На смерть Александра Градского 28. 11. 2021

Вячеслав Суханов
На смерть Градского 28.11.2021

Первый раз я услышал о Градском в начале 70-х, когда стал студентом МВТУ им. Баумана. Где-то в районе Большого театра увидел афишу с его фамилией. Но она мне ничего не говорила. А вот когда вышел фильм Андрея Михалкова-Кончаловского (так было написано), и я услышал в нем песни Градского, то сразу купил его пластинку из фильма, причем в альбомном варианте, что в советское время было редчайшей редкостью. А фильм, кстати, смотрел на Новом Арбате, в кинотеатре "Октябрь", как раз рядом с теми арбатскими дворами, где снимался фильм, и мы потом пошли смотреть на эти дворики и скверики...
А затем стали выходить миньоны с песнями на стихи Роберта Бёрнса и Андрея Вознесенского. Причем на них, как было написано в аннотации, Градский пел и сам играл на всех инструментах, собирая партии в кучу методом наложения. Впервые это сделал Пол Маккартни, когда записывал свою первую пластинку после распада The Beatles. Для советских исполнителей это было новаторством, да еще каким!
На выпускной в Бауманке мы собрали деньги и заказали концерт Градского, но к нам в наш "суперсекретный" институт его почему-то не пустили. Обманули. Приехал никому из нас ненужный Лёва Лещенко в модном замшевом пиджаке. Мы, изрядно подпившие, кричали ему: "Саша, давай "Гойю"!" А он обиженно отвечал: "Я не Саша, я Лёва!" и давал "Соловьиную рощу", но никто его не слушал. Так мне и не удалось послушать Градского живьем...
А позже пошел просто ВАЛ его альбомов - на стихи Элюара, Рубцова. Маяковского, Саши Черного. Еще опера, какой-то балет - не все было удачным, чувствовалось, что человек дорвался, - короче, коллекция его виниловых записей росла. И часто музыка его была социальной, чего стоит только фраза из песни:
Мы не сладили с Эпохою, -
Потому что всё нам по х...ю...
Но как человек и Мастер он открылся в "Голосе". Сразу стало понятно, что это ГЛЫБА. И очень жаль, что уходят такие люди.
Мир его праху...