Моно. Княжна Тараканова

Анжелика Стынка
Княжна Тараканова
Моно
Действующие лица:
Княжна Тараканова
Массовка: скоморохи

Комната с окном.
На сцене красивая женщина в элегантном платье, княжна Тараканова. У её ног – большой серебряный таз. В тазу плавают крохотные кораблики с зажжёнными свечами.
Она гадает, рукой подгоняет кораблики. Один из них переворачивается и тонет. Свеча гаснет.
Княжна. Старинное венецианское гадание. (Раздраженно).  Глупое гадание не принесло мне душевного спокойствия. Разве можно по угасшей свечке понять, как действовать дальше? (Вздыхая). Если бы я могла узнать свою судьбу. Заглянуть в будущее. (Растерянно). Каким путём идти к цели? Справлюсь ли?..  Всего предвидеть невозможно. У меня есть план. (Задумчиво). Лучше иметь плохой план, чем никакой. Впереди – битва.
    Уходит в кулису.
Темно. Появляются факелы.
Тяжелый стук лопат. Выходят скоморохи в тулупах, несут небольшой гроб.
Скоморох (в зал). Означенная женщина волею Божьей умерла. Похоронена на рассвете 5 декабря. Тем утром шел снег.
  Полня тьма.
  Звучит скрипка.  На сцену падает снег.  Свет возвращается.
  На сцене – Княжна – весела, игрива.  В руках письмо. Читает вслух: «Уходят наши тела. Но страсть и любовь остаются навсегда».
Княжна (в зал). Письмо от друга.  Ах, если бы я могла полюбить его… Хорошего. Богатого. Мне с ним удобно. (Улыбаясь). Совершенно не могу жить без денег! Без воздуха – могу. Без воды – могу. А вот без денег… (смеется). Деньги. Деньги. (Спохватившись). Мои лучшие платья в ломбарде. Чем платить за кареты?.. За услуги горничной и  слуг? (Вздыхая).  Нынче дорогая жизнь. (Хитро). Жених покрывает мои долги. Барон считает меня своей невестой.
       Строго смотрит в зал.
Княжна. Наступит час, и я напишу ему печальное письмо с отказом. У меня великая судьба! Моя мать – Елизавета Петровна! Императрица Всероссийская из династии Романовых. Сочеталась тайным браком с Алексем Разумовским. Мой отец был придворный певчий. Мать сделала его фельдмаршалом и кавалером всех орденов. Отец сознательно устранился от участия в государственной жизни. Умирая, мама оставила завещание в пользу меня – своей дочери. (Указывает на себя). Оно находится в надежных руках. До десяти лет я воспитывалась при русском дворе. Меня представляли, как близкую родственницу Елизаветы.  После смерти дорогой матушки меня отправили в Сибирь. Унижали и травили. Друзья матери освободили меня из заточения. Пришел час, когда русский народ готов поддержать законное право наследницы на престол. Время действовать! Я не дам немке узурпировать трон! Иначе – русский народ погибнет.
Входят скоморохи.
Поют. «На горе-то калина. Под горой малина. Ну, что ж, кому дело, калина! Ну, кому какое дело, малина! Там девицы гуляли. Там красные гуляли. Ну что ж, кому дело, гуляли! Ну, кому какое дело, гуляли! Калинушку ломали. Калинушку ломали. Ну что ж, кому какое дело, ломали. Ну, кому какое дело, ломали».
Княжна. До всего русского у меня  есть дело.  Большая трагедия, что я далеко от русского народа. Помню праздники. Родную музыку. Моим другом был вологодский шут. Из моего окна открывался чудесный вид на Неву. Там – мой родной дом. (Задумчиво). Тут обо мне пишут во всех газетах. Имя княжны Таракановой на слуху во всех салонах. Мне нужна поддержка. Крепкая рука.
   Ходит по сцене взад и вперед.
(Задумчиво). К кому же обратиться!? (Находчиво). К нему! К графу Олову! Он – могущественный и самый сильный! В его распоряжении флот и немыслимые суммы денег. (Хитро). Ему запрещено вернуться на Родину. Изгнанник на длинном поводке.
