Осенние зарисовки

Яольга
Я - осень
Я – осень. Я женщина в самом расцвете своего женского обаяния. В меру красива, в меру умна. Не люблю слово «надежда». Пусть надежды питает Весна, юные этим живут. Я справедлива и, каждый от меня получает по заслугам. Нерадивых поливаю дождем: «Поторапливайся, поворачивайся живей. Моя сестра – Зима с вами долго разговаривать не будет».
Я одета в золотое платье листвы,  рубиновые бусы и серьги из спелых ягод. Голова моя покрыта вуалью из тончайшей паутины.
Я люблю смотреть в высокое небо и махать в след улетающим птицам. Я сказочно богата, к этому давно привыкла. Везде, куда я прихожу, наступает изобилие. Поэтому меня любят и ждут. Я понимаю, что без меня не будет жизни на Земле. Я объективна.
Знаю, что люди дают прозвища всем трем моим сыновьям – месяцам. У меня это вызывает улыбку, но я не возражаю.
Иллюзорный Сентябрь. Начало.
Сентябрьский лес.
Лес он кто?  Или что? Мне представляется он взрослым работящим человеком. Он собирает вокруг себя всех: и слабых и сильных, и всем дает жизнь, реальную возможность выжить физически. Ноги у него крепкие, как корни дуба. Туловище из стволов сосен и кедров, голова из кронов деревьев, а волосы из листьев. Одет он в зеленый кафтан из травы и цветов, застегнутый на пуговицы – озера.
 Работал лес без выходных всю весну и лето, и днем и ночью. Жители – обитатели его огромного дома успели обзавестись потомством, и вырастить своих деток. А лес их оберегал, как мог. Кормил, охранял, нянчил. Настоящий мужчина, надежный и верный.
Родители очень торопились. Все. От малюсенькой букашки, до «хозяина тайги». Слишком уж сибирское лето коротко.
А сейчас лес напоминает мне отпускника. Да, да, ему дали отпуск на целых две недели! Лес обрадовался, улыбнулся. Стоит веселый, довольный. Он даже не услышал, что началась осень. Буквально этот факт мимо ушей пропустил. Лес потянулся, зевнул, да и завалился в гамак. Отдохнуть, поспать, на солнышке погреться. Ведь «бабье лето» же, чем ни « бархатный сезон»? Снится лесу чудный сон. «Ой, что же это я сплю? Надо встать и поклониться».
- Здравствуйте, матушка – красавица Осень.
- Здравствуй, сын Сентябрь. И ты, сентябрьский лес, тоже здравствуй. Отдыхай пока. Ты же знаешь, я к тебе милостива. Пусть пока люди грибы и шишки пособирают.
- Мне не жалко, пусть собирают. Зверям тоже останется.
-Добрый ты и мудрый. Хорошо знаешь, что люди разные бывают, и вандалы и защитники. Ты переживешь и тех и других. Потому, что так сказала Природа.
Мистический Октябрь
Временный.
Ну, разве это снег? Он не может даже покрасоваться и поблестеть. Покрутиться туда – сюда, как девчонки перед зеркалом. Все потому, что он первый. Вся его энергия уходит на спор с дождем: «Уходи, твое время прошло, моя очередь». Дождь ему отвечает: «Я еще не сказал свое последнее слово. И вообще, не тебе решать. У нас Осень командует, не забыл?» Снег обиженно молчит и тяжело падает на притихшие дворы: «Ладно, поделимся по братски. Тебе – день, мне – ночь. Всем места хватит».
Утром озорная детвора хватает первый снег с капотов машин, лепит снежки: «Я к вам скоро вернусь, поиграем. У нас все впереди», - подобрел и заулыбался Временный.
Вот такая осень в наших краях.
Мистика рядом
Самая талантливая девушка из моей группы, Леночка. Она не просто рисует, она творит. Но какая она странная и несчастная. Не здорова. На физре чуть в обморок не упала. Я вижу, что она пьет таблетки горстями, ребята над ней смеются. Решила я ей помочь. Забыла про клятву Гиппократа «не навреди», вернее даже не вспомнила ни разу. Но женщина - психолог, которая проводила с Леночкой сеанс, не забыла.
