Русский скульптор Роберт Бах

Алина Алексеева-Маркезин
Роберт Бах. Памятник Пушкину в Царском селе.1900г.

      Российский скульптор Роберт Робертович (Романович) Бах (1859–1933) был сыном скульптора Роберта Генриха Баха, русифицировавшего своё имя на Роман Иванович. В его семье было пятеро сыновей, все продолжили путь отца и связали свою жизнь с искусством, с Академией художеств, трое из представителей династии были удостоены званий академиков.

        Вначале Роберт Романович учился у отца. В 1879–1885 годах он состоял вольнослушателем в Академии художеств на скульптурном отделении, где учился у А. Р. фон Бока, Н. А. Лаверецкого и И. И. Подозерова, а также брал уроки живописи у П. П. Чистякова.

     В 1886 году за ряд работ, в том числе барельеф «Идиллия» и портрет П. П. Чистякова, молодому скульптору было присуждено звание классного художника II степени. В 1891 году за статую «Гений искусства», которая была установлена над левой частью здания Императорского общества поощрения художеств в Петербурге, и известность на художественном поприще он был удостоен звания академика.

      С 1906 года Р. Р. Бах – действительный член Академии художеств. Работая в области станковой пластики, скульптор создал целую галерею портретов художников, писателей, композиторов: Ф. М. Достоевского (1886), И. А. Крылова (1886), И. С. Тургенева (1886), Р. И. Баха (1889), В. Е. Савинского (1901), В. Е. Маковского (1913). Многие портретные бюсты, а также анималистические произведения («Дятел», «Зубр», «Борзая», «Глухари») и декоративные вещи были предоставлены автором для тиражирования на Каслинском заводе.

     В первую очередь, Р. Р. Бах известен как создатель памятника «Пушкин-лицеист» (1900), который находится в Царском Селе. Изваяние юного поэта было самым любимым творением Баха. Евграф Кончин, журналист и искусствовед,
написал об этом памятнике так: «Есть художники только одного произведения –картины или скульптуры, – но великого произведения, в которое они вложили весь свой талант, вдохновение, опыт и умение. А еще есть в таких произведениях
нечто божественное, некий миг озарения.

 К подобным замечательным озарениям можно отнести памятник «Пушкин-лицеист», созданный в 1900 году Робертом Робертовичем Бахом и установленный в Царском Селе. Памятник оригинален по композиции, красив по силуэту. Он кажется камерным, уютным…»

     В области монументальной скульптуры художник известен как автор памятников М. И. Глинке на Театральной площади в Санкт-Петербурге (1906), Петру I в Туле (1910).

    Помимо памятника в Иркутске Роберт Романович создал ещё несколько изображений Александра III: бюсты для парадной лестницы Русского музея (1898, бронза), для Санкт-Петербургской биржи (1903, мрамор) и Московского исторического музея (1898, мрамор).
       
    Р. Р. Бах преподавал в скульптурном классе Рисовальной школы Общества поощрения художеств, в Высшем художественном училище при Академии художеств. В 1900–1917 годах он занимал должность профессора декоративной скульптуры, в 1926–1929 годах состоял профессором на кафедре монументальной скульптуры Ленинградского высшего художественно-технического института.

            Роберт Робертович воспитал талантливых скульпторов. Интересно, что памятник Н. А. РимскомуКорсакову, установленный по другую сторону здания Консерватории в 1952 году, был выполнен его учениками – В. И. Ингалом и В. Я. Боголюбовым.
Из воспоминаний З.И. Азгура.

            «Его внешность трудно описать. Маленького роста. Длинные седые волосы. Борода. Своими пропорциями напоминал памятник композитору М.И.Глинке… Вечно торчащая в зубах трубка – прямая,флотская – придавала его лицу значительность, особенно когда он был чем-то недоволен.        Ершистый и насмешливый, он был в то же
время нежным человеком.
         Крепко сбитый, бородатый, с трубкой в зубах, Роман Романович казался нам непререкаемым авторитетом, и мы верили каждому его слову»