  Уходит в кулису. Быстро возвращается с – портретом графа Орлова.   Звучит задорная музыка. Выбегают скоморохи в ярких цветных рубахах. На головах – колпаки с бубенчиками.
  Один скоморох в костюме козы ведёт за собой маленького медведя.
Скоморох 1. Мы - веселые скоморохи. Мы будем смешить вас.
    Бьёт в ложки.
Скоморох 2. Ой! Жги! Жги! Говори! То-то старухе надо ества. Кринка овсяного теста. А ела бы старуха – молчала. Молчала бы старуха, не ворчала. Ой! Жги! Жги! Говори! Скоморошки – люди добрые. Скоморохи зелена вина не пьют. Жги. Жги. Говори! Как по улице идет молодец. Неженатый вдоль по широкой идет. Скоморох молодой. Скоморох неженатый, холостой! Ты пусти, девица, ночевать. На кроватку на тесовенькую. На постельку на пуховенькую.
   Звонкий смех.
Скоморох 1. Чья это умная дочь? Чья это разумная дочь? Пустила скомороха ночевать. Пустила молодого постоять.
Скоморох 2. Сватался к ней купец! Думала пойти за него! Жги! Жги! Говори!
Скоморох 1. Стала она жить вместе с дружком. Сыта ль – не сыта. А всегда весела!
Скоморох 2. Чья такая?
Скоморох 1. Скоморохова жена.
   Звучит веселая музыка.    Уходят.
Княжна. Все знают - Его сиятельство любит скоморошьи пляски. Потешные драки в снегу. Дышит всем русским. (Внимательно изучает портрет). Этот граф – истинный красавец! (В зал). Начинается большая игра! Разыграю партию, и скоро он узнает обо мне. Будет содействовать моему делу. (Задумчиво). В далеком Петербурге обо мне уже наслышаны. Шпионы шлют царице письма. (С вызовом). И что? Пусть! Европа на моей стороне. Посол Франции оказывает мне знаки внимания, словно пред ним царствующая особа. Цивилизованный мир уже поддерживает меня. Конечно, находятся и такие, что пугают. Предостерегают. Говорят, что со мной будет так же, как с царевичем Дмитрием.
  Звучит набат.  Выходит скоморох в – монашеской одежде и чёрная шапочке.
Скоморох. (Печальным голосом). Углич. Двор. Серёдка мая. От березок тонких тень. Сгинул он, не понимая, Кем был избран этот день. С детства меченый падучей, Окружением страдал. Не изведал ласки жгучей. Да и правды не видал. Словно утлую лодчонку, Закружил водоворот. Обиходили мальчонку, Насыщая свой живот. КОрысть в умысле имея, Сеть из домыслов плели. Сор в избе хранить не смея, Дар ладонями мели.
Княжна. Полноте! (Машет рукой на него). Ничего не боюсь! Давайте веселиться!
   Звучит веселая музыка.    Княжна уходит в кулису и быстро переодевается там.
   В комнате меняется обстановка. Появляются канделябры. На небе вспыхивают звёзды.
   На сцену выходят скоморохи в карнавальных костюмах. На головах – немыслимые парики в виде кораблей и башен.
   Танец.
    Выходит княжна.  В причёске – красные перья. 
Княжна. Париж – это Вавилон. В нем множество несуществующих герцогов и принцесс. В Париже все выдают себя за других.
  Кружится.   Водит хоровод со скоморохами.   Скоморохи уходят.
Княжна. Мне всего 21 год. Я молодая и красивая. Умная и дерзкая. У меня есть друзья. Они выкрали меня из заточения в Сибирь. (Скорбно). Отправили туда не за кражу, не за убийство, а за  царскую кровь. Дело свершилось. Преступление совершилось.  Увезли из столицы верную претендентку на трон. Что поделать…  Со временем все забыли обо мне. Такова жизнь… В Сибири я испытала много несчастий. Трудно было в Сибири.  Это страна изгнания. Униженные, оскорбленные, тверженные – все там. Холодно и голодно в Сибири. Вечная зима… Думала, что там и закончится моя драматическая судьба.
