Легче воздуха

Саша Снежко
Однажды, прогуливаясь с папой в парке, Лёшка увидел парящий в воздухе похожий на арбуз летательный аппарат, несущий рекламную растяжку внушительного размера.
– Папа, это что летит?
– Дирижабль.
– Дири…что?
- Летательный аппарат такой. Называется дирижабль.
– Странное название!
– Ничего странного. Название его происходит от французского слова «управляемый».
– Я не вижу, чтобы им управляли. Он висит, привязанный каким-то тросом.
– Когда появились первые дирижабли – а это было в начале прошлого столетия – ими управляли люди, находящиеся в гондолах – небольших кабинках, прикреплённых к корпусу.
– Так же, как на воздушном шаре?
– Не путай монголефьер с дирижаблем. Хотя оба они – аэростаты, аппараты легче воздуха, перемещающиеся в небе. Только один перемещается по воле ветра, а второй – по воле человека. Чувствуешь разницу?
Лёшка кивнул, хотя не совсем понял, какой из названных шаров передвигается по воле человека. По дороге домой он хотел расспросить отца про аэростаты, но встреченные отцом знакомые отвлекли долгим разговором. Домой Лёшка приехал измотанный жарой, отказался от ужина, выпил кваса и лёг спать. Только сон не шёл к нему. Едва солнце коснулось верхушек деревьев, мальчик увидел, как в окошке появился ему знакомый аэростат с нарисованным на боку большим глазом. Лёшке даже показалось, что глаз хитро подмигнул ему.
– Привет! – сказал Алёшка, сам не ожидая от себя. – А я тебя видел днём в парке.
– Привет, – ответил аэростат. – Нам не дали возможности познакомиться и поговорить, вот я и решил заглянуть в гости. Ты можешь ближе подойти к окну?
Алёшка встал, вышел на балкон. Улицы, освещённые яркой полной луной, были пустынны. Мальчик тронул полосатый бок аэростата.
– Хочешь, я тебя покатаю, покажу засыпающий город? Залитый огнями, с высоты он выглядит потрясающе. Садись в кабинку.
– А вдруг папа обнаружит мою пропажу и забеспокоится?
– Не переживай. Он давно спит. Мы вернёмся раньше, чем он явится к тебе в спальню. 
Лёшка с удовольствием принял приглашение. Они проплыли над ночным городом, который походил сверху на догорающий костёр с тысячами углей, и повернули в сторону.
– Куда теперь?
– Я покажу тебе ночной Париж, – ответил новый друг.
– Почему Париж?
– Потому что во Франции началась история дирижаблестроения.
Парижа они достигли, казалось, в одно мгновение ока. Город Лёшка узнал очертаниям знакомой Эйфелевой башни, виденной когда-то на картинках.
– Слышал что-нибудь о братьях Монголефье?
– Кажется, они запустили первый шар.
– Да. Но он продержался в воздухе только десять минут, потому что шар наполняли горячий влажным воздухом от сжигаемой мокрой соломы. Через несколько месяцев,  по поручению Академии наук, Шарль Монголефье решил повторить  попытку запуска в Париже и использовал для наполнения шара не горячий воздух, а водород, который легче воздуха. Мы сейчас отправимся на Марсово поле, где 27 августа 1783 года состоялся старт, Шар тогда пролетел 24 километра. Наверняка он продержался бы в воздухе дольше, если бы не разрыв оболочки.
– Но это были шары, а не дирижабли!
– Ты прав, мой юный друг. Но до изобретения дирижаблей оставалось совсем мало. А пока люди продолжали запускать шары – монгольфьеры, наполненные воздухом,  и  шарльеры, наполненные водородом. В те времена многие считали, что, поднявшись под облака, можно задохнуться. Поэтому в первое воздушное путешествие на монгольфьере, отправили…. Кого бы думал?
– Собак?
– Собаки отправятся в полёт позже. И выше. А пока путешествие на шаре осуществили баран, петух и утка.
– Как интересно! И они, надеюсь, остались живы?
– Совершенно верно. Поэтому в тренировочные полёты на привязных аэростатах стали подыматься люди. Уже в ноябре  в пригороде Парижа был дан старт монгольфьеру с экипажем, в состав которого входили два человека! А чрез два года француз Бланшар и англичанин Джеффрис на шарльере перелетели пролив Па-де-Кале за два с половиной часа, связав островную Англию с  континентальной Европой.
– Уррра! А в России на шарах тоже летали.
