Хоррор. Монс

Анжелика Стынка
Монс

    Моно

Действующие лица:
Екатерина
Массовка

    При закрытом занавесе звучит унылая музыкальная композиция. Пол авансцены подсвечен синим. Шум ветра.   Снег под давлением «ветра» сыплет в сторону левой кулисы.  Из-за левой кулисы медленно, скользя по полу, выходят люди в чёрном с факелами в руках. Процессия движется в сторону другой кулисы. Ветер меняет направление.     Люди, пятясь, очень медленно уходят назад, в левую кулису. (Возникает эффект перемотки ленты).
    Занавес открывается.  Комната с готическим окном. Рисунок на окне – черноволосая женщина в национальном молдавском костюме. Её стан обвивает змея.  У окна – софа.     Справа – стол. На столе – клетка для птицы, занавешенная чёрным платком.
     На сцене женщина в красном платье – Екатерина 1.
Екатерина. Худший день в моей жизни.
   За сценой – громкое улюлюкание. Шум толпы.
Он скинул тулуп. Лёг на плаху. И попросил палача: быстрей. Палач одним ударом отрубил ему голову. Насадил её на шест. И показал толпе. По шесту хлестала кровь… (Пауза. В зал). Первый российский император казнил Виллима Монса. (Указывает на нарисованную женщину). Если бы не ты, ничего бы не случилось. Ты во всём виновата. До тебя у нас не было проблем.
   Устало присаживается на софу.
    Картина на окне медленно приходит в движение. Нарисованная Женщина оживает.    Женщина с картины осторожно, чтобы не вспугнуть жертву – Екатерину, тянет руки в её сторону. Быстро перехватывает ей горло. Душит.  Екатерина сопротивляется. Вскакивает. Падает на пол. Громко кашляет.
    Екатерина на коленях.  Из-за кулис «вылетает» женщина-птица. Перья крыльев яркие.  На ней – молдавский костюм. В чёрных волосах – цветы.
    Танец женщины-птицы.     Женщина-птица замирает в неестественной позе. Екатерина подходит к ней.
Екатерина. Муж приметил её сразу – молдавскую княжну.  Мария Кантермир была молода. Хороша собой. Умна. Образована. Грациозна. Хорошо танцевала. Я ему родила одиннадцать детей. Мое тело расплылось. Пётр все реже заходил в мою спальню. Привычная обстановка  надоела ему.  (Устало). Он изменял мне. (Улыбаясь). Конечно, про его любовные похождения я знала. Чего стоили царские утехи?.. Пётр всегда возвращался ко мне. Обнимал. Целовал. Говорил: «Катя, ты лучше всех». Так мы и жили.
   Женщина-птица «оживает». Танцует вокруг Екатерины.
Птица. Плохо вы жили. Со мной ему было лучше.
Екатерина. Ты была нежна с ним. Всегда встречала его с радостным лицом. Он приносил тебе подарки, угощения. Давал деньги. Не отказывал тебе в просьбах.
Птица. Ты следила за мной?
Екатерина. Шпионила. Собирала информацию. Советовалась с приближёнными, что с этим делать дальше.
   Женщина-птица замахивается на Екатерину.
Птица (грозно). Ты убила моего ребенка! Из-за тебя я не дождалась счастливого материнства!
Екатерина. Сознайся, ты претендовала на трон. (В зал). Ох, уж эти молдавские женщины! Неуёмные в своих амбициях. (К ней). А что было бы со мной? Ты подумала?
Птица. Хорошо думала. Всегда думала. И ночью, и днём только об том и размышляла.  Тебе пришёл бы конец. Тебя заточили бы в монастырь. (Горделиво расправляет крылья).  А я сама стала бы царицей. Мой ребёнок взошел бы на трон.
Екатерина (обречённо). Вот видишь. У тебя были преимущества.  Если бы ты родила мальчика, пострадали бы мои девочки. Знаю. Петр перекроил бы судьбу своих дочерей. Ты не оставила мне выбора. Пришлось подкупить врача, чтобы он искусственно прервал твою беременность. Уходи. Прошу тебя. Уже поздно.
Птица. Останусь тут.
Екатерина. И без тебя тошно.
Птица. А что там? (Указывает на клетку).
Екатерина. Ему было всего тридцать. (Плачет).
Птица. Аа-а. Голова. (К Екатерине). Не плачь. Не смей! Когда ты убила моего ребёнка, царский плод, я не пускала слюни, а крепко сжала зубы. Такие, как мы, не имеют право на слёзы.
   Втянув голову в плечи, с поникшими крыльями, шаркая башмаками, медленно уходит.