   Вой ветра. Канделябры гаснут.
   На заднем плане – большие сугробы.
   Выходят скоморохи в бушлатах, выстраиваются в ряд.
   Поют: «Две пары портянок и пара котов. Кандалы на ногах – и в Сибирь готов. Серая свита. Бубновый туз. Голова обрита – и старый картуз. В Сибирь отправляюсь. Знать, её заслужил. Отца. мать родную слезой наделил. Вышел за ворота – мать моя стоит. Слезы проливает: «Прощай» говорит».
   Уходят.
Княжна. Трудности закалили меня. Жила в крестьянском доме. Носила грубую одежду. Спала на полу. На лежанке отдыхал хозяин. На кроватях –  дети.  В люльке – младенец. В стужу было особенно знобко. Топили один раз в день. Ела похлёбку. Масла не давали. Минимум гигиены. Вначале плакала, как ребёнок. Я и была ребёнком. Потом моя душа застыла. В кромешном аду умерли чувства. Но взошла утренняя звезда. Начался новый этап в биографии. (Гордо). Я – княгиня Елизавета Владимирская. Моя цель – получить российское наследство. По своему происхождению могу претендовать на российский престол. (Озираясь). Екатерина, убившая своего мужа Петра, преследует меня. Почему? Конкурентку учуяла. (Гордо). Вот она – я! Выжившая! Екатерина не имеет кровных связей с царствующей династией. Во мне течет настоящая кровь Романовых! Екатерина  – самозванка!  Ничтожная немецкая принцесса! Будем время! Победителем вернусь в Россию!
  Полная тьма.    В темноте блестят шпаги. Возня. Крик. Вопли.
Появляется скоморох в белой ночной рубахе с короной на голове.
Скоморох. (Говорит жалобным  голосом). Что случилось? Кто вы? Я – император Петр. (Мечется). Скрипка. Где моя скрипка? Где моя собака? Не убивайте собаку!
   Полная тьма.   Показывается скоморох в военном мундире.
Скоморох (твёрдым голосом). Всё кончилось. (В сторону). Боюсь гнева вашего величества. Матушка, его более нет на свете! Свершилась беда, матушка! Мы были пьяны.
   В круге света появляется скоморох в царском платье. 
Скоморох (говорит женским голосом с акцентом). Я многим обязана семье Орловых. За то осыпают их богатством и почестями.
   При тусклом свете любовный танец царицы и военного.     Вспыхивает  яркий свет.
Княжна. Убили Петра. Безжалостно. Её руками убили! Проклятие на ней. На Екатерине. Небеса устроят ей суд. (Пауза). Я – законная наследница! Желаю вернуть себе трон!
  Ходит взад и вперед.
Орлов! Орлов! Где же ты!? Опальный изгнанник России. У нас с тобой – одна доля. Мы вместе пойдем против злого рока. Ты приведёшь меня к трону. Ты в душе цареубийца.
   Руки в белых перчатках кружат её.  В круге света – Княжна.
Так вот же он! Орлов давно ждал встречи со мной. Снял для меня богатый дом в Пизе. Оплатил мои расходы. Как можно было в него не влюбиться? Смелый! Щедрый! Он подарил мне коляску с лошадьми. Вместе ходим в оперу!
  На заднем плане – скоморох-певец в – женской одежде. На него падает свет.
  Поёт. «Во сне явился, словно ангел мне и в лунных сумерках призвал к себе. В своих мечтах я с ним всегда за гранью сна».
   Танец ангела.   Со всех сторон - аплодисменты.  Свет падает на Княжну.
Княжна. Верю ему. Рукам его. Губам его. Ночью верю. Ночью открывается вся правда. Мой дорогой Орлов.  (В зал). Не могу прожить без него и дня. (Тянет руки в сторону). Как же я люблю тебя, Алексей Григорьевич!
   Из-за кулис показываются мужские руки в белых перчатках. Тянутся навстречу Княжне. Женские руки в чёрных перчатках (на пальцах – крупные кольца) бьют по мужским рукам. Руки  исчезают.