Началось все тихо – мирно: «Лена, вот тебе бумага и карандаши, рисуй, что хочешь». Лена нарисовала необыкновенно красиво: густой лес, позади которого видны стены средневекового замка, поверх едва заметна женская фигура.  Через весь лес идет тропинка до самых ворот.
«Лена, что ты видишь на своем рисунке? Что – то страшное? Расскажи !» Леночка как то вся сжалась и изменилась в лице: «Эта женщина, средневековая художница, я ее узнала! Уйди! Не надо ко мне!.. Я не хочу славы, не хочу денег!.. Я тебя боюсь!..» Женщина – психолог смотрит в глаза девушки, а видит чужой холодный взгляд злобных глаз: «Если не прекратишь пугать девчонку, я вызову священника. Он будет изгонять твой злой дух из тела Лены!» Стоп. Леночка пришла в себя, села ровно, но заплакала. «Зря я вас послушала, зря согласилась, - выговаривала мне психолог, - как бы не навредить».
Решать за себя сама  Лена была не в состоянии. Но мама девушки накатала жалобы во все места, и у меня были большие неприятности. Леночка не смогла закончить колледж, ушла после второго курса, чувствовала себя плохо, и лекарства у нее прибавилось…Ведь проще проглотить таблетки, чем поверить в смешную чушь, даже если она очевидна.
Средневековая художница, которая продала свою душу за славу и деньги, будет скитаться по чужим телам вечно. Леночка у нее не первая и не последняя. Так мне объяснили, а я поверила.
Портал
Странный сон привиделся уже под утро. Старец с молодыми почему то девичьими глазами, смотрит вглубь меня и убеждает: «Ты сначала свою душу воспитай..» Будильник звенит, как бешеный. На работу бегом, по кабинетам бегом. Совещание. Директор дает список неотложных дел из 20 пунктов. Вот она, наша учительская доля.
В медколледже, где я преподаю, студентов учат носить униформу с первого курса. Вид молоденьких девочек в белых халатиках меня умиляет. Но сегодня я злая, деловая. Начинаю придираться к девчонке на среднем ряду: «  Рябова, вы не на пляже, Светлана, снимите темные очки!» Она упорно молчит, отодвинулась. Я подхожу ближе, она встает и снимает очки…Я вижу глаза старца из сна: «Вы сначала сами…» - спокойно говорит девочка, берет сумку и уходит.
Но  мне хватило долей секунды, чтобы увидеть песок и ступени храма. На коленях стоит молодой послушник. Но я точно узнаю в нем себя. Наставник зол: «Ты сначала сам воспитай свою душу..»
Я не слышу звонка…
Священник
Сотрудники полиции прибыли на место ДТП. Они обнаружили на обочине дороги молодого человека. Парень был жив, но без сознания. Так и доставлен в больницу.
А в это время в одной католической церкви мужчина начал свою исповедь словами: «Святой отец, я убил человека…»

Прошло много лет. Священник начал свою речь перед прихожанами: «Сегодня мы вспоминаем моего предшественника, Отца Н. Сегодня ему бы исполнилось 92. Это был необыкновенный человек. Однажды к нему на исповедь пришел богатый, уважаемый человек города. Он сказал, что на своей машине сбил парня и уехал с места аварии. Святой Отец отказался отпустить ему грехи. Более того, убедил мужчину явиться с повинной. К счастью, пострадавший оказался жив. Виновник приложил все силы и средства, чтобы поставить парня на ноги. Молодой человек выздоровел, но со своей мечтой ему пришлось расстаться навсегда. До той аварии он готовил себе карьеру пианиста. Несмотря на все усилия врачей, вернуть изломанным пальцам прежнюю чувствительность не удалось. Святой отец много говорил с ним, утешал, поддерживал.
Конечно, вы догадались. Тот пострадавший - я. Рассказал вам эту историю, чтобы вы поняли, какой силой обладает Божие Слово.  Оно способно менять судьбы людей. Отец Н. стал моим учителем, наставником, другом. Я пошел по его стопам, и ни о чем не жалею»…
Трагический Ноябрь
Выбор
Для меня ноябрь это выбор, людской и природный. Я даже не могу одним словом описать погоду в ноябре в наших краях. Вначале шел снег. Ветер лепил мокрые хлопья в лицо, ни мало не заботясь о размазанной косметике. Но можно и не краситься.