Екатерина (вслед). Является. Тёмными ночами. Приходит. Танцует. (Пауза). Пётр влюбился в неё... До молдаванки у мужа было много женщин. Бессчетное количество одинаковых баб… А она – другая. Какая-то особенная. Подломила она меня. Сделала из меня калеку. (Рассматривает себя). Руки-ноги на месте. А душу – вынули. (Испуганно). А если бы она родила?..  (Устало). Мария во всём была лучше меня.  Женщина – мечта. Пётр ходил счастливый. А я…  Быстро стала нелюбимой женой. Куда мне было со своей болью?.. Монс утешал. Бедный мальчик. Он так любил наряды! Красивую одежду. Носил цветные парики. Предпочитал фиалковый цвет. Писал красивые стихи. Посвящал их мне. Влюблён был. Он всегда был влюблен. В кого-то.
    Выходят мужчины-птицы в фиолетовых париках.  Танец.  Уходят.
Молодость. Пылкая и бесшабашная. Ко времени знакомства с Монсом, моя душа усохла. Столько потерь… Один за другим умирали дети. Наши дети. Наследники Петра. (Протягивает руки в зал). Как жить дальше? Что теперь будет? Узнав про связь с Монсом, мой муж перестал со  мной разговаривать. А если и меня казнят? (В ужасе). Отправят на плаху вслед за Монсом?.. (Пауза). Когда-то мы были очень близки. (С вызовом). Царь любил меня! Девку! (Пауза). Марту Скавронскую. (Смеётся). Пётр Первый не первый. Был муж до него. Мне семнадцать. Ему чуть больше. Простая деревенская свадьба. Печь. Дрова. Две жаркие ночи на полу. Всего две ночи. Война разлучила нас.
   На сцену выкатывают пушки.   Пальба. Грохот. Выходят солдаты. Падают. Умирают.
   Вылетают черные птицы. Клюют их. Держа в клювах куски красного мяса, улетают.
   Меж павшими солдатами ходит Екатерина.  Тревожная музыка. Екатерина становится на колени.
Екатерина. Зёрнышко мое. Где же ты? В сырой земле. Где то место, над которым я помогу плакать о тебе? Не найти мне его. Не сыскать. Только птичка – полетайка присядет на твою тайную могилку.
    Поднимается.     Пушки уносят в кулисы.     Поднимаются солдаты. Пятясь, уходят.
Шереметьев подобрал меня. Благодарна ему за кров. За дом. Тогда всё переменилось в моей жизни. Князь Шереметьев был учтив, но стар. (Широко улыбается). К старости многие мужчины становятся заботливыми. Мы спали в одной постели. Он укрывал меня соболями. Ничего меж нами не было. Князь Меньшиков был более прыток. Заприметив, заиграл чреслами. Каков был князь в ту пору! Жеребец! Не церемонясь, забрал меня у Шереметьева. А я что? Подневольная душа. За всё благодарна Богу. Меньшиков поместил меня в свой дом. Дал право распоряжаться прислугой. Первая встреча с Петром произошла в 1703 году. Я прислуживала ему и Меньшикову за столом. Царь подолгу смотрел на меня. Велел отнести свечу в его комнату. Меньшиков и глазом не моргнул. Утром царь дал мне монету, мелкую денежку. Заплатил, как дешёвой шлюхе.
   На сцену выкатывается монетка.   Екатерина поднимает её.   Кладет под юбку.
Прошли несколько месяцев. Царь вновь остановился в доме своего фаворита. Увидев его,– сильно смутилась. Молодая была, стеснительная. Смутился и он. Кто видел  Петра в замешательстве? Никто. Что на него нашло в тот вечер? Под конец застолья по русскому обычаю я поднесла ему рюмку водки на подносе.
   Выходит девушка-птица. На голове – кокошник. На спине – яркие крылья. В руках поднос. На подносе – рюмка.   Танец.
   Девушка передает поднос Екатерине.  Та берет его. Кланяется в сторону.    Выпрямляется.
(Гордо). И сказал мне Пётр: «Мы оба смутились, но я рассчитываю, что мы разберёмся с тобой этой ночью». А Меньшикову сказал так: «Я её забираю с собой». И увёз. Так я попала во дворец. Ночи были страстными. Петр оказался хорошим любовником. Мы часто бывали вместе, но я не претендовала на особый статус. Не ревновала. Не упрекала. Ведь я была одной из многих.  Просто любила. Ждала его. Прислушивалась к царским шагам. Ловила его дыхание. Я никогда не была красавицей. Не то, что эта. (Показывает на витраж). Но Пётр привязался ко мне. Со временем я стала его сердечным другом. Он сам так говорил. «Друг мой сердечный». Хорошо нам было. Пётр принял решение жениться на мне весной 1711 года.
   За сценой – щебет птиц. Выходят девушки в кокошниках. Водят хоровод. Уходят.