Княжна (в зал). Я только думала раньше, что была счастлива. Теперь знаю, как это на самом деле. Благодарю судьбу за любовь! Он позвал замуж. Я согласилась. Князю передала на хранение важные документы, которые подтверждают моё царственное происхождение. Россия – удивительная страна. Там взятки берут даже на плахе. (Вспоминая). Красавица Лопухина. Мать ненавидела её за красоту. Обвинила её в заговоре. (Качает головой). Какая судьба…  Как же изощренно унижали красавицу.
   Освещенной остается авансцена. з-за кулис выходит скоморох-жертва в женском платье. Следом появляется скоморох-палач в  страшной маске и ножом в руках.  Им он разрезает платье. Под ним  бежевое трико. Жертва от стыда закрывает лицо руками.   Со всех сторон – гогот. Звук ударов плетьми. В темноте – танец красных чертей с красными плетьми.
Скоморох-палач (в зал). Кому языки? Языки нынче у нас дешёвые!
   Жертва зажимает рот руками. Через пальцы сочится кровь. Полная тьма.
Княжна. С ней на плахе стояла и другая женщина. Знатная. Осуждённая на те же муки.  Но та успела сунуть палачу свой крест, усыпанный брильянтами. Палач сек её для вида.
   В круге света появляется скоморох в военном мундире – граф Орлов. На голове – пышный парик.
Скоморох-граф (с сомнением в зал). Какие подробности. Откуда она всё знает?  Кто она такая? Готовили её? Самозванка она? (Задумчиво). У неё много имён… А если не самозванка? Что тогда?.. Я – граф Орлов.  Верный пёс Екатерины. Конечно, по существу, Екатерина не имела прав на российский престол. Но как же она хорошо платит! Щедра матушка. Умеет делать истинно царские подарки. Братья Орловы не знают отказа ни в чём.
    В круге света появляется скоморох в царском платье.
Скоморох-царица (голосом с акцентом). Орлов! Доставь самозванку в Россию. Требую привезти её к Пасхе христовой! Я жду от тебя решительных мер!   
   Свет полностью возвращается.
   На сцене – мачта.
   Княжна в черном плаще с капюшоном, зажимает уши руками.
Княжна. Хитрости не чувствую. Зла не жду. Ничего не хочу слышать! Ночами обнимаю любимого! Он клянется мне в верности! Он возведёт меня на престол. Рискнёт для меня всем. (Счастливо улыбается). Вот. Дождалась я своего.  Орлов на коленях. Он просит моей руки! Он целует бесконечно и безумно. Будь что будет! (Вглядывается в зал). Вижу! Полно людей! (Радостно). Всем интересно посмотреть на свадьбу русского графа Орлова и императрицы Елизаветы. Венчание состоится здесь,  на палубе корабля. После венчания Орлов объявит флоту свою волю. Мою волю!   
   Вой ветра.
   Княжна хватается за крепёж мачты.
Ветер! Какой холодный ветер! (Испуганно). Почему у священника трясутся руки? От холода? Отчего он путается в своих молитвах?
    В круге света появляется скоморох-священник. За его спиной – два чёрта. Черти пляшут.
Скоморох-священник: «Радуйтесь!»
   Салют. Отовсюду крики: «Ура-а!»   Всё пропадает.     Княжна мечется.
Княжна. Муж мой! Граф Орлов! Где вы?
Голос: «Сударыня! По именному повелению её Императорского Величества Екатерины Алексеевны вы арестованы».
Княжна. Кто говорит? Кто! (Падает в обморок).
   По сцене в масках скачут скоморохи. Руки в красных перчатках снимают с неё дорогое платье и плащ. Бросают к её ногам – грубое, серое.  Звучит унылая музыка.
   Княжна приходит в себя. Надевает платье.
Княжна (обречённо). Заманили в ловушку. Отобрали документы. Заточили в трюм. Как же здесь сыро! Корабль «Исидора» –  моя тюрьма.  (С надеждой). Где же вы? Граф Орлов! Почему не говорите со мной? Отчего не даёте о себе знать?