Потом вдруг наступила ясная теплая погода. Это у нас – то, в ноябре! Не может быть! На клумбах поздние крокусы задумались. Зацвести что ли? Люди усомнились: может на дачи вернуться?
Меня далекие воспоминания одолели. Мне помнится ноябрь исключительно демонстрацией 7-го числа. Что надеть? Морозы до 20. А ножки в капрончике смотрятся замечательно. Тем более, что рядом в колонне идут мальчики из соседнего «мужского» института. Но мой, даже не мой, а моей мамы выбор в пользу теплых колготок. Где отмечать? Ах, пойдем к девчонкам в общагу, весело!!! С кем танцевать? С Сережей или с Вадиком, или..
Пока я перебирала ухажеров, погода у нас изменилась, посыпала «крупа». Теперь газоны похожи на шахматную доску. Клетка буро – коричневых листьев, клетка белого снега. Какими играешь ты? Деревья уже давно все поняли. Не скинешь листья, обломаешь ветки. Они вообще без выбора.
Вчера поехали за город помогать по хозяйству. Закончив работу, вышли на улицу погулять по лесу. Снегу нападало по колено. До чего же хорошо! Снег белый, пушистый, мягкий, чистый. На дворе ни дущи, то есть вообще никого. Все, осень закончилась.
Краски Ноября
«Какой - то ты, Ноябрь, бесполезный и некрасивый - я слоняюсь по дому. Стоп. Вон кабачки  отложила до лучших времен. Видно настали. Что ты сказал, Ноябрь? Я плохая хозяйка? Ах, так!? Сготовила по лучшим рецептам, пальчики оближешь. Икра золотистого цвета, черные горошины перца. Смотрю в окно. Так вот же желтая трава с черными горошинами, как же я раньше не замечала. Ладно, Ноябрь, 1:0 в твою пользу.
А ведь листья твои падали слоями. Ярко желтые с березы, потом красные с клена, темно зеленые дает карагач. Коричнево – бурыми иголочками их присыпала лиственница. Одна из последних опомнилась ива, отдала свои листья цвета алюминия. А, Ноябрь, ты умеешь шить ковер? А я чем хуже? Смотри, какой у меня хороший коврик получился к моему письменному столу. Он на тебя похож: не броский и не притязательный, но уютный. Твоя любимая расцветка.
Ноябрь, пойдем, дорогой, в парк погуляем. Вижу – вижу. Бурые стебли вьюнка обвивают кустик у корней. Так это же напольная ваза. Спасибо за подсказку, обязательно сделаю, уже придумала как!
Ну вот, звал погулять, а сам на меня снег с дождем направил. Коварный ты… Вдруг слышу: «Вас подвезти?» Вот это встреча, друг детства! Мы едем в кафе. Ноябрь, я знаю у тебя цвет кофе и вкус комплиментов. И вообще, ты хороший парень.
Вот и выпал снег. Мы с мужем едем на пасеку. Нужно постелить пленку на ульи и закрыть их снегом. Пчелки маленькие, бедные, не поесть,  не попить всю зиму. Ноябрь, пожалуйста, укрой их потеплее. Ведь ты снежный, белый? Ты же умный, мудрый. Я поняла, кто ты и какой. Ты заботливый мужчина, ты все знаешь, все понимаешь. На женские капризы не поддаешься. Ты прости меня, глупую. Ноябрь, приходи еще. Давай мириться, а?
Неотправленное письмо
Сергей Сергеевич надел очки. Он решил освободить верхнюю полку стеллажа в кладовке. Лежат там какие то вырезки из газет, старые документы прабабушек. Выбросить рука не поднимается, все  - таки семейный архив. По локоть в пыли вымазался, пока папки с дальнего угла вытаскивал. А вот верхняя папка явно не его.
-Галя, Галочка, Ты очень занята? И вот уже супруги вместе разбирают пожелтевшие от времени листы.
