Память сердца Kuruwinda гл. 38

Анна Магасумова
Авантюрист Элгин. Коллекционер или вор?

"Британия сама его учила
Так поступать, когда есть власть и сила"
(Лорд Байрон "Проклятие Минервы")


   Лорд Элгин, он же граф Томас Брюс  вошёл в историю как английский дипломат эпохи Наполеоновских войн и коллекционер античных ценностей. (1)
  Томас  Брюс дослужился в армии до генеральского чина, но исполнял преимущественно дипломатические должности: был посланником в Берлине и в Константинополе. Вместе с приглашёнными им художниками, измерявшими и срисовывавшими для него развалины античных сооружений, Элгин объездил Морею*, где в течение десяти лет производил поиски и раскопки.
* Морея - средневековое название полуострова Пелопоннес на крайней южной оконечности Балканского полуострова, в южной части современной Греческой Республики. Топоним Пелопоннес, то есть "Пелопов остров" или остров Пелопа **связан с греческой мифологией.
** Пелоп - в древнегреческой мифологии сын  обречённого на вечные муки Тантала *** и Эврианассы, король Пелопоннеса.
  Тантал, в древнегреческой мифологии лидийский или фригийский царь, сын Зевса. За то, что разгласил тайны олимпийцев, похитил с пира богов нектар и амбросию и, пригласив богов на пир, угостил их блюдом, приготовленным из тела убитого им сына Пелопса.
   Разгневанные боги, отказавшись от этой трапезы, приказали Гермесу оживить Пелопса, погрузив разрозненные части его тела в котёл с кипящей водой. Юноша вышел из него наделённым необычайной красотой. Завоевав в состязаниях на колесницах в жёны дочь царя Элиды Гипподамию, Пелопс унаследовал власть в Элиде и распространил её на всю Южную Грецию, которая получила название Пелопоннес.
Пелопоннес был одним из основных очагов греческой цивилизации. В бронзовом веке его центрами были Микены, Тиринф, Аргос, Пилос и Спарта.
"Прекрасный край трудов неугомонных-
Пелопоннес"
(Владимир Рыбаков 3)
  Тантал был обречён богами на вечные муки в подземном царстве. Стоя по горло в воде и видя висящие на дереве плоды, Тантал  не мог утолить жажду и голод, так как вода уходила из-под его губ, а ветвь с плодами отстранялась. (2)  Отсюда появилось  выражение "танталовы муки".
"Это - Танталова мука великих держав, неутолимая их жажда"
(Н.А. Бердяев)
   В 1798 году Томас Брюс был назначен послом Британии в Блистательной Порте Селима III. (3) Перед отъездом Элгин поинтересовался у членов британского правительства:
"Нет ли у Британии нужды в изучении античного искусства?"
 Ответ был отрицательным, но лорд всё равно решил заняться этим делом.
В сентябре 1799 года Элгин отбыл в Константинополь. По пути посетил Палермо, где встретился с послом Британии в Неаполитанском королевстве Уильямом Гамильтоном.(4) Гамильтон  занимался собирательством предметов античности, в частности, греческих ваз.  69 - летний  дал  несколько ценных советов молодому
 33 - летнему коллеге.
 Например, он посоветовал ему нанять в Неаполе художника, который бы копировал в Греции всё, что имело художественную ценность. Элгин, не раздумывая, пригласил итальянского пейзажиста Джованни Лузьери и его помощника -  русского подданного Фёдора Калмыка. (5)
 Элгин прибыл в Константинополь 6 ноября 1799 года. Прежде всего он засвидетельствовал своё почтение султану, а позже получил от Селима III разрешение забрать из страны любой кусок камня с надписями или изображениями.
"Мы мусульмане не завоевываем новые земли, мы завоевываем новые сердца"
(султан Мехмед II Фатих)
  Под владычеством Османской империи Греция находилась почти четыре столетия. Всё это время турки не считали нужным заботиться о старинных античных памятниках в колыбели западной цивилизации. Более того, величественные статуи олимпийских небожителей османы считали просто каменными идолами, не достойными внимания.
   Афины в то время предстаалял себя  провинциальный городишко, где проживало не более 10 тысяч человек: греков, евреев, турок. Управляли городком два турецких правителя -  гражданский и военный. Солдаты турецкого гарнизона квартировались прямо в Акрополе, превращённом в военную крепость.
   Памятник архитектуры серьёзно пострадал во время турецко-венецианских войн. (6) В 1687 году снаряд попал в храм Парфенон, который турки использовали как склад пороха. В итоге взрыв сильно разрушил фронтон храма. Неудивительно, что, прибыв на место, художники Элгина увидели греческий храм в печальном состоянии.
 отправил Лузьери и Калмыка в Афины срисовывать интересные предметы старины.
  А началось всё с вполне невинной просьбы у османов зарисовать фрагменты скульптур и фризов в Акрополе. Турки не могли отказать в этом послу страны, которая помогла разобраться с французами в Египте, принадлежавшем османам. К тому же в ход пошли и традиционные взятки.(7)
   В результате Элгин получил фирман, согласно которому его люди могли приходить на Акрополь, рисовать и измерять всё, что они хотят, делать слепки, ставить леса, проводить раскопки.

