Глава 8 Любовь, возвышает человека...

Аида Богдан Шукюрова
Задумчивая Злата сидела на уроке геометрии. Она только на третий раз услышала, как к ней обращается учитель:

- Князева, Злата, ты с открытыми глазами спишь что ли? Столько времени не могу до тебя достучаться. Иди к доске и расскажи нам подробно всё, что ты знаешь о теореме синусов.

- Я сегодня не готовилась, Ирина Александровна. Мне что-то нездоровится со вчерашнего вечера. Можно я домой пойду?

- А зачем ты вообще пришла, если тебе уже с вечера было плохо? Мама с утра не видела, что тебе нездоровится? Иди конечно, но теорему синусов я с тебя потом всё равно спрошу.

- Ирина Александровна, а можно я её провожу? Что-то она бледная, вдруг не дойдёт? - подал голос Костик Золотарёв.

- Ну куда же без тебя, Золотарёв, Князева одна точно не справится. Идите уже оба. Учти, Константин, что с тебя на следующем уроке я спрошу о тереме косинусов.

Подростки вышли из ворот школы. Злата шла понуро и молчала. Она даже самой себе боялась признаться, что скучает по маме.

- Ну чё, куда пойдём, в киношку или в кафешку?

- Отстань, Костян, не до тебя.

- Златка, я думал ты прикалываешься, чтобы откосить от школы, а ты и вправду выглядишь не айс. Давай колись уже, что с тобой происходит?

- Мои предки по ходу скоро разбегутся. Мама ушла из дома. И всё из-за меня.

- Подумаешь, предки разбежались. Мои давно живут, как соседи. Отец всё время где-то пропадает, а мать отыгрывается на его кошельке.

Злата всхлипнула и зарыдала в голос:

- Ты не понимаешь, что мама ушла из-за меня? Я ей такого наговорила, даже смерти пожелала.

- Хорош уже реветь, а то у меня паника начинается от твоих слёз. А зачем ты ей столько всего наговорила?

- Я только недавно узнала кое-что про себя. Оказывается я маме неродная дочь, представляешь? Меня папочка родной на стороне нагулял и ей приволок, чтобы воспитывала.

- Ничего себе новости. А она что, сама родить не могла, раз подписалась под это дело?

- Да откуда же мне знать? Ты думаешь легко вот так узнать, что мать тебе вовсе не мать, а чужая тётя? Они мне оба врали.

- Оба врали, а виноватой ты сделала почему-то свою маман. Она ведь могла заставить твоего отца сдать тебя в детский дом, но ты выросла в полной семье и ещё права теперь качаешь.

- Да пошёл ты. Ишь, праведник выискался. А ещё друг называется.

- Я то пойду, не вопрос. А с кем ты тогда останешься? Ты мне конечно друг, но истина дороже. Какая теперь разница кто на самом деле была твоя мать, если тебя вырастила жена твоего отца?

- Вот и иди себе, не умничай, а мне и одной неплохо.

Подростки разошлись в разные стороны. Злата шла и думала про себя, что Костян, в общем-то, во многом прав. Папочка всегда был большим козлом, а теперь, после слов Костика, он совсем опустился в её глазах.

"Если бы мне мой муж притаранил ребёнка от чужой бабы, смогла бы я принять его, как своего и вырастить? Это большой вопрос. А тут ещё это дитятко подросло и в благодарность вылило мамочке на голову ушат помоев. Класс", - размышляла Злата.

"Но как же теперь исправить эту ситуацию? Просить прощения? А вдруг она меня не простит? Не попробуешь, не узнаешь", - девочка наконец приняла решение и направилась к матери на работу.

На входе в университет её без проблем пропустили охранники, потому что она частенько бывала здесь и раньше. Агата была занята на лекции по литературоведению, повествуя второму курсу о любви классиков русской литературы к образу "маленького человека" и о сострадании.

Преподаватель стояла перед аудиторией и рассказывала своими словами о героях Пушкина и Лермонтова, Чехова и Гоголя, Тургенева и Куприна. Ей с интересом внимали все студенты и дочь Злата, которая стояла за дверью и слушала сквозь маленькую щёлочку всё, о чём рассказывала мама:

- Таким образом, многие классики русской литературы, рисуя в своих произведениях образ "маленького человека", обычно подчёркивают его забитость и неумение протестовать, но в то же время у этих героев есть нечто, что помогает им переносить своё жалкое существование.

- Как правило у каждого из них есть любовь. У одного к девушке, у другого к своему ребёнку, а у третьего к шинели, как у Акакия Акакиевича. Тем самым классики представляют "маленького человека", как фигуру, возвышающуюся над окружающими.

- Именно такое прекрасное чувство, как любовь, возвышает его над бренностью бытия. В заключение хочется сказать, что человек не должен быть маленьким.

- Каждый человек является значительной фигурой для своих близких. Пока у человека есть те, кого он любит и кто любит его, он всегда будет возвышаться над всеми своими жизненными неурядицами. На сегодня всё. Задание на дом - образ матери в произведениях русских классиков.

Студенты шумным потоком выходили из огромной аудитории и обсуждали услышанное. Они учились на разных факультетах своего второго курса, но лекции доцента Князевой были интересны им всем до единого.

Злата нерешительно зашла в опустевшую аудиторию. Мать что-то писала, сидя за столом. Когда девочка подошла, Агата подняла голову и, увидев дочь, вспыхнула от радости.

- Мамуль, ты прости меня, дуру конченую. Я очень соскучилась. Возвращайся домой, там без тебя пусто и одиноко, - сказала Злата и обняла её.

- Я тоже соскучилась, доченька, но домой я больше не вернусь. И это вовсе не из-за тебя. Тебя я буду любить всегда. Но с твоим отцом я больше жить не хочу и подаю на развод.

- Давно пора, ма. А можно я буду жить с тобой, а не с отцом? Я же тебе не помешаю?

- Ну конечно можно, глупенькая. Но только ты же знаешь, что в моей квартире нет такого комфорта, как в квартире отца.

- Ерунда, мамуль. Главное что там есть ты.