Наутилус и все-все-все

Саша Снежко
Эта поездка запомнится Лёше навсегда. В июле отец отправился в Монте-Карло и взял его с собой. Они бродили по городу, любовались морем и лазурной бухтой с сотней яхт, а потом зашли в Океанографический музей, возле которого стояла маленькая жёлтая субмарина.
– Это батискаф известного океанографа Жака-Ива Кусто, который был директором музея, – сказал папа.
– Как бы я хотел побывать внутри! – воскликнул мальчик.
– В батискаф мы вряд ли попадём, а вот в музей – точно. Прямо сейчас!
Весь день они ходили по музею, рассматривали чучела и скелеты обитателей подводного мира, корабли, а от аквариума, находящегося в подвале здания Лёшку нельзя было оторвать до самого закрытия музея – тысячи диковинных пёстрых рыб притягивали к себе, как магнит.
Уставшие, они вернулись в гостиницу, и Лёшка уснул, едва коснулся щекой подушки. Ему снились экзотические рыбы средиземноморья и тропиков, которые он видел днём в океанариуме. Лёшка плавал среди них свободно, без акваланга, будто у него вместо лёгких были жабры. А потом неизвестно откуда к нему подплыл жёлтый батискаф Кусто.
– Как ты здесь оказался? – спросил мальчик. – Ты ведь стоял на суше возле музея.
– Я могу оказаться где захочу, в любой точке мира. Хочешь отправиться со мной в путешествие?
Лёшка ликовал. Кто же не хочет обогнуть всю землю, переплыть моря и увидеть подводный мир Земли!
Батискаф гостеприимно распахнул свой люк, и Лёшка оказался внутри подводного аппарата. Путешествие началось. Казалось, нет такого места в Мировом океане, где они не побывали: начав путь со Средиземноморья, опустившись в Марианскую впадину, попав по неизвестным подземным тоннелям в горные озёра, жёлтый батискаф вернул мальчика в Монте-Карло.
– Ты – удивительный! Единственный и неповторимый! – сказал мальчик.
– В мире, кроме меня, существует множество удивительных подводных кораблей! – возразил Жёлтый Батискаф. – Хочешь, я расскажу о них?
Лёшка с радостью согласился.
– Человек издревле хотел стать частью подводного мира. Поэтому идея построить подводные аппараты в разное время овладевала умами разных людей. Если верить старым документам, первое упоминание о подводном судне относится к 1190 году. В германском сказании «Салман и Моролф» главный персонаж Моролф построил лодку из кожи, чтобы скрыться на ней от враждебных судов. Под водой он находился две недели. К сожалению, нн рисунков, ни чертежей аппарата не сохранилось.
– А как же Моролф дышал под водой?
– Сказание утверждает: через длинную трубу. Возможно, это всего лишь красивая легенда, но уж больно правдоподобная. В эпоху Возрождения идею подводного аппарата разработал великий Леонардо да Винчи, но до нашего времени чертежи не дошли….
– Почему?
– Да Винчи уничтожил их.
– Зачем?
– Великий Леонардо написал:  «Люди настолько злобны, что готовы были бы убивать друг друга даже на дне морском!». И он оказался прав. В наши дни подводные лодки очень часто использовались для войн. В шестнадцатом веке англичане Уильям Брун и Магнус Петилиус построили свои суда, но их нельзя было назвать подводными лодками…
– Почему? – снова задал свой любимый вопрос Лёшка.
– Они, увы, не способны были перемещаться под водой, а только  погружаться и всплывать.
– Когда же появилась настоящая подводная лодка, на которой можно плавать на дне океана?
– Первое подводное путешествие осуществил король Англии Яков I. Но не в море, а по Темзе. Голландский конструктор Корнелиус Ван Дреббель создал судно из дерева и кожи, способное погружаться на глубину до 4 метров. Правда, у лодки не было привычного для нас двигателя.
– Как же на ней передвигались?
– С помощью вёсел, которые  вставлялись в отверстия в корпусе, уплотнённые кожаными вставками. Более 10 лет это судно использовалось английской знатью для путешествий между Гринвичем и Вестминстером.
– А как в нём дышали под водой?
– По неподтверждённым данным, для получения кислорода использовали нагреваемую селитру.
– А подводная лодка из металла когда появилась?
– Говорят, что её изготовил в 1691 году Дени Папен. Аппарат Папена был мало похож на лодку, поскольку был прямоугольной формы, почти по два метра в длину и высоту. Папен сделал каркас из металлических прутьев и покрыл их жестью.
– Такая лодка, наверно, хорошо только на дно погружалась, а плавать не умела, – засомневался мальчик.
– Уж не знаю. Нет никаких документов, которые бы описали судно Папена.
