Тайные закоулки памяти... Глава 21

Юрий Чуповский
               

        Как же сложно, чёрт подери, понять, оценить, да ещё и описать образ современного, живущего в нынешнее время, своего современника. Имея за плечами, и, сохраняя в памяти, столько эпохальных событий, общаясь на своём жизненном пути с десятками тысяч людей, обычных и незаурядных, всё-таки теряешься в оценке людей. Обидно, но умом понимаю и вынужден согласиться – человек, его сознание, его поступки формировались, формируются и будут формироваться близкими родственниками, окружающим нас сообществом, политическим строем, властью правящего, в данный момент, режима. Я не судья, не прокурор – не имею никакого морального права кого-то обвинять, оценивать или указывать, как поступать в сложившейся, на данный момент, ситуации. Но я также член нынешнего, сложившегося общества и, как все, могу и должен иметь своё собственное мнение об окружающем меня современном мире.

        И наиболее подходящим пособием, примером для изучения такого сложного вопроса может стать собственная жизнь, собственные поступки, на которые, конечно же, всегда влияла политическая жизнь страны. Вспоминаю свои детские годы, юность, годы молодости – не было тогда ни телевидения, ни телефонов, ни интернета, только радио, кино, газеты и журналы и ещё книги. Но при этом такой массовый патриотизм – принятие детворы в ряды октябрят – праздник, вступление в ВЛКСМ – праздник, 1-е мая, 7-е ноября – необъятные торжества с парадами, концертами, салютами. В молодые годы никаких сомнений в правильности избранного вождями пути к победе коммунизма.

        Как чётко в моей памяти зафиксирован март 1953-го года – плач учителей, слёзы моей мамы, прошедшей концлагеря и рабский труд на плантациях хлопка в Узбекистане и на военном заводе в Куйбышеве, рёв заводских гудков – смерть вождя! Вот ведь смогли же зазомбировать народ. И далее, на протяжении долгих лет, правящая политическая элита продолжает уверенно держать народ в идеологических шорах, скрывая всю подноготную режима под грифом ”совершенно секретно”. Насколько мы изменились, изменился наш внутренний мир, наша психология могу понять, вспоминая себя, свои мысли, чувства, знания окружающего мира в те, уже такие далёкие годы, когда двадцатипятилетним парнем оказался впервые за железным занавесом, за границей, в Польше, в Кракове, в семье своей родной тёти Гени. Я – комсомолец, секретарь довольно многочисленной комсомольской организации Аральского аэропорта с восхищением знакомлюсь с её героической биографией.

        Старшие сёстры и брат мамы, в молодые годы, попав под влияние прогрессивных социал-демократических идей, принимают активное участие в работе революционных кружков. Неоднократно участвуют в забастовочном движении, в демонстрациях рабочих против буржуазного строя довоенной Польши, за что неоднократно задерживались полицией и сидели в знаменитой тюрьме ”Swientego Michala” (“Святого Михаила”). Признаюсь честно, гордость переполняла моё сердце, когда в выходной день, чтобы не мешали посетители музея-тюрьмы, сам директор музея, отдавая должное прошлому мужеству и нынешнему высокому статусу моей тёти, провёл экскурсию по всей территории тюрьмы. Открыл тюремную камеру, где когда-то, до войны отбывала судебный приговор моя тётя Геня и брат мамы, мой дядя Салех.

        Предвидя и поняв весь ужас нацизма, они смогли нелегально бежать в СССР, где, оставаясь убеждёнными поклонниками коммунистического будущего, прошли сталинские концлагеря и почти через десять лет смогли вернуться на Родину, в Польшу, чтобы с энтузиазмом и непоколебимостью установить коммунистический режим в родной стране. А в следующие выходные тётя повела нас в музей Ленина, где на втором этаже был выделен целый зал, в котором демонстрировалась революционная деятельность и заслуги членов нашей семьи. С каким воодушевлением тётя рассказывала, как они носились по избирательным участкам, голосуя по несколько раз (сейчас это называют карусели), чтобы обеспечить победу своим кандидатам – в то время ПОРП, созданная по указанию Сталина, не пользовалась успехом у населения.

        Она с гордостью показывала снимки своих встреч с Секретарём ЦК ПОРП – Юзефом Циранкевичем, они с ним были близкими друзьями ещё со времён подпольной революционной деятельности. Да, активная, целенаправленная пропаганда идей социализма, коммунизма овладевала массами, толпой довольно сильно и надолго. Для разрушения их и пропаганды новых идей нужен был толчок, новый таран, с помощью которого толпа, народ сможет разрушить старые идеи.

        И таким разрушительным рычагом оказался развал экономики Советского Союза, а затем и всех стран Социалистического лагеря. На волне забастовок и недовольства рабочего класса, с новыми старыми лозунгами о свободе, о развитии частного предпринимательства, о свободе вероисповедования к власти приходит ”Солидарность”, а в СССР развал империи на отдельные, независимые республики (удельные княжества). Подобные процессы происходят и в других республиках Социалистического лагеря.

        Поэтому, чтобы понять механизм такого зомбирования, надо исследовать те мотивы и рычаги, с помощью которых производится управление массами людей, толпой. Отдельная личность, индивид, не в состоянии изменить политический строй, власть в государстве, только сумев понять психологию толпы и, управляя массами людей, можно создать таран для сокрушения власти, но при этом нужны годы и годы для образования нового политического режима. Такую психологию управления толпой, народами углублённо изучали, что документально доказано, а затем весьма умело применяли на практике такие одиозные личности, как Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини, да и многие другие политики в прошлые и нынешние времена.