Екатерина. Сестра царя – царевна Наталья вырастила из меня будущую императрицу Екатерину. Крестила меня в православную веру и подготовила к замужеству. Свадьба состоялась в феврале 1711 года. 
   Подходит к клетке. Сдергивает с неё платок.   В клетке на шесте – мужская голова.    Екатерина долго смотрит на неё.  Истошно вскрикивает.    Накрывает  клетку.    Сломленная подходит к софе. Ложится на неё.
    На сцену выходит дирижер-грач. На нём – хвостатый фрак. Держит дирижёрские палочки.  Он кланяется Екатерине. Разворачивается.  Дирижирует палочками в зал.   Гремит оркестр.
   На сцену выбегают сущности в масках.  Агрессивный танец. Сущности поднимают Екатерину.  Она в полусонном состоянии.
    От её платья отрастают корни дерева. Часть корней расползаются по сцене. Часть поднимаются вверх и берут Екатерину в  кокон. Задыхается.  Пытается кричать, но не может.
   Сущность убегают. Прилетают птицы. Обступают Екатерину. Клюют её, как плод.
   Екатерина кричит. Плачет.  Полная тьма. Музыка обрывается.  Дирижер кланяется. Уходит.
 Свет возвращается. Екатерина на софе. Плачет во сне. Вскакивает. 
Екатерина. Кошмары измучили. Боюсь спать. Не ложусь в кровать. Отдыхаю тут, на софе. Всё равно… Приползают они. Из нижнего мира. Терзают. Столько смертей!  Много похорон. Дети умирали один за другим. Словно проклятье на мне. Первая дочь умерла в  полуторагодовалом возрасте. Ничто не предвещало несчастья. Целый день была весела. К вечеру началась горячка. Вторая дочь скончалась в два года и два месяца. Чудесные девочки. Мои ангелочки. Помню их. Плачу о них. Третья дочь, Маргарита, умерла во младенчестве. До сих пор не пережила эти потери. Крошечные гробики. Ночные мои слёзы. А днём…  Днём было веселье напоказ! Трудные годы. Ночами я кричала. В подушку. Чтобы никто не слышал…  В те дни муж редко бывал у меня. Проводил время с любовницами. Потом у нас родился Пётр. И я воскресла. Словно заново родилась! Мой мальчик! Наследник престола! Семейная жизнь наладилась. Во мне появились новые силы! Как же тогда хотелось жить! Устраивать балы! Танцевать.
   Выходят птицы в карнавальных масках.    Танец.     Уходят.
Екатерина. Сын Пётр умер в три с половиной года. Мой мир опять рухнул. Много смертей. Кто выдержит?... Ноги подкосились. Душа угасла. Ни ночи без кошмара. Ни дня без тёмных мыслей. Как удержаться от безумств? Как не шагнуть с обрыва? Теперь этот. (Указывает на клетку). Его кровь на мне. Я во всём виновата.
   Показывает руки. С них стекает кровь.
Строгие законы при дворе. За прелюбодеяние наказывают женщину. Закапывают по горло в землю. В таком положении она пребывает до смерти. Мужчину не наказывают. Почему Петр пощадил меня? Почему казнил свою любовницу Марию Гамильтон? (Вытирает руки о платье). Кто ж его знает... Царю никто не указ. Я просила за неё. Она была моей фрейлиной. Красивая девочка. На шалости мужа с этой девчонкой я смотрела сквозь пальцы. Все увлечения Петра длились недолго. (Грозит кулаком в сторону витража). После своих амурных похождений он всегда возвращался ко мне. Как царь её бросил, глупая девчонка завязала роман с его денщиком Орловым. Тот, конечно, обошелся с ней некрасиво. Влюбил в себя да тоже бросил. Чтобы вернуть возлюбленного, она стала воровать у меня драгоценности. И это не самое большое преступление.
   На сцену выходит женщина-птица.    Высиживает яйцо.    Давит яйцо каблуками.    Со всех сторон – писк цыплят.    Уходит.
Екатерина (ей вслед). Моя фрейлина Мария родила ребёнка и собственноручно задушила его. Это преступление удалось сохранить в тайне. Да только Орлов выдал её. Марию взяли под арест. Она во всем созналась. Все равно её подвергли пытке… Государь Пётр приговорил Марию к казни. Мы просили за неё. Я и вдовствующая царица Прасковья. Пётр был непреклонен. Марию казнили отсечением головы.
   Выходит девушка в белом платье. Платье украшено черными лентами.    Предсмертный танец.    Девушка замирает на месте.
Екатерина. Она была так грациозна. Пётр вышел ей навстречу. Подал руку. Помог взойти на эшафот.
   Девушка становится на колени. Откидывает волосы. Оголяет шею.
