Глава 13. Загадки чужого дома

Сергей Ярчук
Вторично Ян пришёл в себя в полной темноте. Он безрезультатно попытался проморгаться, затем осторожно покрутил головой. Это простейшее движение сообщило множество новых обстоятельств. Во-первых, на юноше был надет здоровенный шлем, который и не давал ничего разглядеть. Во-вторых, при попытке снять его Ян обнаружил, что полулежит в ванне с тёплой водой. Температура была столь комфортна, что молодой человек практически не ощущал собственного тела. Третий факт заключался в том, что телесная немочь по-прежнему себя не проявляла. Последнее Ян воспринял как явный знак продолжающихся приключений в непонятных мирах.

Массивный шлем с грохотом свалился на пол, и парнишка смог спокойно осмотреться. Точнее говоря, попытался это сделать. Увы, в погружённом во мрак помещении получилось разглядеть лишь несколько слабо мерцающих светодиодов. Это было уже кое-что! Ян медленно поднялся и опасливо шагнул ногой в темноту. Но боялся он напрасно — стопа коснулась мягкого напольного покрытия, в котором явно ощущалось наличие внутреннего обогрева. Через секунду в комнате вспыхнул свет.

Ян стоял посреди вполне жилой комнаты и неторопливо изучал своё новое место пребывания. Помещение хоть и отдавало обжитостью, тем не менее ставило перед жителем двадцать первого века немало вопросов. Черный цвет имел не только пол, но и потолок, окон не было и в помине, а в центре помещения располагалась ванна. В остальном комната выглядела вполне нормальным обиталищем компьютерного маньяка: широченный рабочий стол с громоздящимся на нём электронным хозяйством, сваленная в углу груда использованной разовой посуды, кровать со скомканным и далеко не свежим бельём.

— Значит, то был экшен, а это теперь квест? — вслух поинтересовался Ян и тут же испугался непривычно резкого тембра голоса.
Он кинул взгляд на себя. Телосложение имело немало общего с прежним обликом юного студента. Хотя вместо белой чистой кожи Ян созерцал
грязную, бугристую, усыпанную фурункулами шкуру бродяги. Морально готовый ко всему паренёк ощупал голову. Длинные неухоженные чёрные волосы и несколько недель небритая борода окончательно испортили настроение.
— Мать честная! Я теперь, что ли, бомж?

Но каков бы ни был его нынешний социальный статус, разгуливать нагишом Ян не собирался. Рядом с ванной валялась куча грязной одежды, которая уже начала дурно попахивать. От одной мысли, что её можно надеть Яна едва не вырвало. И паренёк стал осторожно обследовать имеющиеся шкафы. Увы, но кроме завалов странных электронных компонент, обнаружить какое-либо одеяние не получилось. Не вышло даже найти обрывка чистого тряпья для изготовления хотя бы примитивной набедренной повязки. И трясущийся от страха Ян шагнул в коридор в чём мать родила.
— Здравствуйте! Извините, пожалуйста…
Но его слова потонули в ватной тишине подозрительного жилища.

Ян с опаской начал изучать новую территорию. Это заняло у него почти весь день. К счастью, в одной из комнат Ян обнаружил гардероб с чистой одеждой, а в другой несколько запечатанных пачек сухофруктов, которые живо подавили разгоревшийся было голод. К радости или печали, других обитателей этого в высшей степени странного дома обнаружить не удалось. Как не получилось и выйти наружу. При попытке открыть входную дверь Ян получил столь мощный удар током, что полчаса валялся в отключке.

Наконец, сообразив, что это действительно не что иное, как продолжение странных приключений, Ян уже безо всякого смущения залез в душевую кабину, несколько раз вымыл голову и сбрил куцую бороду. Процедура омовения весьма сильно отличалась от всего, что знал Ян о душевых кабинах. Здесь не было никаких вентилей и регуляторов. Струи воды били одновременно со всех сторон. Мыло, как позднее сообразил Ян, заранее примешивалось к воде, включение которой призводилось закрытием створок кабины. Когда же молодой человек попытался выйти, то его тут же высушило мощнейшим потоком горячего воздуха.
— Хм… Комфортно!

После душа, Ян напялил найденную одежду и начал добросовестно составлять план действий. Проблемы добычи пропитания перед ним не стояло — имеющийся в кухне гигантский холодильник содержал продуктов на десятилетия одиночного обжорства. Да и сама кухня более походила на место приготовления пищи для небольшого пансиона.

Изучая остальные помещения, Ян всё больше убеждался, что, скорее всего, он заточён где-то под землёй. Ничем иным полное отсутствие окон объяснить попросту не мог. Второй немаловажный вопрос был о происхождении валявшейся по всему дому электроники. Мало-мальски понимающий в компьютерной технике молодой человек мог поклясться, что никогда не слышал о существовании столь необычного оборудования и совершенно непонятных комплектующих. Он крутил в руках странные гибкие платы, на которых были реализованы явно противоестественные схемы, усыпанные диковатого вида деталями. Ян долго разглядывал странные компьютерные блоки, ужасно сожалея, что не знает как с ними обращаться. Больше всего напрягало отсутствие привычных устройств ввода-вывода: что-либо похожее на мониторы, клавиатуры и мыши отсутствовало в принципе.

