37 лет на Украине. Часть 13. Кооператив в Донецке

Александр Сивухин
37 лет на Украине. Часть 13. Кооператив в Донецке.

Но вернемся в девяностые годы. В самый разгул демократии.

Кругом стали открываться какие-то частные предприятия, кооперативы, разные наладочные конторы, общества с ограниченной ответственностью, которым требовались квалифицированные кадры.

Один мой знакомый, из бывших мастеров – киповцев с НПЗ,  тоже организовал такую конторку и уговорил меня перейти к нему наладчиком КИПиА.
Обещал большую зарплату, командировочные… В общем, - золотые горы. Ну, я и клюнул на его обещания… Вот, ума-то не было. А куда деваться? Жить на что-то надо было. Если зарплату не платят. И с каждым годом становилось все хуже и хуже.

И вот, одним прекрасным днем, увольняюсь с завода РТИ, и устраиваюсь в частное предприятие по наладке киповского оборудования.

Договора по наладке заключались по всей Луганской и Донецкой областям. Сам характер работы мне был понятен и не сложен, опыт за десять лет я накопил солидный. Легко разбирался в любых схемах, чертежах. Знал все тонкости работы множества приборов, контроллеров, релейных сборок.

По началу мне работа даже нравилась. Пока катался по областям и объектам, познакомился с разными интересными людьми, производствами. Один раз даже целый месяц настраивал приборы на пивоваренном заводе "Лиспи" в своем горячо любимом городе Лисичанске. Пивка с директором пивзавода попили не мало. Я для них мимоходом еще и рекламные стихи сочинял в городскую газету, где расхваливал пиво местного производства с одноименным названием - "Лиспи".

Кроме пивзавода, в Лисичанске, даже на своем родном НПЗ пришлось налаживать и пускать поточные анализаторы на АВТ-12 третьей очереди. Один, без всякой помощи от местных прибористов, которые, почему-то косились на меня. Договора подписывал у своего бывшего заместителя главного инженера, с которым были в хороших отношениях. Так что особых проблем по этому поводу не было.

Командировки не очень напрягали, лишь бы платили. Оформление договоров и оплата первое время ложилась на плечи моего начальства. Я же был, по началу, обыкновенным технарем.

Потом меня стали привлекать к оформлению документов и поиску новых объектов, где можно было бы подзаработать. Тут я понял, что в очередной раз влез в какую-то непонятную авантюру.

Иными словами, я должен был найти себе работу, сделать ее, оформить, добиться перечисления денег на нашу контору, дальше фактически моя зарплата делилась между мной и начальством. Мне, от заработанных денег, почти ничего не оставалось. Делили деньги уже без меня. Энтузиазм мой, с этого момента, постепенно начал угасать.

Поскольку у меня не было патента частного предпринимателя, и договора от своего имени я не мог оформлять, то приходилось терпеть своих нахлебников. У них в руках были документы частной фирмы и счета в банках.

Сама наша наладочная контора  находилась в Донецке. Это в 150 километрах от Лисичанска. Приходилось несколько раз в месяц ездить автобусом туда за договорами и за зарплатой.
Слава Богу, вскоре эта шарашкина контора развалилась, я так и не понял, по какой причине, как снова оказался на улице.

Некоторое время мы жили на одну зарплату моей супруги, которая продолжала трудиться на НПЗ инспектором по охране труда. Ну, и за счет дачи, конечно, которая нас здорово выручала.

Вскоре, так распорядилась судьба, подался я снова на НПЗ, где все было знакомо. Кругом были близкие друзья, с которыми много лет работал когда-то вместе. Они вовремя подсказали мне, что есть возможность вернуться на завод.

Это в период страшной безработицы. Когда устроиться на работу было большим чудом, и то только по большему блату.

Да и причина такой беды была очевидна. С развалом Союза, в Лисичанске, да, наверное, по всей Украине, и не только, были разорваны все экономические связи  между заводами, разорваны технологические цепочки, предприятия бедные останавливались, рабочих тысячами увольняли. Лисичанский НПЗ еще как-то держался на плаву, и худо-бедно кормил город...