и христианства - противоречат человеческой природе и, следовательно, должны быть отвергнуты как общественным мнением, так и юридическими инстанциями. Тем самым они повторили тезис романтиков, согласно которому природа – это суд последней инстанции для решения всех спорных вопросов.

По словам председателя Американской национальной конференции католических священников Флиннери, «Именно иудаизм принёс в мир концепцию универсального закона, данного Богом. Желая того или нет, евреи несут в истории ношу, возложенную на них Богом. Именно по этой причине им никогда не было и не будет прощения, а ненависть к евреям является самой сильной ненавистью в истории человечества».

Будет ли когда-нибудь положен конец антисемитизму. Думаю, что будет, и вот почему. Сексуальная революция идет семимильными шагами, основной языческий культ – культ вседозволенности – победно воцарился на страницах газет, журналов, книг, не говоря уже о кино, телевидении и Интернете. Святая церковь вяло борется с этим явлением даже в своей среде, о чем свидетельствуют мягкие наказания священников-педофилов: никто из них не только не был «низвегнут в геену огненную», но даже не подвергся анафеме. И их можно понять, поскольку целибат (обет безбрачия), предписывающий соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство, доставляет массу неприятностей католическим священникам. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Не исключено, что когда-нибудь будет предано забвению осуждение прелюбодеяния и разврата, прелюбодеи и развратники перестанут бояться ада, а те, кто не верит ни в бога, ни в черта избавятся от бремени общественной морали. Возможно, тогда забудут о тех, кто принес в мир понятие стыда.
 Жаль только жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.

Послесловие
Сегодня все говорят о том, что Израиль безнадежно проигрывает в пропагандистской войне, особенно в глазах «Старого Света». Мне кажется, что эта война была обречена на поражение. Вспомним незабвенного Булата Окуждаву:
        Каждый пишет, как он слышит,
        Каждый слышит, как он дышит,
        Как он дышит, так и пишет…

А чем же дышит старушка Европа? Густо удобренная антисемитизмом, она дышит его испарениями и слышит только то, что хочет слышать, забыв даже танцы «палестинско-арабской улицы» 11 сентября 2001 года. На этих «удобрениях» любое семечко антисемитизма, кем бы оно не было брошено, дает пышные всходы.

И вот, уже треть жителей Старого Света считают, что ответственность за мировой финансовый кризис лежит на... евреях. Таковы данные социологического опроса, проведенного агентством Taylor Nelson Sofres по заказу американской организации Anti-defamation Leage (ADL). Мало того, еще 40% европейцев уверены, что именно еврейские бизнесмены имеют самое большое влияние на финансовый сектор мировой экономики. Что ж, так всегда и бывает: когда "крайних" нет - виноваты евреи.

Народ звезды шестиконечной
И Богом избранный народ,
В любой науке – светоч вечный,
В любой беде – громоотвод.
Семен Фирштейн
Несколько слов о «подсознательном» в истории
Некоторые считают, что подсознание формируется родителями, воспитанием, средой обитания и т.д. Действительно эти факторы очень важны в формировании мировоззрения каждого из нас. Однако существуют глубинные факторы, о которых писал В.О.     Ключевский: "Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий". 
Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг: "Я постоянно говорю о том, что за нашей психологией тянется длинный хвост, как у ящера, а именно: вся история нашей семьи, нашей нации, Европы и мира в целом". Он назвал эти накопления в памяти человечества "коллективным бессознательным" и считал, что они сохраняются в подсознании, начиная с первобытных времен. Таким образом, прошлое продолжает жить в настоящем. Последствия исторических событий, сохраняющиеся в сознании и в подсознании людей, проявляются в виде определенных стереотипов мышления и предвзятых мнений, зачастую неверных, которые весьма существенно влияют на поведение отдельных личностей и целых народов. Отдельные нации и человечество в целом, являясь носителями "коллективного бессознательного", также подвержены психическим заболеваниям и должны лечиться путем непредвзятого осмысления своей истории и её переоценки с высоты общечеловеческих ценностей.
С понятием подсознания смыкается часто упоминаемое нами понятие «менталитет», которое утвердилось в ХХ в. «Mentalite» означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный источник мышления, идеологии, веры, чувств, эмоций. Менталитет – это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся “коду” в любых обстоятельствах, не исключая катастрофические. Иными словами, менталитет – это иррациональное подсознание человека.
Источники
http://www.lechaim.ru/ARHIV/191/vexler.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Антисемитизм
http://www.machanaim.org/tor&life/actual/antisemitism2.htm
http://www.e-slovo.ru/241/10pol1.htm
http://www-r.openu.ac.il/kurs/politic/zion3.html
http://ivgi.rsuh.ru/article.html?id=51585
Герман Вук, ЭТО  Б-О-Г МОЙ, «Шамир», Иерусалим, 1994