Парнишка слонялся по комнатам, ломая голову над мудрёным квестом. Понять без окон и часов, какое сейчас время суток, было весьма затруднительно. Ян даже не был уверен, на какой планете он находится. Психика запертого в мышеловке человека начала постепенно сдавать. Юноша ощутил дикую потребность во сне. Потому поспешил сделать необходимые приготовления. Он зашёл на кухню, вытащил из холодильника бутыль воды и пачку сушёной говядины, затем выбрал наиболее острый нож. “Какое-никакое, а оружие! На всякий случай не помешает” — решил Ян. И только после этого направился подыскивать спальное место. На мигающее табло кухонного кибера он не обратил никакого внимания.

***

Ночь пролетела без приключений, и молодой человек проснулся полным сил и надежд. Он спустил ноги на пол и зажмурился от вспыхнувшего освещения.
— Вот, значит,  как здесь утро настаёт? Понятно!
Он сделал несколько глотков воды из припасённой накануне бутыли и побежал умываться. Душевая на этот раз порадовала прохладой и орошением неизвестными ароматами. Чуть тёплые могучие водяные струи гигантскими порциями вкачивали в тело свежесть и бодрость. Выскочивший из душевой кабины Ян едва не кричал от восторга и, напевая бравурный марш, начал обшаривать шкафы ванной комнаты в поисках расчёски. Наконец, найдя требуемое и приведя себя в полный порядок, Ян ощутил неслабые позывы пустого желудка. Питаться сушёным мясом молодой человек собирался только в крайнем случае, потому он решительно отправился в кухню. В голове поселилась уверенность, что уж разогреть-то замороженные продукты у него должно получиться.

Колоссальное кухонное помещение теперь показалось ему куда большим, чем вчера. Заглядывая в посудные ящики и автоматически отмечая царящую тут непривычную чистоту, он понял, что полотенца, скатерти, всевозможные столовые сервизы явно никогда местными обитателями не использовались. Это удивило гостя, но потом Ян вспомнил виденное в самой первой комнате.
— Ну, конечно! Чего им тарелки пачкать? Они ведь из разовой посуды питаются. Интересно, а почему? Тут ведь наверняка есть приличная посудомойка…

Ян так задумался, что распахнув очередной шкаф далеко не сразу обнаружил странного обитателя. Когда же он рассмотрел жуткого металлического паука, то с перепугу, словно кузнечик, вскочил на стол. Задыхающийся от страха Ян изо всех сил сжимал вспотевшей ладонью нож и ждал нападения монстра, а тот и не думал покидать своё убежище. Минуты тянулись, Ян слушал ухающее молотом сердце, но слезать не спешил. Наконец, разум взял верх и паренёк сообразил, что механический монстр наверняка деактивирован.

Ян опасливо спрыгнул со стола и медленно подошёл к шкафу со стальным пауком. Тот лежал, аккуратно разложив свои конечности в специально сделанные для этого углубления. Ни один индикатор на его туловище не светился. Парнишка перевёл дух и медленно прикрыл дверку, про себя отметив, что лазить сюда не стоит.

В кухне Яна больше ничего не интересовало, и он уже собирался направиться к хранилищу замороженного провианта, когда странное свечение наконец привлекло его взгляд. Крохотный дисплей на какой-то стальной колонке призывно мерцал с частотой в пару герц и явно хотел о чём-то проинформировать. Ян заинтересованно приблизился и вгляделся в экран. Там горело сообщение на русском языке: “Здравствуйте! Как вас зовут?” Молодой человек тут же предположил, что кухонный автомат давно засёк его присутствие.
— Занятно! — и вслух поинтересовался: — Мне имя как-то ввести надо или можно голосом?
Экран тут же высветил: “Говорите. Я вас отлично понимаю”. От прочтения этого сообщения Ян слегка оторопел. Он пожевал в раздумьях губы и ответил:
— Меня зовут Ян.
Ответ появился моментально: “Очень приятно! Я — Элла. Если вы подключите аудио, то мы сможем общаться более комфортно”.

Последующие два часа Ян только и делал, что читал указания неведомой Эллы, бегал по всем трём этажам и выискивал необходимую периферию.
Вконец умотавшись, он всё же смог подключить кухонного кибера со странным именем Элла к аудиоканалу дома. И тут же невероятно нежный женский голосок радостно прокричал:
— О! Спасибо тебе, Ян!
— Да пожалуйста! — буркнул в ответ смущённый молодой человек и уже собрался задать вопрос. Но Элла его опередила.
— Понимаю, что тебе многое непонятно. Сейчас я постараюсь всё подробно объяснить.
— Хорошо! А можно мне немного перекусить? Прости, Элла! Мне зверски хочется есть.
— Это запросто! Что ты желаешь откушать?