Екатерина. Я так надеялась, что царь её помилует. Кто ж без греха… 
  Темно. В круге света – руки в красных перчатках. Звук топора. Екатерина в круге света.
Екатерина. Когда казнь свершилась, Петр взял голову Марии. Поцеловал ее в уста. Затем начал рассказывать присутствующим об анатомическом сложении шеи человека. Демонстрировал при этом артерию и позвонки несчастной Гамильтон. Завершив свою жуткую лекцию, Петр бросил голову наземь и уехал.
   Свет полностью возвращается. Екатерина подходит к клетке. Вынимает оттуда голову. Целует. Возвращает голову на место. Не покрывает клетку платком.
Екатерина. Голова Марии в кунсткамере. Доброе место для отсечённых голов. Голова Марии Гамильтон очень красивая!
   Дико смеётся. Падает на колени.
Кровь Монса на мне! Тяжёлые думы измотали меня. Казнит ли Пётр жену (указывает на себя) вслед за  Монсом?.. Кто знает! Что взбредет царю в голову, то и случится…  Он сделает то, что нужно ему. Муж вспыльчив. (Твёрдым голосом). Хладнокровен. Жесток. Груб. У него сложный характер.
  Поднимается с колен.
Говорят, молдавская княжна опять с ним. Ходят слухи, что он снова нежен с ней. Он испытывает острую потребность в любви.  (Дико хохочет. Внезапно обрывает свой смех).
  Выходит птица. На ней – молдавский костюм. Танец. Выходят люди. На них – национальные костюмы.  Танец – сырба.    Уходят.
Екатерина. Последняя любовь. Недолго им осталось быть вместе. Петр болен.  Знают о том немногие. Пётр уничтожил завещание… У нас две взрослые дочери. Анна и Елизавета. Когда-то одна из дочерей может взойти на трон. Молдаванка не успеет родить ему сына. Кругом плетутся интриги.  (С вызовом). У меня есть союзники. (Потирает руки). Что же я сделаю с тобой, молдавская княжна? Кантемир Мария Дмитриевна…  Попытаюсь устроить твою личную жизнь. Буду к тебе благосклонна, сестра. То, что ты сейчас с моим мужем, мне на руку. Ты с ним. (Возвращается к клетке). Я с этим. Мы – соседи. Меж нами – короткое расстояние. (Склоняется над клеткой). Монс, мы ближе, чем были раньше. Прежде мы встречались тайно. Теперь же! (Выпрямляется). Все знают, что  ты у меня.
   Стены окрашиваются чёрным. Руки в красных перчатках уносят стол и клетку.    Повсюду загораются свечи.
   Голос за сценой: «Шесть часов утра. 28 января».
Екатерина. Объявляю годовой траур. Дамам полагается носить траурные платья.
   Ее платье окрашивается в чёрный цвет.
Кавалерам – траурные повязки на руках. До погребения всем одеться в чёрную одежду. Для организации похорон следует создать «Печальную комиссию». Оформить «Печальную залу». (Строго). Снимите глупости со стен. Что это вы тут налепили? Обейте залу чёрным сукном! Возвышение покройте золотыми коврами. (Устало). Милый Петр, ты лежишь в своём гвардейском мундире. На подушке лежат короны. Вдоль стен – почетный караул. Всё, как ты хотел, мой муж. Как ты велел, мой царь.
   За сценой - истошный крик: «Цесаревна Наталья! Горе!»
   Екатерина хватается за сердце.
Екатерина. Еще одна дочь! (В зал). Моя Наташенька! 
  За сценой – выстрел из пушки.   Пол окрашивается синим.  Выходят люди в чёрном с зажженными факелами. 2 человека берут Екатерину под руки. Екатерина с трудом шагает. Её ноги подкашиваются.
Екатерина (в зал). Царь. Цесаревна. Мне не выдержать такого. Сил не осталось.
   Почти падает.    Её поднимают.
Мы шли по льду Невы. Была пурга. От Зимнего дворца к крепости – путь неблизкий. На мосту кортеж встретил комендант крепости. У входа в собор выставили караул.
   Екатерина выходит из толпы.
   Люди уходят в кулису.
Екатерина. Царь скончался, не успев составить завещание. Престол отдан на волю случая. Сейчас развернется борьба за власть. Закон не определяет, кому сидеть на престоле. Могу и я. Баба. Марта Скавронская. Походная девка. (Дико смеется. Неистово рыдает).
   У нее за спиной вырастают чёрные крылья.
Дети мои!
  На черном фоне возникают много желтых солнц.
(В зал).
Быть может, они теперь гуляют
И скоро пред домом опять замелькают
Как светел день! Дай мне вздохнуть
Им надо свершить далекий путь.
