Хроники Бориса Иконникова Глава 25

Ирина Полонская
 Предыдущая глава здесь:http://proza.ru/2021/12/02/1610

 Глава двадцать пятая. Мать.

  Прошло два года. 
 В конце апреля Борису  позвонили из села, где жила его мать:
 - Боря, это тетя Нюра. Я в соседнем доме рядом с твоей матерью живу. Помнишь меня?
 - Да...
 - Анну сегодня в больницу увезли. Сердечный приступ. Ты бы приехал, что ли. Она плоха уж больно...
 - Ладно, я приеду.

 Борис выехал в тот же день. 
 Подходя  к  дому, в котором прошло его детство, он увидел, что дом похож  на одинокого никому не нужного старика. Крыша  обветшала, краска на окнах облупилась и висела лохмотьями.  В доме  пахло лекарствами и пылью. Полгода назад умер муж матери. Борис тогда не поехал на похороны. Он считал, что это чужой для него человек. А сейчас ему впервые  пришла в голову мысль, что мать любила этого мужчину  и тяжело переживала  его смерть.  Ей, наверно, была нужна поддержка сына.  А он... Он, как обычно, был в своих мирах.

 Борис  пришел  навестить мать. Они не виделись уже больше двух лет. Мать  лежала на больничной койке бледная и слабая.
 - Сынок, спасибо, что приехал,  - тихо проговорила она, глядя на Бориса слезящимися глазами.
 - Хоть погляжу на тебя.  Совсем седой стал... А я вот...скоро к Сереже моему уйду. Зовет он меня. Мне без него тошно... Жить нечем стало...

 Борис  хотел  что-то возразить, но мать остановила его:
 - Ты погоди, сынок.  Дай мне сказать...Я знаю, ты моего Сергея невзлюбил с самого начала...  А ведь он пытался с тобой подружиться... Ты его так и не принял. Эх, сыночек! Знал бы ты, сколько я слез пролила! Сколько дум передумала... Ты меня осуждал за то, что я замуж опять вышла. Я это понимала.  Для тебя Сергей чужой человек в доме.  А мне он был нужен. Я с ним только свет увидела.

 Мать тяжело вздохнула, и слеза прочертила ее щеку.
 - Твой отец бросил  нас, когда тебе еще трех лет не исполнилось. Ушел себе лучшей  доли искать. А что с нами будет - ему было не важно!
 
 Ты знаешь, что значит остаться  без мужа в селе?
Сначала к нам стали заходить друзья твоего отца. Их трое было. Вот и повадились они к нам ходить. То один придет, то другой, то третий.  Вроде, поддержать, поговорить. А на самом деле,  каждый  мылился  ко мне под юбку залезть. Они считали, что я буду рада этому. У двоих друзей уже были жены, дети. Третий  жениться собирался. Но "помочь" жене друга хотели все трое.

 Да и другие мужики не раз заглядывали вроде как в гости... Думали,   брошенка  любому  будет рада. Как горько мне было, сынок!

 Я смотрела на тебя и видела черты твоего отца. Ты так на него похож!
Я любила тебя и ненавидела твоего отца. Он от нас  уехал куда-то в далекие края. Первые годы еще  высылал деньги на тебя, а потом пропал - ни слуху, ни духу.

 В ту пору появился в нашем селе один мужик. Он только что из тюрьмы вышел.  Положил он на меня глаз, стал  везде встречать да обхаживать. Я ему сразу от ворот поворот дала, только он и слушать не хотел ничего. То ночью в окно постучит,  то явится к нашему дому пьяный и зовет меня погулять с ним. Мама, пока жива была, его стыдила да гоняла. А ему хоть бы что. Потом он магазин обворовал, его снова посадили, да ненадолго. Через полтора года  выпустили по амнистии. И опять он  меня  преследовать  начал.

 К тому времени мама умерла, мы с тобой одни остались.
 Вот я этого "ухажера" раз прогнала, другой, третий. И он надумал меня силой взять. Может, ему кто посоветовал,  может, сам так решил - не знаю.
 Однажды я шла с работы. Так получилось, что я была в тот день одна. Обычно мы втроем или вчетвером ходили. На улице темно, хоть глаз выколи. Я иду к дому по тропинке. Вдруг, откуда ни возьмись, кто-то меня сзади хватает. Я испугалась страшно, только хотела закричать, а злодей  мне рукой рот зажал. А сам в ухо дышит тяжело, и таким от него перегаром несет, что меня аж замутило от отвращения. Я его руку укусила, вывернулась да как заору! И  бежать. А он за мной.

 В это время в доме напротив окно зажглось. Оказалось, на мое счастье, что там племянник к тетке приехал крышу чинить. Он услышал мой крик, выскочил на улицу да накостылял моему "ухажеру". Тот заругался, угрожать стал. Я тогда его и узнала по голосу.

