К юбилею Сталинопада

Алексей Борзенко
   Как это было...Памятники вождю народов стали исчезать по ночам.
   1-го ноября 1961-го года расширенное совместное заседание городского Совета и горкома партии, рассмотрев предложение ЦК КПСС и Президиума Верховного Совета СССР о переименовании города, вынесло следующее постановление:
   
   "Жители не рассматривают имя города как память о Сталине, а видят в нём символ победы, символ мощи государства. В виду этого предложение о переименовании города не поддерживаем".

   После этого обком партии получает указание провести собрания первичных парторганизаций и трудовых коллективов, провести разъяснительную работу и одобрить предложение ЦК. Собрания, как и велено, проходят, но инициатива ЦК "не находит должной поддержки". Даже постановление обкома о переименовании подписали только два человека, первый секретарь и начальник отдела агитации и пропаганды. Остальные отказались, не смотря на угрозы исключения из партии. Обстановка в городе накалена. Однако пресса, с пафосом, отражает якобы одобрение народом мер по развенчиванию культа личности:
   "Трудящиеся радостно ликуют и проводят торжественные собрания в поддержку предложений партии и правительства".

   Наконец 10-го ноября, "идя на просьбы трудящихся", Верховный Совет РСФСР решился издать указ о переименовании города и области. Протестных уличных выступлений в городе, которых опасалось руководство государства, не происходит. Первый секретарь ЦК и председатель президиума ВС (Хрущёв и Брежнев) радостно потирают ручки, дело сделано.

   В Сарепте, на входе в первый шлюз Волго-Донского канала, в одну прекрасную ночь марта 1962-го года исчез последний из снесённых (кроме Гори), самый высокий в стране монумент - медный памятник вождю народов. Восторга народа это не вызвало.

   Я хорошо помню, как выглядел этот памятник и могу сравнить его с бетонным, грубым, аляповатым памятником Ленина, поставленным на освободившийся пьедестал. Памятник Сталину был отлит из уникальной самородной меди. Поражало изящество, тонкость мелких деталей, вплоть до пуговиц. Это было настоящее произведение архитектурного и скульптурного искусства. Что можно ожидать от грубого изделия из бетона? Да и Вучетич схалтурил, нарушив скульптурные и архитектурные пропорции, может сознательно.

   Сотрудниками Сталинградского планетария был сохранён знаменитый мозаичный портрет И.Сталина, выполненный из уральских самоцветов: перламутра, яшмы, малахита, топаза, аметиста, аквамарина, александрита, турмалина. В 1961-м году портрет был покрыт масляной краской, загрунтован, и заштукатурен. Не разобрали пазлы на сувениры. Через 30 лет, в 1991-м году он был расконсервирован и сейчас украшает фойе планетария.