Ну да – они теперь гуляют.
И путь свой вновь домой направляют.
День так лучист. О, не страшись!
Их манит, поверь мне, лазурная высь!
И мы пойдем за ними следом –
А им, ведь, обратный путь неведом!
Мы встретим детей.
Мы их найдем.
В сиянье лучей.
Прекрасным днем.
Мы там их найдём!
    Закрывает себя крыльями. Выходят люди в гвардейской одежде. Обрывают ей крылья. Надевают на голову корону. Фон окрашивается синим.
Возникает трон (проекция). Выходят гвардейцы. Выстраиваются. Екатерина каждому дает монету.
Голос: «Не скупись, матушка».
Екатерина. Не скуплюсь, братцы. (В зал). После смерти моего мужа всю ночь шли рассуждения о наследнике престола. Пётр уничтожил завещание. Пётр не назначил наследника. Я и его внук Петр Алексеевич, мы – ближайшие кандидаты. Как бы сложилось, кто знает. (Хитро). Но пламенную речь Толстова в мою пользу поддержали гвардейские офицеры.
Гвардейцы (хором). Да, матушка!
Екатерина. Перед дворцом выстроились гвардейские полки. Преданные мне! Своей императрице!
Гвардейцы (хором). Точно, матушка!
Екатерина. К утру собрание высказалось в мою пользу. Я была объявлена императрицей. Войска присягнули мне. Женщине! Небывалый факт воцарения женщины в России.
Гвардейцы (хором). Ура-а! (Маршируя, уходят).
Вскоре появился верховный тайный совет. Всё решалось там. Я почти не у дел. Подписываю бумаги, что мне подают. (Спохватившись). Давайте праздновать!
  Уходит в кулису. И быстро переодевается там.
  В это время на сцене устанавливают фейерверки.
  Выходит Екатерина. На ней – золотое платье. На платье – ордена.
Голос за сценой: «Когда она идет, всё звенит. Как будто прошел запряженный мул».
Екатерина (насмешливо). Злопыхатели. Я знаю, что они обо мне говорят. (Смеется). Шепчутся, что я мала ростом. Черна и толста. Относятся ко мне враждебно, но угодничают перед властью. (Гордо). Я – жена Петра! Только я могла усмирять его буйный нрав. Я приручила льва. (В сторону). А эти… Шуты. (Гордо выпрямляется). Когда тысячная армия Петра оказалась отрезанной от тылов, я написала турецкому командованию письмо и приложила к нему личные драгоценности. Данный аргумент решил дело. Русская армия была спасена. (В зал). Чтобы не говорили обо мне при дворе, мне всё равно. Я – Екатерина! Петр в благодарность мне учредил орден Святой Екатерины! (В сторону). Эй! Да где же ваши хваленые пироги!? Несите их сюда!
  Шуты выносят огромный пирог. Уходят.
   Звучит военный марш.   Из пирога выскакивает карлица. На ней – одежда гвардейца. В  неё – сабля.
  Танец.   Фейерверки. Салют.
Екатерина. Люблю празднества! Не жалко казённых средств на веселье. Э-э! Не надо меня попрекать. Трачу на утехи, а не на войну. Шуты и приживалки веселят меня.
  Пирог уносят.   На сцену выходит – юродивый Васька. Босой. На нём поверх лохмотьев.  цепь. На груди тяжёлый мешок.  На голове – чугунная шляпа. 
Екатерина. Васька! Думала, что не явишься. Докладывали мне, что ты далеко от наших мест.
Васька. Отчего, матушка, так решила, что я далеко? С той стороны дверь открылась. С этой закрылась.
   За сценой – шум.
Екатерина. Праздник во дворце. Пируем. Осень встречаем. А тут ты. Обычно ты избегаешь шума да веселья. Мои пиры тебе не по душе.
Васька. Не хочу прослыть дармоедом.
Екатерина. Что ты! Что ты! Ты – первый гость за царским столом. Выпьешь чего-нибудь?
Васька. Я не выпью, другие выпьют. Всю твою кровушку высосут до последней капли, Катенька.
Екатерина (испугано). Что такое говоришь, дурень?
Васька. Что увидел, то и говорю. Если желаешь избежать смертушки, беги из этого большого дома.
Екатерина. Куда мне бежать, Васька? Я ж – царица.
Васька. Никто не выйдет из воды сухим. Никто. (Шепчет молитву).
Екатерина. Что делаешь, Васька?
Васька. За тебя молюсь, Катенька. Одно и то же повторяю.
Екатерина. А что? Мне расскажешь?
Васька. Чтобы Иванушка тебя простил.
Екатерина. Что за Иванушка? Кто таков? Знаю ли я его? Чей сын будет?