  Элгин был послом в Османской империи 4 года,  до 16 января 1803 года. Проявил значительное мастерство и энергию в выполнении сложной миссии - в расширении британского влияния во время конфликта между Османской империей и Францией.
  А дальше -  как в детективной истории, на борту корабля, который прикупил лорд Элгин вывез в Британию обширное собрание статуй, архитектурных и скульптурных фрагментов, надписей, гипсовых слепков, ваз, бронзы, монет и камей.  Среди них оказались не только копии, но и шедевры античности
 Коллекция  состояла из частей фриза*, метопов ** и фронтальных скульптур Парфенона, а также скульптурных плит из афинского храма Ники Аптерос - бескрылой Победы, а также различные предметы старины из Аттики и других районов Эллады.
* фриз - декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты, обрамляющей или увенчивающей ту или иную часть архитектурного сооружения.
** метопы - мраморные  плиты почти квадратного формата, декорированных рельефом или росписью.
  Бриг "Ментор" с грузом посла туманного Альбиона вышел из афинской гавани в сентябре 1802 года. На борту находилось 17 ящиков, о настоящей ценности их содержимого мало кто догадывался. За погрузкой следили особо доверенные люди. Однако корабль попал в шторм, в результате которого застрял в расщелине прибрежной скалы, и вся его передняя часть вместе с античным грузом оказалась под водой.
  Чтобы спасти акропольский мрамор лорд Элгин нанял лучших ныряльщиков. Но в течение месяца удалось поднять только четыре ящика. Только летом следующего года, когда корпус корабля был основательно поврежден, удалось закончить работу за гигантские по тем временам деньги -  5000 фунтов стерлингов.
  Вследствие разрыва между Францией и Великобританией Элгин, на обратном пути из Турции, был задержан Наполеоном и получил свободу только в 1806 году. Его собрание, позже сделавшееся известным под названием "Мраморы Элгина" (Elgin Marbles), в двухстах ящиках было отправлено морем в Лондон, причём часть коллекции, арестованная французами, пролежала несколько лет в Пирее* и лишь в 1812 году была получена владельцем.
*Пирей -  третий по величине город в Греции, на северо-восточном побережье залива Сароникос Эгейского моря.
"Ментор"  был не единственным судном, перевозившим древнегреческий мрамор. Лорд Элгин отправлял в Британию корабли на протяжении 10 лет. У исследователей существует несколько версий, почему англичанин вывез из Греции бесценный груз.
  Одни отмечают, что, женившись, он пообещал молодой супруге уникальный по красоте и интерьеру дом и стал собирать коллекцию. Другие, преимущественно западные историки, говорят о том, что граф был удивительным филантропом, который поставил себе целью "просветить" дремучих соотечественников, а потому и привез шедевры для наглядного обучения.
*филантроп - человек, занимающийся благотворительной деятельностью на пользу общества.
  К тому же удручающее впечатление на англичанина произвело состояние, в котором находились руины уникальных зданий: в Парфеноне турки разместили компактную мечеть под сенью колонн, в Эрехтейоне устроили пороховой склад, в Пропилеи затащили свои пушки.
   Элгин не особо выиграл в денежном смысле. Британское правительство торговалось до последнего. Запрошенную сумму в 73 600 фунтов. Так лорд оценил компенсацию его затрат и 12 лет работ, не прибавляя ни шиллинга за сами шедевры, сбавили до 35 000 фунтов. С тех пор коллекция принадлежит Британскому музею.
" Главное, что Лондон, присвоив чужое имущество, не собирается его отдавать", - так считали  греки, как только избавились от турецкого ига, тут же стали просить британское правительство вернуть вывезенное. Но тщетно.
   Некоторые современники в Британии, среди них лорд Байрон в "Чайльд-Гарольде", упрекали Элгина в том, что он будто бы незаконно вывез и испортил бесценные художественные памятники Эллады.
  Другие уверяли, что он спас эти памятники для человечества от полного уничтожения местным населением, веками растаскивавшим обломки статуй на кладку домов и на известковый раствор. Этот спор длится по сей день.
   Как писал римский юрист конца II начала III  века Доминиций Ульпан:
"Виновен кто вмешивается в дела, которые его не касаются". (8)
  Но Элгин, считая себя не только коллекционером, но  и знатоком античного искусства, попытался оправдаться брошюрой "Меморандум о преследованиях графа Элгина в Греции", опубликованой в 1810 году.
 По рекомендации британского парламентского комитета, который также "подтвердил"  поведение своего соотечественника Элгина,  в 1816 году лорд продал свою коллекцию Британскому музею за 35 тысяч фунтов стерлингов, то есть себе в убыток, ведь сам он истратил 39 тысяч. Хранится в Британском музее.
  Коллекция не принесла Элгину желанного обогащения. Более того, она стала поводом для обвинения британского посла в бесчестности и вандализме. Каждый из состоятельных англичан, посещавших Афины, считал своим долгом напомнить соотечественникам о разорении Парфенона. (9)
  Титулованный любитель античности превратился в объект издевательств. Не помог Элгину и символический жест в виде передачи афинским властям часов, установленных на рыночной площади.
   В 1831 году лондонское Общество дилетантов избрало лорда Элгина своим почётным членом.
   Общество дилетантов  - английский аристократический клуб, общество, созданное путешественниками и собирателями антиков - предметов античного искусства, вывозимых из разных стран, прежде всего Греции и Италии, для их изучения, жертвования музеям и частным собраниям, украшения ими собственных поместий, замков и дворцов. Общество действует по настоящее время.
  Элгин умер 4 ноября 1841 года в возрасте 75 лет в Париже.
   Репутацию лорда не смогли восстановить и его потомки. Его сын Джеймс Брюс (восьмой лорд Элджин), развивая печальную семейную традицию, в 1860 году отдал приказ об уничтожении Старого Летнего дворца в Пекине.
   Греки до сих пор считают лорда Элгина  вором, укравшим их национальное достояние. Греция почти два столетия добивается от Британии возвращения ценностей, но англичане не спешат расставаться с коллекцией лорда Элгина. Как говорят: что в Англию попало -  то пропало.

