Салют

Елена Князева 707
                С  а  л  ю  т

              В моей жизни был только единственный салют, который я видела, запомнила и считаю настоящим.
              Мы тогда приехали из Свердловска в ближнее Подмосковье, снимали две комнаты в доме без удобств.  Наступили майские праздники, и отец сказал нам, что мы едем в Москву смотреть салют. Мне было одиннадцать лет. Отец вызвал такси, и мы поехали всей семьёй, прихватив с собой дочку хозяев.  Машин в эти годы было немного, мы ехали под вечер по почти пустым дорогам, выехали к набережной Москвы- реки, оставили такси и прошли на набережную, напротив  через реку был Московский Кремль. 
                Народа было совсем мало, тихо шелестела молодая листва, Кремль освещало розовым заходящее солнце. На другом берегу  Москвы-реки, отец показал нам, стояли пушки.  Стемнело. И тут началось. Фейерверк в те времена был только двух цветов, красный и зелёный. Сначала мы почти оглохли от пушечных выстрелов.

         Но вот у нас над головой  возникли фантастические грозди, они распускались сказочными цветами невиданной красоты и медленно оседали на землю зелёными и красными искрами.  Я уже не слышала грохота пушек,  мне только хотелось, чтобы это не кончалось никогда.  Но всё , конечно, кончилось.
              Отец был счастлив. Он умел радоваться чужому счастью больше , чем своему.  А ещё он любил быть в роли доброго волшебника.

         Когда я была на первом курсе института, мы с девчонками  решили на майские праздники поехать в Москву смотреть салют. Было девятое мая, и очень жаркий день. Так иногда бывает. Где смотреть, мы толком не знали, но понимали, что надо ехать в центр.
        Мы приехали на метро на улицу Горького (ныне Тверская) и пошли по ней. В этот день там была пешеходная зона.  Май, весна, жара, улица заполнялась всё больше и больше. Мы уже шли в сплошной толпе всё медленнее и медленнее.  Видимо, уже было десять  вечера, потому что мы услышали залпы пушек. Услышали, но ничего не увидели, как бы не всматривались в небеса. Ни единой, самой маленькой искры.
 
         Всё бы ладно, не увидели, ну и не увидели, но тут бодрые и энергичные люди , такой же толпой стали спускаться нам навстречу с верховья ул. Горького. Все перемешались, мы с девчонками крепко держались за руки, но, что наши узы перед толпой, мы были раскиданы и прижаты к шершавым стенам сталинских домов , которые стоят вдоль улицы Горького.
               Тут я впервые ощутила, что значит толпа. Меня то прижимало к стене с неистовой силой, потом вроде отпускало, я успевала вдохнуть воздух, а меня прижимало к стене снова.   Я поняла , что во всём этом броуновском движении есть некоторый смысл. Толпа рвалась к входу в метро, я развернулась , и меня быстро и легко донесло  до входа в метро, а уже там , несколько раз, наткнувшись на отключенные турникеты, и к вагонам метрополитена.  С девчонками мы потерялись, в электричке мне уже при подъезде к моей станции стало плохо, пришлось выйти в Мытищах, прочухаться и ехать на следующей электричке.

          Вы думаете, после этой поездки мы стали умнее ? Плохо вы знаете молодёжь.  Ум приходит к нам тогда, когда им уже толком и не воспользуешься. Мы не хотим учиться на чужих ошибках, более того, мы не хотим учиться и на своих, считая их просто нелепой случайностью.

         Итак, в  следующий раз , мы решили поехать смотреть салют на Ленинские горы ( ныне Воробьёвы), потому что там, уж точно будет всё видно.
       Поехали всё, тем же составом, взяв на всякий случай одного мальчика.  Уже подъезжая к станции метро Ленинские горы, меня охватило тоскливое предчувствие, но я была не одна, девчонки были рядом, Алёша крепко держал меня за руку.

         Мы вышли из вагона, а вернее втиснулись в толпу, которая уже была в фойе станции.  Мы бы, так там и стояли, но приехал следующий поезд метрополитена, и бодрые энергичные люди вытолкали нас в середину фойе. 
         Думаю, после землетрясения, урагана или цунами, толпа должна занимать какое-то место, если не по смертности, то хотя бы по полной безысходности. Мы стояли в центре зала, мы никуда не двигались, наши руки были по швам, или, где там, застал этот апокалипсис. Мы не могли ничего.

          По толпе бежали волны, нас то сжимало, то отжимало.  Моменты сжатия стали всё продолжительнее. Мне казалось, что вот - вот и мои внутренности полезут во все дыры.
          Я никогда не забуду эти людские волны, которые могут принести смерть, и абсолютно никто не будет виноват. Да,  и какая разница. Я вспомнила похороны Сталина. Конечно, меня тогда не было. Это моя мать, малолетка, решила с подругами ехать из Самары в Москву , чтобы проводить великого вождя. Их сняли с поезда, всё в той же Самаре.
 
       Тем временем народ на станцию всё прибывал. Поезда приходили, как положено, каждые три минуты, народу внутри не хватало ума уехать, куда-нибудь подальше от этого бедлама, а жалкие эскалаторы не справлялись с людским потоком.

        При очередном сжатии организма людской массой, я шептала про себя - Господи, прости и помилуй, я не такая уж плохая, как кажется на первый взгляд.
        При минутном расслаблении толпы , я думала- Вообще-то с нашего десятого этажа и так видно кое-что из салюта, соседи ведь недаром кричат УРА, а те кто залез на крышу и вовсе видят всё, а с этим  Алёшей можно запросто на крышу, это сейчас он , руки по швам...
 Но тут любезный голос из репродуктора объявил нам всем :
         Уважаемые москвичи и гости столицы , в такой праздничный день и  в такую  прекрасную погоду , спешим вас обрадовать тем, что открываем левый выход в город, чтобы вы могли от всей души насладиться....

         Не дослушав,  мы, находившись неподалёку , устремились туда налево, и долго ли, коротко ли , достигли заветной панорамной площадки, откуда, действительно, была видна вся Москва или хотя бы то, что стоило видеть.
 
       Начался салют, мы видели слабые сполохи над всей Москвой,  где-то совсем рядом с нами грохала пушка, но то ли в другую сторону!, во всяком случае яркого и впечатляющего салюта мы так и не увидели.

       Пошли к метро, всё той же толпой, а куда денешься?, но на подходах к станции по бокам стоял кордон из конной милиции, мы почему-то оказались с края, толпа взволновалась, и нас стало бросать под копыта лошадям.

      Конь, безусловно , умное животное, но он тоже может тоже заволноваться, он может просто перебирать копытами, а мы такие нежные, хрупкие существа.. Всё кончилось хорошо, иначе, кто бы писал  здесь.
          Давно это было. Сейчас фейерверк во всех городах и по любому поводу. И даже,  есть у меня подозрение, что немного  всем это  надоело, во-первых потому что  это деньги на ветер в самом буквальном смысле этого слова, во-вторых, то , что у всех  - уже не модно.
         Но на Новый год начинается вакханалия, мы на десятом этаже чувствуем себя в эпицентре боевых действий. Меня это не раздражает. Пусть стреляют, значит все живы и здоровы.