Васька. Не родившийся царский сынок. Убила ты Иванушку. Если в зеркало посмотришь, увидишь саму себя. На тебе много крови. Кровь невинного Иванушки на твоих руках.
Екатерина (добродушно). Полно тебе, Васька. Разболтался дурень. Праздник у меня. А ты тут грубые слова говоришь. Выпей лучше со мной вина, Васька.
Васька. Глупая ты баба, Катька. Я пришел, чтобы отодвинуть от тебя смерть, а ты всё за своё. Салюты. Шуты. Пляски. Вино.
Екатерина. Царицу каждый обидеть может. Не попрекай меня, Васька. Я долго голодала. Пустые щи хлебала.
Васька. Не слушаешь ты меня, Катя. Иди отсюда. Иди! (Достает из мешка камень. Бросает в Екатерину. Та еле увёртывается). Ступай в поле. Спрячься в лесу. Затеряйся среди камышей. Обернись в воробышка. Смерть тебя не узнает. Мимо пройдет. Другого найдет. Собаки бегают от неё. И ты беги. Молодая еще. Ноги резвые!
Екатерина. Застудила в походах ноги, Васька. Забыл? Страдаю я сильно. Стопы болят.
   Васька хватает Екатерину за ноги. Держит ее крепко.
Васька. Отпустило?
Екатерина (с облегчением). Да. Можно танцевать.
   Васька плачет.
Васька. Дурная ты баба. Глупая совсем. Веселиться задумала, когда меняется история… Люблю я тебя, Катя. Пошто люблю и сам не знаю. (Утирает слёзы).
Екатерина. Ай, не знаешь? (Хитро смотрит на него).
Васька. Ты солдатушек от верной смерти спасла. Большая заслуга твоя в том, что они живы. Плодятся. Размножаются. Потомство оставляют.
Екатерина. Вот. За то и любишь меня. И они – гвардейцы любят и уважают, как самого близкого к себе человека.
Васька. А кто тебя ненавидит, догадываешься, Катя?
Екатерина. Есть такие?
Васька. Сама подумай. (Пауза).  Ты её сына убила. Царёва дитя уничтожила. Твои жирные ручки потянулись к её хрупкой фигурке. В тот вечер шел дождь. Она стояла на палубе и орала в горло. Ты сидела в своем кабинете и шумно смеялась.
Екатерина (испугано). Откуда знаешь, что я смеялась?
Васька. Я всё про тебя знаю. Про твою зависть к ней. Кайся, Катька! Тяжкий грех на тебе! Иванушка должен был стать царем!
Екатерина (грозно). Всё сделала так, чтобы не стал. С судьбой боролась.
Васька. Ш-ш-ш. (Прикладывает палец к губам). Летит! Крыльями шуршит.
Екатерина (раздраженно). Кто?
Васька. Что слышно одному уху, другому не слышно… Она сможет войти во дворец. Никто её не остановит.  Скорблю о тебе, Катя. (Бьет её по руке).
Екатерина. Ты что, Васька? Что позволяешь себе, дурень!
Васька. Не кудахтай. Беса из тебя выгоняю! Бес в твоём кулаке, Катя. (Хитро). На всё пойду ради тебя. Люблю потому что. (Сурово). Не к тому ты стремишься, Катя. К жизни нужно стремиться! К простой жизни. К обычной судьбе. Сделай правильный выбор. Поменяй среду обитания. Откажись от благ. Лягушечка должна квакать на болоте.
Екатерина. Уходи. Я потеряла к нашему разговору интерес.
Васька. Вот и кончилась наша дружба, Катя. Потому что правду тебе говорю. А она не нравится тебе. (В зал). А кому правда нужна? Никому. (К Екатерине). Ты уж прости юродивого, Катька. Что думаю, то говорю. И Бог со мной говорит. Я всё делаю для тебя. А не ради себя. Люди тебе правду не скажут. Боятся. Люди копят злобу.
  Снимает с себя мешок.
Держи. Это твои грехи. Устал я с ними ходить. Сил во мне не осталось… Мне нужен отдых.
   Екатерина раскрывает мешок. Смотрит в него.
Екатерина. Камни?
Васька. Видишь, как я люблю тебя. (Садится на пол. Плачет). Твоя тяжесть на мне.
Екатерина. Не простой ты человек. (Гладит его по голове).
Васька. Дурак я, Катька. Сама знаешь. (С упреком). Бог ей сына послал. На царство его снарядил. Что делать теперь будем, Катя?
Екатерина. На кухню ступай, Васька. Там тебя покормят. Определят на ночлег. Останешься в моем доме, Васька?
     Васька поднимается.
Васька. Ладно. Отправлюсь на кухню. Открою дверь с этой стороны. С той закрою. (Громко). Бог существует!