Что упало - то пропало.
Прошлого не вороши.
Не казнись, что разменяло
Время годы на гроши.

Не пытай скупую память.
Если что и есть в казне, -
Не растраченные нами
Звонких несколько монет…
(Сергей Дунев)

(1) Лорд Элгин, он же  Томас Брюс, 7-й граф Элгин и 11-й граф Кинкардин, устар. Эльджин (20.07.1766 -17.11.1841)
 -  британский дипломат шотландского происхождения, вывез из турецкой Греции в Великобританию исключительное по культурному значению собрание древнегреческого искусства, ныне известное как мраморы Элгина.
  Граф Элгин (англ. Earl of Elgin) - наследственный титул в системе Пэрства Шотландии. Титул был создан 21 июня 1633 года для Томаса Брюса, 3-го лорда Кинлосса (1599-1663)
(2) Тезан "Мифология. Тантал и Пелопс"
http://proza.ru/2019/10/07/806
(3)  Порта (также Оттоманская Порта, Блистательная Порта, Высокая Порта) - принятое в истории дипломатии и международных отношений наименование правительства/канцелярии великого визиря и дивана Османской империи.
   Селим III (24.12. 1761 - 28.06. 1808) -
 28-й султан Османской империи (1789-1807), сын султана Мустафы III. Пытался модернизировать страну, опираясь на европейские примеры, проводил либеральные реформы, ограничил вольности и привилегии корпуса янычар. Увлекался светским искусством и поэзией. Был свергнут янычарами.
(4) Палермо - город в Италии, на острове Сицилия. Административный центр области Сицилия.
     Сэр Уильям Дуглас Гамильтон (13.12.1730 -  6.04. 1803) - британский дипломат, археолог и вулканолог.
Уильям Гамильтон оказывал помощь лорду Элгину  в его уникальном предприятии по доставке в Англию рельефов и скульптур Парфенона Афинского акрополя.
(5)  Джованни Баттиста Лузьери (1755-1821) - итальянский художник - пейзажист из Неаполя.
     Фёдор Иванович Калмык (ок. 1765 -  27.01.1832) - калмыцкий и немецкий художник. В 1803 году участвовал в составе археологической экспедиции английского лорда Элгина на раскопках Акрополя в Афинах. В апреле 1803 года Фёдор Калмык отправился в Англию, чтобы там завершить рисунки, сделанные во время раскопок в Греции. В 1806 году он вернулся в Германию, в город Карлсруэ, где получил должность придворного художника герцога Баденского. Самыми известными гравюрами Фёдора Калмыка являются "Триумф Галатеи", "Вакханалия", "Марс и Венера", "Портрет Гебеля" и "Автопортрет". В 1795 году Фёдор Камык на собственные средства издал свои гравюры на двенадцати листах.
(6) Турецко-венецианские войны — ряд военных конфликтов произошедших в XV—XVIII веках между Османской империей и Венецианской республикой. Торговлю с Египтом, который был связан караванными путями с Востоком, контролировала Венецианская республика. До Марко Поло венецианских купцов на Востоке не было. В конце XV века окрепшая Османская империя перекрыла торговые пути из Европы в Китай и Индию. Вначале Венеция избегала конфликта с османами, предпочитая торговать с ними.
(7)  "Как англичане греческую историю украли.  Лорд Элгин и мрамор Парфенона" ВПК  Антонова Ирина 30 сентября 2018.
(8) Домиций Ульпиан (170 - 228) - юрист ранней Римской империи, сторонник естественного права. В 426 году сочинениям Ульпиана была придана обязательная юридическая сила.
(9) почитайте: Неоглот Zdvij
"Странная археология" на сайте: liberea.gerodot.ru/neoglot/