   Шум волн.  Полутемно. 
(В зал). Где мой милый? Где мой муж? Нет его рядом. (Испуганно). Что с ним? Он умер? (Громко в сторону). Алексей!
Свет понемногу возвращается.
   Человеческий гул доносится с палубы.   
   Руки в красных перчатках протягивают письмо.
Голос: «Он тоже арестован».
    Княжна плачет.
    Читает вслух письмо: «Я нахожусь в таком же печальном состоянии, как и вы. Преданность моих офицеров подаёт мне надежду на освобождение».
   Свет постоянно меняется. В трюме темно-светло.
   С палубы доносится морская песня. «Спалив бригантину султана. Я в море врагов утопил. И к милой с турецкою раной, как с лучшим подарком, приплыл».
   У Княжны – большой живот.
Княжна. Любовь – это бесценный дар. Настанет день, и мой муж и отец моего ребенка (поглаживает живот) – граф Орлов придёт и освободит нас.
   Выходит скоморох в военной форме – граф Орлов.
Скоморох-граф. Я пришел, чтобы рассказать правду. Свадьба – хорошо сыгранный спектакль.
   Выбегают черти с – факелами.    Танец. Княжна закрывает лицо руками.
Скоморох-граф. Роль священника исполнял Ванька Строев.
  Один чёрт на ходу набрасывает на себя рясу – плащ чёрного цвета.
Он – корабельный кок.
Княжна (растерянно). Кок…
Скоморох-граф. Я сам отдал команду о твоем аресте. Если ты честно расскажешь о своём происхождении, будешь отправлена на все четыре стороны.
Княжна. Я – Елизавета Владимирская! Вы отняли у меня свободу и счастье. Я готова на всё. Но я сохраню чувства к вам. (Обнимает свой живот).
Скоморох-граф. Я служу Екатерине. (Уходит).
Княжна (полушепотом). Горькая твоя судьба, Алексей. Не завидую тебе. Ты будешь умирать страшно, граф Орлов! Тяжелая болезнь измучает тебя. Боль лишит тебя рассудка. В своем доме, там, где жизнь в последней схватке станет сходиться со смертью, станешь кричать истошно. Чтобы заглушить твой крик, вокруг твоего дома будет ходить оркестр.
   За сценой – барабанная дробь.
(Громко). Бьют барабаны. Гремят фанфары. Смерть сдирает с тебя кожу. Я  плачу о тебе, мой муж. 
Голос за сценой: «Кронштадт».
Княжна (обреченно). Россия. Я обречена. Сгустилась ночь.
  Темно
За сценой голос: «Каждый входящий навсегда лишается своего имени и предаётся забвению».
Княжна. Где я?
Голос: «В секретном доме. В тюрьме».
   На авансцене  скоморохи в серых рубахах и  железных масках.
   Страдают. 
   Танец сумасшедших.
   Уходят. Свет полностью возвращается.
   Камера с окном. На окне – решетка.
   Справа  – три манекена в военной форме. На 1-м  – форма офицера. На двух – солдатская. Их рты ярко красные, искажены  саркастической улыбкой.
   Слева  – кровать. На ней – одеяло, подушки. Слева – стол и табурет. На сцене Княжна. На в сером платье и холщовым мешком на голове.
   Руки в красных перчатках снимают мешок. Княжна ложится на пол. Рожает. За сценой – крик ребенка.  Княжна поднимается. Мечется по камере.
Звучит колыбельная. «Баю. Бай. За рекой. Солнце скрылось на покой. А у Мишкиных ворот зайки водят хоровод.  Заиньки-заиньки. Не пора ли баиньки? Вам под осинку. Мишке на перинку».
Княжна. Мой ребенок! Верните мне сына! Прошу вас! Вы же люди! В вас должно быть сострадание.
   Все окрашивается красным.   Множество рук в белых перчатках протягивают к ней свертки с младенцами.    Княжна подбегает к ним – руки и младенцы исчезают.
Княжна. Сынок! Сынок!