- Вырезка из газеты, даже год не разберешь. Город Мариинск. Мне отец рассказывал, но как то уклончиво. Ты ведь знаешь, Сережа, что в 39-ом моего деда арестовали по доносу. Он попал как раз в лагерь Мариинска. А до этого он был кадровым военным. Вот его удостоверение, - показывает Галя
- Подожди, но ведь и мой дед был кадровым военным. Кажется, они служили вместе. Посмотри, что я нашел, похоже на старое письмо. Сергей показывает выцветший ветхий листок.
-Это почерк моего отца,- Галя берет письмо в руки. «Здравствуй, мама. Я обещал тебе узнать об отце. Его действительно арестовали, судили и сослали в лагерь. И сделал это его однополчанин и друг Хромов Алексей». Сергей взял из рук жены письмо.
- Что же это получается, Галя? Мой дед донес на твоего деда? Супруги с тревогой и недоумением посмотрели друг на друга. Сергей продолжал читать: «Я тоже сначала думал, что это ошибка. Оказалось нет, это был наш сосед дядя Леша».
- Мне точно известно, что мой дед воевал в штрафной роте, и погиб под Сталинградом, - сказала Галя.
- Мой дед Алексей Хромов тоже воевал и погиб в Польше. Мне о нем бабушка рассказывала. Представляешь, он был из дворян, образованный, воспитанный.
Галя продолжала читать: «Мама, я видел дело отца. Он был командиром продотряда. Они выгребали у крестьян все, до последнего зернышка. Недовольных расстреливали. Он лично убивал сопротивляющихся».
- Наверное мой дед хотел остановить кровопролитье, и не нашел ничего лучше доноса,- предположил Сергей.
-Ой, Сережа, забыла тебе сказать, мне пришло уведомление, чтобы я получила документы на реабилитацию деда.
-Столько ошибок они в жизни наделали! Не дай Бог никому. Давай их помянем в церкви, обоих.
-Давай.
Прощание.
Ноябрь все – таки последний месяц осени, никуда не денешься. По законам жанра здесь должно быть прощание. Но у нас в Сибири это бывает еще в конце октября. А вот воспоминание о лете лучше всего получается в ноябре. Поверьте моему опыту.
Это было не просто прощание. Это было нечто грандиозно – супер – чудесное с эмоциями до небес расставание. Так бывает только у нас, в нашем интернациональном, международном космополитическом клубе эсперантистов. Конгресс или слет длился 10 дней. О, мы многое успели. Например, обменяться традициями.  Парень из Эквадора с опаской входил в сибирскую реку, будучи уверенным, что там, именно в воде на него накинуться страшные клещи. Делегация из Германии не могла взять в толк, что «мужской день» в городской бане, не означает дискриминацию женщин. Парни из Каталонии подозрева-а-ли, что русские добавляют в свою водку яд. А иначе чем же объяснить ужасное утро? Только этим, чем же еще!?  Ребята из Франции так смогли раскрыться, что сыграли целую сценку в нашем КВНе. Всего не перечесть.
О, мы многое успели. Подружиться, полюбиться, поудивляться: «Не ожидала от себя такого, вроде приличная девушка, а что вытворяю!? А пошли вы все со своими приличиями! Раз живем!»
Сегодня все закончились. Разъезжаемся кто куда. С утра у женской половины лагеря глаза на мокром месте. Вечером все собираемся в огромном холе, беремся за руки, образуя большой круг. Так начинается главный ритуал прощания, под названием Amika rondo. Отъезжающие становятся в центр круга, выходят гитаристы, куда же без них! Мы поем песни, которые успели выучить за сезон. Мы дарим подарки, обнимаемся и целуемся, плачем и смеемся. Прибыли автобусы. Ах, нет еще минуточку, Главный ритуал еще не пройден! Скрестили свои руки и взялись за ладони соседа слева и справа. Получилась неприрывная цепь из рук, замкнутая в круг. Вся цепь поднимается и опускается, как единый организм в такт сказанным словам. «Per Esperanto, por paco, kaj amikeco, gis revido!». Казенные совковые речовки, а звучат искренне, потому, что от души!
Прощай, дорогой, ты летишь в свою Польшу, а я в свою Сибирь. Я плачу от радости, что мы вообще встретились.