– Летали, но гораздо позже. Русский посол во Франции князь Барятинский в своих письмах императрице Екатерине II сообщал об успехах воздухоплавания и даже снабжал их зарисовками. Но  императрица к этому делу интереса не проявила, приехать в Россию Бланшару для демонстрационных полетов не разрешила и просила Барятинского передать Бланшару, что опыты эти ненужные и «у нас совершенно затруднены». Поэтому запуск шара в Петербурге состоялся уже при Александре I.
– А когда же появились дирижабли?
– Летательные шары были большим прорывом в то время. Они использовались в военном деле, применялись для проведения метеорологических и  астрономических наблюдений, но не служили для перевозки людей на расстояние. Для этого необходим был управляемый аэростат, который получил название дирижабль. Но первый полёт на дирижабле состоялся едва ли не через сто лет, когда свой аппарат  с паровым двигателем отправил  Анри Жиффар. 
– Почему так нескоро? – огорчился Лёшка.
- В те времена ещё не был изобретён двигатель  для аэростата. Только в 1884 году был осуществлён первый полностью управляемый свободный полёт на французском военном дирижабле с электрическим двигателем La France. Длина его была огромной для того времени – 52 метра. За 23 минуты дирижабль преодолел расстояние в 8 километров!
– Всего-то?
– Не забывай, что дело происходило в конце девятнадцатого века. Даже такие достижения были громадным прорывом. Но…
- Опять «но»? Какое?
– В первом полете Жиффар не смог вернуться к месту старта, потому как сила ветра превышала скромные возможности двигателя. Только когда появились более надежные и достаточно мощные двигатели внутреннего сгорания, началась эпоха дирижаблей. Случилось это уже в самом начале двадцатого века. Сейчас мы вернёмся к Эйфелевой башне, полёт вокруг которой в октябре 1901 года осуществил французский воздухоплаватель Альберто Сантос-Дюмон. Он облетел башню несколько раз со скоростью чуть более 20 километров в час. Париж ликовал, хотя многие считали полёт Сантос-Дюмона чудачеством.
– Но ведь на этом история дирижаблей не закончилась?
– Дорогой мой, более  того – это всего лишь самое начало. Наравне с мягкими аэростатами (дирижаблями без корпуса) стали развиваться жёсткие, то есть имеющие жёсткий корпус. Последние могли переносить больше груза, чем самолёты. Поэтому они пользовались популярностью несколько десятилетий. А когда их производством решил заняться немецкий граф Фердинанд фон Цеппелин, дирижаблестроение стало развиваться очень стремительно. Сейчас мы отправимся с тобой в Германию, на Боденское озеро, где обосновался тогда Цеппелин. Его первый воздушный корабль поднялся в воздух 2 июля 1900 года. С тех пор за дирижаблями жесткой схемы закрепилось название «цеппелин».
– Какой молодец!
– Это мы теперь понимаем его несомненные заслуги, а тогда движимый идеей использования  воздухоплавательного флота в германской армии, Цеппелин не нашёл понимания у командования и был уволен из армии, едва достигнув пенсионного возраста.
– Как жаль! Он ведь не для себя старался.
– Но граф и не думал сдаваться!
– Какой молодец!
– Соседи прозвали его Графом-дураком.
– Почему?
– Потому что он деньги семьи тратил на создание производства дирижаблей. На Боденском озере он создал сборочный цех.
– Прямо на воде?
– Да! А знаешь почему? Причина проста – у графа не было нужной суммы,  чтобы купить землю под сборочный цех. Цеппелин сам пилотировал первый свой образец LZ1 длиной 128 м, приводимый в движение двумя двигателями. Потом появились усовершенствованные LZ2, LZ3 и LZ4. На последнем из названных семидесятилетний аристократ слетал в соседнюю Швейцарию. Но тут в историю вмешалась стихия – аппарат Цеппелина был полностью разрушен во время грозы.
–  Жаль!
–  На сборку нового аппарата у графа денег не осталось. И тут на истории  цеппелинов могла бы быть поставлена точка, но…
–  Как я люблю твои «но»! Что на этот раз?
–  …случилось чудо: сограждане вдруг начали помогать изобретателю материально, да и Вильгельм II Вюртембергский распорядился выделить на дирижабли 500 000 марок. Так была создана компания Luftschiffbau Zeppelin GmbH и Граф-дурак, по словам того же кайзера Вильгельма II, стал «величайшим немцем XX века»! Цеппелин основал первую в мире транспортную авиакомпанию Deutsche Luftschiffahrt AG, и его четыре дирижабля совершали регулярные рейсы внутри Германии.