   Со всех сторон – дикий хохот. Лай собак. Ржание лошадей. Стук копыт.  Княжна в изнеможении падает на пол.    Она в круге света.    Появляется скоморох-призрак.
Княжна (устало). Ты кто?
Скоморох-призрак. Царевич Алексей. Первый узник Петропавловской крепости.
Княжна. Ты мне поможешь?
Скоморох-призрак. Не смогу. Меня нет. Меня убили.
   Призрак исчезает. Свет полностью возвращается. В камере – Княжна. Волосы растрепаны.    Руки в красных перчатках выбрасывают на сцену миску с едой.
   Княжна жадно ест.    Громко кашляет. Руки забирают миску. Выносят ночной горшок.
Княжна (устало обращается к манекенам). Уйдите. Прошу вас, офицеры. Мне нужно испражниться.
Голос. Не положено. Нам велено вас унижать. Днем и ночью.
Княжна. Кто так велел?
Голос. Она. Царица.
Княжна. Она забрала моего ребенка. Разве этого мало? (Кашляет). Кто его защитит? Моего сына… (В зал). Как ты живешь без меня? Узнаю ли я тебя, когда ты станешь взрослым? (Обезумившим взглядом вглядывается в лица зрителей). Тебя ждут сложные годы. Некому будет за тебя заступиться. Мама далеко… (Встрепенувшись). А хорошо, что тебя забрали сразу.  Сынок, здесь так сыро. (Кашляет). Питание скудное. Чем бы я кормила тебя, малыш? (Трогает грудь). Молока нет. Грудь усохла. (В зал). Сынок! Я не совершила тяжкого преступления! Меня лишили свободы по её прихоти. Мой мальчик, в тебе царская кровь! Никому не говори о том. Как оказалось, это большая проблема.
   За сценой – шаги.
А… Слышу его шаги. Шагает князь Голицын. (С сарказмом). Вице- канцлер снизошел до самозванки. Екатерина  поручила ему исполнить  важную работу. (Кашляет). Я должна отречься от своего имени! (Гордо). Я – внучка Петра Великого! (С большой печалью). Они хотят из меня сделать мошенницу и авантюристку.
   Показывает фигу в зал.
Выкуси! Так на Руси говорят? Я была обучена хорошим манерам. Здесь они не нужны. (Указывает на манекенов). Её сторожевые псы. Немые караульщики.  Безучастные к моим страданиям.
   Шаги ближе.    Появляется скоморох – князь Александр Голицын в – седом парике с буклями.
Скоморох-князь. Расскажите о своем происхождении.
Княжна. Князь Голицын, вы же знаете. Моя мать – императрица Елизавета Петровна.
Скоморох-князь (с участием). Прошу вас, признайтесь, что вы дочь немецкого булочника. Выгода ваша. Подпишите бумаги.  Я всё устрою наилучшим образом. Дочь немецкого булочника в России никому не нужна.
  Княжна смеётся.
Княжна. Я получила незаурядное образование и воспитание. Разбираюсь в архитектуре и живописи. Играю на арфе. Знаю несколько языков. Я – дочь булочника? Я – великая княжна Елизавета Владимировская. Я – истинная претендентка на российский престол.
Скоморох-князь. Вы сумасшедшая?
Княжна. Здесь все сходят с ума. (Кашляет).
Скоморох-князь. Прекратите ломать комедию, и вас отпустят.
Княжна. Вы обманом завлекли меня на корабль! Вероломно пленили.
Скоморох-князь. Кто старое помянет, тому глаз вон. (Добродушный смех).
Княжна. Где мои спутники, князь?
Скоморох-князь. В казематах. Их тоже помилуют. Матушка-Царица широка душой.
Княжна. Мне нужна личная встреча с Екатериной.
Скоморох-князь. Не бывать такому.
Княжна. Я могу доставить большие выгоды империи. Помогу наладить торговлю с Персией.
Скоморох-князь (рассерженно). Убавьте тон и чистосердечно признайтесь, кто заставил вас играть сию роль. Откуда вы родом? Только не рассказывайте басни. Мы от них устали.