        Чтобы хотя бы примерно понять механизм, как у людей в толпе появляются новые качества, которыми они до сих пор не обладали, обратимся к выводам французского психолога Гюстава Лебона. Он ещё сто лет тому назад, изучая, исследуя психологию больших социальных групп (толпы) сформулировал законы поведения организованной толпы. У людей в толпе появляются новые качества, которыми они до сих пор не обладали. Во-первых, толпа анонимна и поэтому не несёт ответственности, во-вторых, в толпе всякое действие заразительно и индивид легко жертвует свои интересы интересу коллектива, а главное – индивид становится восприимчивым к внушению, автоматом, у которого своей воли не существует!
   
        Если углубиться в историю становления нынешней Европы, можно легко убедиться, что невозможно сиюминутно, при помощи нескольких, очень правильных фраз, лозунгов изменить, улучшить, построить “новое, светлое будущее” в обанкротившемся государстве. Ведь сознание людей не изменится мгновенно. Чтобы понять этот важный, но продолжительный процесс, необходимо вспомнить историю. Для примера – ещё во время французской революции 1789-го года был провозглашён лозунг, который захватил умы миллионов и сумел поднять их на борьбу с тиранией: ”СВОБОДА, РАВЕНСТВО и БРАТСТВО!” Но революция закончилась, забрав около 50 000 жизней – к власти пришла новая элита со своим насилием и войнами!

        И такие процессы, циклы, если исследовать всю историю цивилизации, повторялись довольно регулярно на протяжении всего существования человечества. Если вникнуть в сам изначальный смысл таких слов, как – демократия, равенство, свобода, социализм и т. д., то вряд ли точно определишь, найдёшь им точное разъяснение, но при этом они имеют огромное влияние на толпу. В них, наверняка, заключена магическая сила, дающая надежду на разрешение всех проблем. Вот ведь, что интересно – часто слова, имеющие самый неопределённый смысл, оказывают самое большое влияние на толпу. В своё время, ещё Наполеон сказал: ”Существует только одна заслуживающая внимание составляющая риторики – это повторение. Посредством повторения идея водворяется в умах до такой степени прочно, что, в конце концов, она уже принимается как доказанная истина ”. Здесь уместно вспомнить смысл высказывания известного агитатора и пропагандиста Йозефа Геббельса: ”Не важно, что говорить, важно это повторять до тех пор, пока все не поверят этому!”  И доказательства уже не нужны. Пример: ”Мир народам! Земля крестьянам! Заводы рабочим!”

        Потом ни мира, ни земли в итоге не будет, но гражданскую войну, с помощью зазомбированного народа, можно будет выиграть. А заводами, на словах, владеют рабочие и судьба этих рабочих нам известна. Чем более краток лозунг, чем меньше в нём доказательств, тем большее влияние он оказывает на толпу. Гюстав Лебон сформулировал законы поведения организованной толпы. Он высказал очень важную мысль, которую подхватили и часто затем повторяли и внедряли в жизнь различные вожди, диктаторы: ”Нужна первичная идея! Идеи – это дочери прошлого и матери будущего и всегда рабыни времени!” Должна появиться идея, которую необходимо множество раз озвучить, и, только потом, на её основе постепенно изменится человеческое общество.

       Стоило во времена Перестройки внушить жителям СССР желание богатства наряду с чувством вины за прошлое страны, как этой великой страны очень быстро не стало. А обещанное богатство и процветание пришло лишь к незначительному числу из двухсот сорока миллионов граждан СССР. Изучая сейчас политические процессы в мире, вдруг обнаруживаешь, что голос толпы становится преобладающим и уже личные качества монархов, диктаторов, политические традиции, решения правительств не принимаются в расчёт. Массы диктуют свою волю правящей верхушке, от толпы теперь зависят судьбы наций. Вот только обидно, что сила толпы направлена лишь к разрушению. В связи с этим можно напомнить о России в 1917 году или о Ливии, Сирии, Ираке. И таких примеров в мировой истории много.   

       К сожалению, чтобы понять, что нельзя переделать любое общество на основании указаний, лозунгов понадобилось погубить несколько десятков миллионов человеческих жизней и будоражить Европу, а затем весь мир в течение десятков лет. Нужны целые века для построения любого устойчивого политического режима, но ведь и для его изменения, улучшения также нужны века. И, если созданные государственные учреждения, в данный момент, не соответствуют потребностям и ожиданиям народа, то поменяв их названия – сущность их, отнюдь, не изменится. Необходимо менять не названия и штат этих учреждений, а саму систему работы их и политического строя государства.

        Получив возможность, доступ к интернету уже в довольно зрелом возрасте, и, имея за плечами огромный жизненный опыт, иногда прихожу в ужас от полученных знаний. Читая все эти ”совершенно секретные” данные о многих миллионах уничтоженных, изувеченных, ни в чём не повинных, таких же как мы людях, убеждаюсь всё больше, что человек, наша цивилизация – это страшная ошибка природы или того, что нас создало, но об этом мы, наверняка, никогда не узнаем!