   Делает шаг в сторону.
Екатерина. Ты мешок забери с собой. Тяжёл он для меня.
Васька. Хорошо. Сострадаю тебе. Твою ношу возьму на себя. (Твёрдо). Передумаешь – беги!
   Вешает мешок на себя. С трудом уходит.
Екатерина. Исцеляет он. Ревматизм измучил. Походы – дело нелегкое. Мы то наступали, то отступали. Солдаты шли по колено в грязи. Ужасные стратегические ошибки. (Обреченно машет рукой).  Русскими руками, в ущерб собственным интересам, поддерживаем православных «братьев» с Балкан.
   Быстро ходит по сцене.
Эй! Вы! Бездельники! Где угощение для гостей!? Скорей несите всё сюда! 
    Шуты выносят ещё один пирог. Из него вылетают чёрные птицы.
Екатерина. Кто! Кто посмел!?
  Ходит по сцене, пошатываясь.  Шуты уносят пирог.  Птицы исчезают.
Екатерина. На воздух надо! На воздух! Уйти от смрада власти!
   Екатерина в круге света. На нее льёт дождь. Громко кашляет.
  На заднем плане появляются огромные зеркала. Екатерина с трудом подходит к ним.
  Глядит в одно зеркало – оттуда она, но в другом платье. По платью стекает кровь. Глядит в другое зеркало – оттуда она,  но с другой прической. В прическе – чёрные бабочки. В третье – она, по лицу течет кровь.
Екатерина (в зал). Что со мной? Говорят, что я много пью. (Громко). Я не пью! Не пью! Это раньше я могла осушить стакан водки, не привередничая. (С вызовом). Потому что спала на жестком тюфяке! Потому что в походе обрила волосы! Да надела гренадёрский колпак! Я ободряла солдат! Я появлялась на поле брани. А кругом – мясо! Как тут  не пить?.. (С сожалением). Обмякла на перине. Тело ждёт неги. Живот просит каши. Тьфу. (Плюет в сторону). Я – дочь латышского крестьянина.
  Зеркала шумно раскрываются. Оттуда выходят люди в масках. Берут Екатерину в круг.
Поют. «Да на Катькины именины испекли мы каравай. Вот такой вышины! Вот такой ширины».
   Катерина падает на пол.  Люди ложатся рядом.  На сцену выходит молодая девушка в газовом платье.    Танец.
Екатерина (к людям). Кто она?
Люди. Твоя душа.
Екатерина. Красивая… чистая.
   На сцену выскакивает существо с рогами. Набрасывает на девушку аркан. Увидит её за собой в кулису.
Екатерина. Кто её пленил? Кто посмел?
Люди. Тело.
Екатерина (изумленно). Тело – враг?
    Люди смеются.    Ставят Екатерину на ноги. Ты стоит, пошатываясь.
Екатерина (к людям). Душа и тело связаны меж собой. Им бы в мире жить. (В зал). Тело служит нам до самой смерти.
Люди (хором). Смерть! Смерть!
   Уходят в зеркала. Те закрываются. В зеркалах летают чёрные птицы.
Екатерина. Всё указывает на то, что смерть близко. (Сильно кашляет). Пришла за мной старуха с косой. Нужно позвать священника. Пусть поможет душе избежать мытарств.
   Скрип открываемой двери.
(Изумлённо). Кто здесь?
Выходит мужчина в платье, надетом на голову. Возникает ощущение, что головы нет. На длинном шесте он несет голову коровы.
Мужчина. Где моя голова, Катя?
Екатерина. Монс? Это ты? Таишь на меня обиду, да?
Мужчина (жалобно). Когда Пётр вошел в камеру, куда я был заточён, я упал в обморок, Катя.
Екатерина. Знаю.
Мужчина. Мне было так страшно, Катя!
Екатерина. Верю.
Мужчина. Почему ты не заступилась за меня, Катя?
Екатерина. Как я могла, Виллим? Три месяца я смотрела на твою голову, Виллим. Он сам принес её мне на подносе. Потом… Петр запретил мне заходить  к нему. Три месяца я ждала, когда за мной явится палач. Мне тоже было страшно, Виллим. Видит Бог –  очень одиноко. Никого. Ни одной родной души. Мои родители умерли от чумы. С детства я служила людям. Прислуживала богатым и знатным. Меня передавали из рук в руки. Дарили друг другу, как игрушку. Я была наложницей, Виллим. (С удивлением в голосе). Он повел меня под венец. Он сделал меня царицей. Почему я умираю, Виллим? Сейчас, когда у меня есть всё– деньги, власть.
Мужчина. Никто не может избежать смерти. Все равны пред ней. Цари. Царицы. (С упреком). Ты не захоронила мою голову.  Где моя голова, Катя?