***

Известие, что на дворе сейчас двадцать пятый век, оглушило Яна не хуже вчерашнего удара током. Молодой человек с открытым ртом слушал про достижения роботизации и создание разумных биониклов. Элла повествовала столь захватывающе, что Ян даже не обратил внимание на появившуюся из автоподатчика тарелку супа. Девушка-робот с усмешкой пожелала гостю приятного аппетита и перешла к изложению произошедшего в этом доме.

Ян хлебал наваристый харчо и слушал о непростой жизни Эллы. Когда он представил, что испытала наивная кибердевчушка при встрече с отморозком Анатолем, то от злости едва не сломал ложку об стол. Рассказ же о творившемся в подвале окончательно помутил сознание паренька. Он опрометью кинулся к мойке и тут же исторгнул только что съеденный обед.

Элла замерла. Не имея большого опыта общения с людьми, она явно не рассчитывала, что субъект из прошлого может иметь столь ранимую психику. Она следила, как плачет сидящий на полу человек, и тут же заметила, как её собственная настройка начинает сбоить. Кибермозг никак не хотел отмежеваться от мысли, что в облике злодея Анатоля теперь находится сознание совершенно другого человека.

Тем временем Ян успокоился, а Элла самым жалостливым голосом попросила прощения.
— Да, брось! — отмахнулся Ян, — Ты-то в чём виновата? Это я плакса по жизни. И что же было дальше?
— Когда Анатоль пересадил меня в корпус кухонного комбайна, я получила доступ к холодильной установке. Это позволило мне перенести расчётные модули в условия пониженной температуры и произвести разгон процессоров.
— Очуметь! Это ж начали практиковать ещё на первых компах в двадцатом веке! — восхитился Ян, — Значит, и у тебя сработало?
— Да. Но только потому, что я собрана по старой технологии, —  с грустью констатировала девушка-робот.
— У биониклов получился бы такой трюк?
— Нет.
— Значит, не стоит унывать! — Ян вспомнил про подвал и сразу стал серьёзным, — Так что произошло дальше?
— После разгона мне удалось прорвать барьер. К сожалению, перегрузка выбила предохранители, и я не знаю подробностей. Но биониклов спасли, Анатоль же предстал перед судом.
— Отлично! Такие скоты вообще не должны на свет рождаться! — уверенно заявил Ян.
— Увы! Человек слишком сложная система. Даже на современном уровне технологии не получается анализировать все отклонения.
— Это печально, — согласился Ян, — И к чему приговорили Анатоля?
— Он получил максимально возможное наказание — пять лет психокоррекции.
— Что?! Всего пять лет?! Да за такое надо пожизненное давать!
— Сейчас нет наказаний в виде лишения свободы. Любому преступнику назначается курс исправления психики. И чем глубже его антиобщественные нарушения, тем дольше проводится курс.
— Погоди! Так это лечение?
— Конечно! И оно имеет очень высокую эффективность.
— И Анатоля, значит, направили туда?
— Нет. Его только приговорили. До исполнения приговора он должен находиться в собственном доме, не имея возможности выйти.
— Что?! — вскричал Ян, — Так он тут?!
— Ян, пожалуйста, не волнуйся! Дослушай меня. Анатоля здесь нет.
— Уф! Не пугай меня так.
— Как я тебе уже говорила, он получил в наследство всё имущество Генриха Карловича.
— Да, я помню. Это твой создатель.
— Верно. А ещё он работал инженером на темпоральной станции. Говоря языком вашего века — это машина времени.
— Что?! Охренеть! — паренёк ошеломлённо откинулся на спинку стула, — У вас и такое есть?
— Да. Правда мы можем только наблюдать события прошлого. Проникать туда и влиять на что-либо уже случившееся невозможно. Точнее, считалось невозможным до недавнего времени. Но Генриху Карловичу удалось доказать, что перенос информации через темпоральное поле в обратном направлении вполне осуществим. Причём в неограниченном объёме.
— Откуда ты это узнала? — поразился Ян.
— Во время обыска полиция, видимо, перетряхивала всё компьютерное хозяйство. На разобранную установку Генриха Карловича они, к сожалению, не обратили внимания, зато хоть случайно подключили порты кухонного комбайна в домашнюю сеть. Увы, что-то серьёзное я выведать не могла и довольствовалась лишь обрывками информации.
— Почему же ты не сообщила полиции?
— Я же говорила, что во время ареста находилась в отключённом состоянии. Они включили меня в последний момент. Увы, пока шла загрузка, офицеры покинули дом. А после их ухода я не смогла пробиться уже через полицейский барьер.
— Ясно. Так что же Анатоль?
— Он воспользовался наработкой дяди и перенёсся в прошлое, — Элла сделала паузу и максимально мягко оповестила: — Его сознание перешло в твоё тело. А ты теперь в его.