 Потом он с друзьями пришел племянника бить, но тот не испугался.  В общем, раскидал он их, всех троих. А мне сказал, чтобы я к нему обращалась, если что. Я тогда заплакала: будто камень с моей души упал.

 Так мы с Сергеем и познакомились. Потом он приезжал несколько раз... В общем,  решили мы пожениться.

 Я видела, что ты не рад этому, но надеялась, что Сергей со временем найдет к тебе подход, и вы подружитесь.  Да и счастливой я себя почувствовала в кои-то  веки. Не хотелось мне счастье свое терять. Сергей сильный был и добрый. Мне с ним ничего не страшно было.

 Поначалу он с тобой пытался отношения наладить. Раз тебя на рыбалку пригласил. Ты помнишь? Нет? Ты  глянул на него с неприязнью и отказался наотрез. Невзлюбил ты его с самого первого дня. Только что молчал.

 Сергей тогда сказал,  что ты еще слишком молодой и жизни не понимаешь. Подрастешь, опыта наберешься - и все  наладится.

 Мы с ним  хорошо жили. Он, правда, первые года три меня уговаривал ему ребенка родить. Но я так и не согласилась. Боялась: вдруг он меня бросит,  а я одна не потяну.

 Потом ты уехал учиться. Я старалась тебе денежек подкопить да послать. Сергей знал об этом, но ни разу не упрекнул меня.
 
 Приезжал ты редко и был как чужой. Все в своих мыслях. Я не знала, как к тебе подступиться. Ты уезжал, а я плакать принималась. Сергей меня уговаривал:
 - Ничего! Главное - он парень умный,  грамотный,  он дорогу себе пробьет...

 Когда ты женился, сынок, то даже на свадьбу меня не пригласил,  словно я чужая тебе.  И опять я плакала, а Сергей меня утешал... Господи, если бы не он... - мать глубоко вздохнула и устало прикрыла глаза.

 - Ладно...Ты, сынок, не обижайся на меня. Я тебя любила...как умела...
Она закрыла глаза и замолчала. По ее щекам струились слезы.

 *****
 Вернувшись в дом, Борис долго взволнованно мерил шагами комнату. Он не подозревал, что его мать  так страдала  из-за его холодности.
  Подошел к старому серванту, достал фотоальбом. Усевшись на диван, принялся листать пожелтевшие страницы.
 Вот фото, где он совсем еще крохотный  с мамой и бабушкой. Мама такая молоденькая, красивая, в светлом платье, гордо  держит его на руках, а рядом стоит бабушка в темной одежде  и белом платке. На ее добром лице лучатся морщинки возле глаз.

 А вот он пошел в школу. Такой маленький, худенький, испуганный, стоит среди других ребят. В руках портфельчик. Белая рубашка, темные брюки и сандалии.
 
 Вот мама с Сергеем. Мужчина  приобнял  жену, она улыбается  и смотрит на него с любовью.

 Борису вдруг вспомнилось, как он в ту пору стеснялся своей матери. Ему казалось, что  ужасно стыдно  такой старой женщине  влюбляться. Юный Борис  считал, что любовь, поцелуи и все такое - только для молодых.

 Сейчас ему  пришло в голову, что сам он влюбился в Настю на пятидесятом году жизни. А Насте, кстати, было уже около сорока. И что? Они оба потеряли голову, словно юные влюбленные. Видно, для любви нет возраста. Она приходит, когда хочет.

 А вот снимок, на котором Сергей с большой рыбиной. Стоит такой довольный и гордый.
Он хотел и мне показать, как это замечательно, сидеть на утренней зорьке у реки, а потом поймать крупную рыбину. А я...
 И потом он много  раз пытался поговорить со мной. Но я  всякий раз старался ускользнуть от него, спрятаться...

 Да...Разве думал я тогда, что мать страдает и плачет из-за этого?
Я учился. Мне было интересно. Но ни разу не задумался, каким образом из месяца в месяц, мать присылает мне деньги. Да, немного. Но ведь они меня выручали, эти деньги. Мне хватало на еду и даже на книги. Тогда представлялось, что это само собой - мать шлет каждый месяц деньги.

 А ведь ей приходилось откладывать из своих скудных доходов. Сергей не только не упрекал ее,  он ее поддерживал.

 Обо всем  этом  я не задумывался. По большому счету,  я всегда смотрел на жизнь только со своей колокольни,  даже не пытаясь понять других людей...

 Ничего...Теперь все будет по-другому! Я заберу мать к себе в город, положу ее в хорошую клинику. Ее подлечат, и она будет жить хорошо.  Надо будет выделить ей место, купить кровать, столик...

 Борис долго представлял, как он устроит мать и удивлялся, почему такие мысли не приходили ему в голову раньше.

 Утром ему сообщили, что мать  умерла.
 Продолжение здесь:http://proza.ru/2021/12/03/1565