Из-за кулис выход Женщина в белом платье. Она без головы.
Екатерина. Мария? Я тебе ничего не сделала плохого. Зачем ты пришла?
Женщина. Посмотреть, как ты страдаешь.
Поет: «Кабы знала. Победна, про то ведала. У крыльца да стоит скорая смертушка. Я любимой семейки не будила бы. С простоты дверей не отворила бы. Ни за что этой злодейки не пустила бы».
   Склоняется над ней.
    Екатерина тянет к ней руки.
Екатерина.  Лукавая… Я умираю, Мария. Мне больно.
Женщина. Меня пытали, Катя. Я созналась во всем. Но меня продолжали пытать. Почему ты не заступилась за меня?
  Екатерина кашляет.
Екатерина. Я просила его. Мы просили. Ты же знаешь, какой он…  Мы ведь так и не помирились.
Женщина (с удивлением). Из-за меня?
Екатерина. Из-за него. (Указывает на Мужчину).
Женщина. А кто – он?
Мужчина. Виллим Монс.
Женщина (радостно). Я видела твою голову! Она отдельно от тела – в кунсткамере. Её заспиртовали. (Дико хохочет).  Совершенно чудесно! Её держат в банке. Моя голова тоже – в банке! Мы – потешные экспонаты Петра. На нас смотрят каждый день. (Грозно в зал). А мы – на вас!
Мужчина. Оторвали голову. (Плачет).
Женщина. Ты хотела успеха! Ты достигла успеха. Забралась на самый верх. Все готовы тебя слушать. Служить тебе. Ты поднимаешь руку – они падают на колени.
   Танцует вокруг неё.
Царица! Царица!
Мужчина. Где мозг? В черепе! Где мой череп, Катя?
Екатерина. Подите прочь, неблагодарные. Прекратите! Дайте спокойно умереть.
Мужчина. У тебя лихорадка, Катя. Нас здесь нет. Но ты не можешь нас забыть!
   Берутся за руки. Танцуют вместе. Голова коровы – на полу. Екатерина смотрит на голову коровы.
Мужчина и женщина поют хором: «Нас здесь нет. Потому что у каждого из нас нет лица. Мы теперь без проблем! (В зал). Но ты лучше нам дорогу не переходи. Нет лица – есть злоба! В городе ты нас не узнаешь! Невидимые, мы нападём на тебя. Это наш город! Это наш город!»
  Всё окрашивается красным.   Екатерина громко кашляет
Екатерина (полушепотом). Я не могу дышать. Пётр, голубчик. Где ты? Я так устала.
Мужской голос за сценой. Друг мой. Я рядом.
  Женщина и Мужчина в панике убегают.   На заднем плане возникает цветущий сад.
Мужской голос за сценой. Марта, или ко мне.
  Екатерина встает на ноги.  Вдаль уходит белая дорога. Она ведет в сад. Екатерина, пошатываясь, уходит вглубь сцены.
Екатерина (оглядываясь). Мне всего сорок три. (Тянет вперед руки). Нас похоронят вместе в Петропавловском соборе. Хорошо, что мы будем рядом, Петя.
Мужской голос за сценой. Славно, друг мой.
  Темно. На сцену выходит Мужчина.
Мужчина (в зал). Где моя голова? Без головы я не могу надеть парик. Я так люблю парики. Куда подевали фиолетовый парик?
  Звучит музыка. Кто-то играет на пианино.
Сохранились руки. Люблю музицировать.
  На заднем плане возникает огромные клавиши. Кто-то невидимой рукой стучит по ним.
  Какофония звуков.   Тишина.
Мужчина. Я – младший брат Анны Монс. Моя сестра была любовницей царя. (С вызовом). Только она посмела отвергнуть монаршую любовь. Не согласилась быть вечной любовницей. Вышла замуж за какого-то статусного старикашку. С юных лет я был под пристальным наблюдением самодержца. Я сопровождал его в военных походах. Сражался за него, как герой. А он отрубил мне голову. Где моя голова? (Ходит, пошатываясь).
   На заднем плане возникает мост с грифонами на Банковском мосту (развернут к залу так, что кажется, будто Мужчина шагает по мосту). Он удаляется.  Появляются две фигуры.   Екатерина в красном с  бокалом в руке, Пётр в парадной форме.
Екатерина (в зал). Что вы знаете про любовь! Ум ничего не знает про любовь. Ум глуп. В сердце укоренилась любовь. Только смерть раскрывает тайну жизни. Если двое встретились у последней черты, это и есть любовь. (Хитро). Чаше улыбайтесь мужу. И будет вам вечная любовь!
   Екатерина и Пётр перемещаются из одной кулисы в другую. Выходит скрипач. Музыка.
(Конец)