Княжна. Позвольте написать письма, князь.
Скоморох-князь. Хорошо.
   Руки в красных перчатках выносят чернильницу, перо, бумагу.
   Княжна подходит к столу. Пишет. Читает вслух: «Я – принцесса Елизавета. Согласно воле матери должна была унаследовать престол, достигнув возраста 17 лет».
Скоморох-князь (строго). После такого письма не ждите милости от государыни.
   Руки в красных перчатках рвут письмо.
Скоморох-князь. Вы – мелкая авантюристка. Сдуру влезли в большую политическую игру. Вы – азартна. Но игра закончилась. Напишите, кто вы. Вас освободят. Выдадут замуж.
   Княжна смеётся. Захлебывается кашлем. От боли скрючивается.
Княжна. Пятнадцать месяцев в одиночестве. (В гневе). Не считая её псов! Наглых и тупых. (Указывает на манекены). Днем и ночью следят за каждым моим шагом.
Скоморох-князь. Она так велела.
Княжна (кивая). Чтобы позором меня покрыть.
Скоморох-князь. Она знает в этом толк.  Целенаправленно уничтожает человеческое достоинство. Униженных  легко подмять. Скоро вы станете идеально послушной. Ваши чувства умрут. Ваша воля будет сломлена. Тогда вы исполните любой приказ. Вы примете всё, что угодно.
   Княжна гордо выпрямляется.
Княжна. Я – дочь Елизаветы! Моя мать – царица! Мой дед – Петр Великий! Меня не сломать.
Скоморох-князь. Вы – прямая угроза престолу! (Ласково). Влиятельные люди используют вас против Екатерины. Они – ваши враги, но не мы. (Берет её за руку). Подпишите бумаги.
Княжна. Подите прочь. Я устала.
Скоморох-князь. Не хотите по-хорошему, будет по-плохому. Мы будем применять к вам крайние меры. Мы создадим для вас самые плохие условия.
  Руки в красных перчатках уносят одеяло и подушки. На кровати остаётся  голый матрац.    Руки в красных перчатках рвут на княжне одежду. На ней -  лохмотья.
Княжна. Под ней шатается трон. Она – цареубийца.
Скоморох-князь (испуганно). Молчите! Прошу вас. Ни слова более. Ради вашей же безопасности.
Княжна. Верните мне мою одежду! Пришлите мою служанку! Мне нужна аудиенция царицы.
За сценой голос царицы (с акцентом). Распутная лгунья осмелилась просить у меня аудиенции? Объявите этой развратнице, что я никогда не приму её, ибо мне вполне известны и крайняя её безнравственность и чужие имена и титулы.
Княжна (догадливо). Она ревнует! Возможно ли это? Она – царица всей Руси! А я… (Смеётся).  Несчастная девушка. Нахожусь у последней черты.  Моё положение таково, что природа содрогается. (Кашляет). Но я никогда не откажусь от своего имени. Я – дочь императрицы Елизаветы. Внучка Петра Великого. Во мне – царская кровь династии Романовых!
За сценой голос царицы. Я выбью из тебя всю дурь, самозванка!
   Выбегают скоморохи-ряженые красных штанах с красными плетьми. Истязают Княжну. Уходят.  Скоморох-князь смотрит на неё с жалостью.
Скоморох-князь. Бог видит, я не хотел, чтобы было так.
Уходит.
Княжна. Смерть обнимает меня.
   Переползает на другое место. На прежнем месте – лужа крови.
Нет великодушия в людях. Нет в них величия. Боже, даруй им разум.
   Появляется скоморох в  царском платье.
Княжна. Екатерина? Сама? Ты ли это? Аль мираж?
Скоморох-царица (говорит с акцентом). Я знаю, кто ты, что за особа. Ты – истинная дочь своих родителей. Ты принадлежишь роду основателей правившей в России династии. Всегда следила за тобой. Что ты понимаешь о власти, Елизавета? Борьба власть,  за трон – дело жестокое и зачастую аморальное. Ты угодила в мясорубку, девчонка. Думаешь, мне легко? Всю жизнь приходится опасаться заговора, который лишит меня трона. Власти. Жизни. (С горечью). Зачем заявила о себе? Теперь ты являешься опасной преступницей (Строго). Потому что посягаешь на государственный строй.