–  Здорово!
–  Да, но детища Цеппелина использовались и в военных целях. Во время  Первой мировой войны флот дирижаблей активно применялся немцами для разведки и даже для бомбардировок городов, таких как Лондон и Кале.
–  Но в этом виноват не сам Цеппелин, а другие люди, которые посылали корабли на бомбёжки!
–  Напомню, что сам граф был когда-то кадровым военным и знал, для чего могут быть использованы его аппараты. Юный друг, у самого невероятного изобретения есть свои недостатки. Были они и у цеппелинов.  Наполняющий их водород пожароопасен, маневренность кораблей оставляла желать лучшего. Кроме того, аппараты очень зависели от  погодных условий – разыгравшаяся непогода могла легко превратить цеппелин в кучу обломков.
–  И много дирижаблей погибло?
– Германия построила около 76 дирижаблей, из них к концу войны   оставалось только семь. Большую опасность для дирижаблей представляла истребительная авиация. Чтобы спастись от истребителей и зениток дирижабли поднимались на высоту до пяти километров, и экипаж страдал от низких температур и нехватки кислорода.
–  А когда закончилась война, дирижабли опять использовали в мирных целях?
–  По послевоенным соглашениям, Германии запрещалось иметь летательные аппараты двойного назначения.  Но в Англии  был простроен дирижабль R-34, перелетевший Атлантику. Шпиль знаменитой башни Эмпайр Стейт Билдинг использовался в качестве причальной мачты.
– Вспомнил! Я видел в одном из фильмов о приключениях Индианы Джонса, как он и его отец летят именно на цеппелине.
– Да, популярность дирижаблей была велика! Их строили много. Самым крупным созданием фирмы Цеппелина был знаменитый «Гинденбург» длиной 245 метров. Он перевозил пассажиров в разные части света, в том числе в Северную и Южную Америки. От желающих отправиться в полёт не было отбоя, поскольку примерно за достаточно большую для того времени сумму в 400 долларов «Граф Цеппелин» и «Гинденбург» предлагали своим пассажирам весьма комфортные условия: отдельную каюту с душем, салон для прогулок,  ресторан с серебряными приборами и мини-роялем из алюминия, комнату отдыха, комнату для чтения.
– Настоящий «Титаник»!
– Это ты верно подметил. «Гинденбург» постигла ужасная участь. Тридцать восьмой полёт для «Гинденбурга» стал последним. Благополучно преодолев за 77 часов Атлантический океан, дирижабль потерпел крушение во время посадки на американской военной базе Лейкхерст шестого мая 1937 года. Поскольку в этот день в Нью-Йорке бушевала гроза, дирижабль получил разрешение на посадку только вечером. Когда были сброшены посадочные тросы, в районе четвёртого газового отсека произошел взрыв, и дирижабль мгновенно загорелся.
– А как же летевшие в нём люди? – заволновался Лёшка.
– Благодаря капитану Максу Пруссу горящий «Гинденбург» удалось посадить, но только шестидесяти двум пассажирам из девяноста семи удалось спастись. Это была катастрофа для всего дирижаблестроения. Она была заснята на фото- и видеокамеры, кадры разлетелись по всему свету, и вскоре все пассажирские полёты на дирижаблях были отменены.
– Печально. А в наше время дирижабли используются только для рекламы? – спросил мальчик.
– Проекты с использованием дирижаблей периодически появляются до сих пор. В США Национальным агентством NASA создан способный держаться на поверхности воды дирижабль «Аэрокрафт», который будет летать над океанскими просторами, перевозя грузы и пассажиров быстрее, чем морские суда, и дешевле, чем самолеты. Имеются также разработки британских и швейцарских компаний. Но самая интересная из разработок создана американской авиационной компанией Aeros, представившей летательный аппарат Aeroscraft. Это не самолёт, не вертолёт и не дирижабль, а нечто среднее – настоящая революция в промышленности на сто лет вперёд, как заверяют создатели.  Ты сможешь стать их пассажиром, мой маленький друг, – сказал новый знакомый Лёшки, высаживая его на балкон.
– Прилетай завтра, – пригласил мальчик. – Мне понравились твои рассказы и путешествия по свету.
– До встречи! – новый знакомый снова подмигнул нарисованным глазом и исчез.