– Сказка про белого бычка, а не проект подводной лодки, – сказал Лёша.-  Неужели в нашей стране не было людей, которые смогли построить подводную лодку?
– Россия всегда гордилась смышлёными людьми. Ещё во времена Петра Первого было заложено первое «потаённое» судно…
– Почему потаённое?
– Во-первых, потому что такое судно под водой никто не видел, а во-вторых, первая подводная лодка заложена тайно, по проекту Ефима Никонова. Она в 1721 году была спущена на воду и успешно прошла испытания, а изобретатель продолжил работы, но вторая лодка от удара о дно треснула, и лишь ценой больших усилий судно вместе с изобретателем спасли. После этого Никонов не остановился: под строгим надзором Екатерины Второй  работал над третьей моделью. Вероятно, работа шла не совсем удачно, так как вскоре в вину конструктору была поставлена растрата 400 рублей, он был разжалован и послан в адмиралтейство Архангельска.
– А как выглядело это «потаённое» судно?
– Точных данных не сохранилось. Известно, что оно было бочкообразной формы, состояло из досок, укреплённых обручами и обшитых кожей. Двигалась лодка, как и в проекте Дреббеля, с помощью вёсел.
– Думаю, что на такой лодке далеко не уплывёшь. Я брал в библиотеке книги Жюля Верна, о капитане Немо. В них так хорошо описан «Наутилус», что можно поверить в его существование.
– В те времена наука и техника стремительно развивались. Вполне возможно, что прообразом «Наутилуса» Верна послужила какая-то реальная подлодка. В 1800 году во Франции американский инженер Роберт Фултон создал подводную лодку, названную Nautil 1. Первая модель имела форму эллипса, была сделана из дерева и приводилась в движение мускульной силой. Вторая модель – Nautil 2 – построена уже из меди и имела два раздельных движителя. Над водой лодка двигалась под раскладным парусом, а  под водой – с помощью винта,  который вращали люди.
– Этот ваш Фултон со своими идеями  просто не дорос до Жюля Верна!
– Да, дорогой друг, Верн – автор не только множества увлекательных романов. Идеи технических новинок, описанные им, опередили своё время, и многие из них позже были воплощены в жизнь! Как бы там ни было, но и заслуги Фултона нужно оценить по достоинству. В 1801 году его Nautil 2 произвел первую в мире демонстрационную атаку, в которой под французским Брестом подорвался на мине. Но французское правительство не оценило изобретения, и Фултон перебрался в Англию. Там его проект рассмотрели в адмиралтействе и…
– И?..
– …пришли к выводу, что она опасна, прежде всего, для самой Англии.  Фултону предложили «забыть» о своём проекте и обещали  пожизненную пенсию.
– Как можно забыть своё изобретение?!
– Фултон, наверно, и не смог забыть. Но его имя потускнело на фоне более удачливых изобретателей. В 1834 году генералом-адьютантом К.А. Шильдером был построен первый в мире подводный ракетоносец яйцевидной формы, вооружение которого состояло из мины, закреплённой на гарпуне, и шести пороховых ракет.
– Её использовали для войны?
– К счастью или сожалению, первое испытание судна окончилось неудачей, и работы над лодкой были прекращены.
– Урра!
– Рано радуетесь, мой юный друг. Другие проекты, более успешные, всё-таки использовались для военных целей. В 1863 году в России было заложено первое подводное судно, разработанное Иваном Александровским. Лодка  приводилась в движение пневматическими двигателями мощностью до 117 лошадиных сил. На вооружении были две плавучие мины. В 1865 году Александровским изобретена и первая самодвижущаяся мина, названная им «торпедо».
– Торпеды!
– Первой по настоящему серийной подлодкой стали аппараты Степана Джевецкого. Они были несколько примитивны – имели педальный привод. Вскоре Джевецкий усовершенствовал свои лодки, установив на них пневматические, а затем и электрические двигатели. Но и это не были наутилусы Жюля Верна. Они появились чуть позже. Помнишь, как в одном из романов французского писателя корабль «Блю Стар»  атаковало нечто, названное электрическим нарвалом?
– Да. Кажется, этот случай описан в романе «20 000 лье под водой».
– Конструктор Макс Лобёф, наверно, тоже читал книги своего соотечественника. И назвал созданную им лодку Narwhal. Она двигалась с помощью паровой машины на поверхности и электродвигателя под водой.  А в 1955 году американцы создали свой Nautilus с ядерным двигателем. Вскоре атомные субмарины появились во флотах СССР, Великобритании и других стран.
– Опять военные цели…
– Не огорчайся, мой юный друг. Подводные лодки разных конструкций используются и в мирных целях. Например, для изучения океана. Как я.
– Хорошо! – улыбнулся Лёша и…проснулся. Рядом с ним на подушке лежала морская звезда.