Княжна. Я умираю.
Скоморох-царица. Не ты первая, замученная в тайной тюрьме. (Склоняется над ней). Елизавета, несчастная княжна, вручаю тебе кольцо твоей матери.
   К ногам Княжны падает кольцо.    Скоморох-царица уходит.
Княжна. Приходила. Сама. Признала меня.  Моё истинное происхождение. (Надевает кольцо). Помню это кольцо. Играла им в детстве.
    С трудом подходит к окну.  Головы манекенов поворачиваются в сторону окна.     Княжна кольцом царапает по стеклу.
Княжна. Боже мой!..
   Отходит от окна.
(В зал). Боже мой. Я умираю. Несчастная жертва царского строя покидает грешный мир. Я мало знаю о смерти… В 1777 году в северной столице произойдет страшное наводнение. Вода зальет казематы крепости. Погибнут 300 заключенных. Меня не будет среди них… Я умру здесь и сейчас. О чем молюсь в последний час? О судьбе своего ребёнка… О муже. О графе. Орлов остался верным рабом государыни. Буду сниться ему до могилы. Царство любви – не российское царство. Молюсь о царице. Много крови на ней. Как она будет умирать с такими грехами?..
   Ложится на пол. 
   Руки в красных перчатках утаскивают Княжну в кулису.
   Полная тьма.
   Скоморохи-ряженые выносят гроб.    Зажигаются звезды.
Скоморох (грубым голосом). Копать веселей!
   Стук лопат.  Скоморохи-ряженые опускают гроб на пол.
Скоморох (строго). Копайте глубже.
   У гроба появляются два призрака. Княжна Тараканова и её спутник –  царевич Алексей (скоморох).
Княжна. Призраки. (Указывает на себя и на него).
Скоморох-царевич. Незащищенные души.
Княжна. Принцесса Елизавета.
Скоморох-царевич. Царевич Алексей.
    Они раскланиваются.
Княжна. Мы раньше встречались?
Скоморох-царевич. Я приходил к тебе. Я легко прохожу сквозь стены казематов.
Княжна.  Всё кончилось. Униженная  и оскорбленная теперь в гробу. Свершилась еще одна семейная драма.
Скоморох-царевич. Тебя тоже убили?
   Княжна кивает.
Княжна. Всем скажут, что я умерла от чахотки.
Скоморох-царевич. Всем сказали, что я умер от сердечного приступа.
Княжна. Тоскливые похороны. Хоть бы цветы кто принес…
Голос за сценой: «Спи моя Лизонька. Ночью нет света. Ни справа. Ни слева. Спи, моя девочка. Спи, королева».
Княжна. Это обо мне поют.
Скоморох-царевич. Я знаю.
Голос за сценой: «Сломлена пытками. В скверне и мате. В бархатном платье. Бордовом и страстном. Словно осенняя яркая астра. В пухлых ладонях императрицы».

  На авансцену выходит скоморох в седом парике – старый граф Орлов.  Все смотрят на него. Впереди себя он несёт на золотой парчовой подушечке корону. Его ноги заплетаются.
Скоморох-граф.  Государь Павел 1 распорядился перезахоронить прах отца. Мощи государя Петра Федоровича эксгумировали. Так Павел пытается доказать легитимность своей власти. Ирония судьбы. Теперь Петр Федорович будет покоиться рядом с ненавистной ему супругой -  Екатериной Второй. Мне оказали  великую честь. Впереди гроба несу императорскую корону. Ту самую, которую я отнял у него, у Петра. Ради неё – Екатерины. (Усмехается). Посмертная коронация. На череп разложившегося трупа будет торжественно возложена императорская корона.
   Дико смеется. Спотыкается. Падает.
Ревматизм. Страшные боли мучают меня.
   Скоморохи поднимают его.
   Шатаясь, граф уходит в кулису.
  (Конец).
Тихо играет скрипка.