О том, как моя мама не стала железнодорожником

Владимир Рабинович
О том, как моя мама не стала железнодорожником
Мама рассказывала, что после  войны она поступила в железнодорожный техникум.  Самые лучшие продуктовые карточки давали железнодорожники,  и у них была самая лучшая столовая.  Должны были еще и выдать форму, но почему-то не выдали и студеты ходили в своем.
 Учили неплохо. Мама знала Евклидову геометрию, помогала мне в пятом классе решать задачи. 
В сорок шестом году вся семья Залмоверов  вернулась в Будо-Кошелев, но когда узнали, что случилось с  их, оставшимися в оккупации,  родственниками,  уехали в Минск. В Минске по улицам ходили милиционеры. Это действовало на евреев успокаивающе.
Мой дед по маме Юде Залмовер был сапожником. Он шил сапоги, ту часть, которая называется голенищем.  У него была ножная швейная машина для кожи.  Труд его был востребован, все тогда ходили в сапогах. Он неплохо зарабатывал, кормил большую семью.  Залмоверы  купили дом на улице Цнянской. Недалеко от Комаровского рынка.  На рынке жены офицеров торговали офицерскими пайками.  Продавали хлеб. Хлеба было уже много, а значит можно жить.
Однажды в пятницу вечером  на домашнем совещании бабушка сказала,  что они не хотят, чтобы мама, красивая еврейская девушка,  стала железнодорожницей. Эта профессия не для нее.  Железнодорожное это училище нужно бросать. Дедушка неплохо зарабатывает, у них  есть немного денег,  и они бы могли обойтись без маминых карточек.   Пусть идет в медицинское училище и учится на зубного врача.
 Там в медицинском училище мама  познакомилась с моим отцом. 
Папа отвоевал уже войну, был два раза тяжело ранен. Закончил лейтенантом.  Я разглядывал его фотографии этого времени. Такой чубатый пацан лет двадцати пяти.   Он в военной форме. Другой одежды у него не было.  Костюм на свадьбу моему папе пошили мамины родители. Это был первый в его жизни костюм.  Бабушка в ссорах не раз вспоминала папе это.
Главой семьи была бабушка. После того, как в июле сорок певого года,  она собрала Залмоверов и заставила уехать в эвакуацию сперва в Волгоградскую область, а потом в  Пензу, ее авторитет во всех стратегических вопросах был неоспорим.  Это она приняла решение, в результате которога мама дала папе согласие на предложение стать его женой.  Папа со всем своим бешеным темпераментом в увлечениях, был влюблен в маму.  Мама говорит, что полюбила папу намного позже, когда появились дети и она увидела, как он переключил гиперболойд своего обожания  на детей.  Но  сейчас она  просто следовала указаниям бабушки.
Бабушка сказала маме так:   Да, ты у меня получилась красивая. Но твоя  красота - дело временное. Я  тоже была когда-то красивая.   После войны найти целого непокалеченного молодого симпатичного  мужчину, да еще еврея, не так просто.  То, что он нищий, ничего не значит. У него хорошая профессия — зубной техник. Ты — зубной врач, всегда сможешь дать ему клиентов.  Поживете у нас. Мы отведем вам две комнаты. В одной будете жить вы сами, в другой сделаете свой кабинет.  Заработаете немного денег, построите свой дом и переедете туда жить.
Так оно и вышло.