Друг! Как ты вошел сюда?

Сергей Пометнев
(О "брачном одеянии")

                «И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех,
                кого только нашли, и злых и добрых; и брачный
                пир наполнился возлежащими. Царь, войдя
                посмотреть возлежащих, увидел там человека,
                одетого не в брачную одежду, и говорит ему:
                друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?
                Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав
                ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во
                тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов»
                (Матф.22:10-13)

Учение о недоступном плотским очам Царстве Небесном, Господь преподает ученикам посредством образов обычных житейских историй, которые в контексте Священного Писания, принято называть притчами. Образ величественного брачного пира, где на фоне радости и веселия, изобилии изысканных угощений и пьянящего вина, совершается единение двух любящих сердец, точно передает грядущее небесное ликование вселенной, и неземную радость долгожданного единения Христа с Его Святой Церковью.
 
Блаженный Феофилакт пишет: «Бог творит брачный пир для Сына Своего, сочетавая Его со всякой благообразной душой. Жених – Христос; невестой же является и Церковь, и всякая душа». И Церковь, в своей совокупности, и каждый христианин в отдельности, призваны приуготовить себя к этому, несомненно, самому важному в истории Церкви и жизни человека, событию.

В притче, которую Господь рассказал ученикам, присутствует момент не типичный для брачного пира. Среди тех, кто вошел в уготованные для торжества палаты, оказался некто, кто, по мнению устроителя пира, был недостоин находится среди приглашенных и участвовать в общем веселии.  «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?», - спрашивает Царь у одного из возлежащих.

Данный вопрос Царя, а так же последующее суровое наказание, которое Бог определил нерадивому гостю: «возьмите его и бросьте во тьму внешнюю», порождает сразу несколько недоумений, которые в полной мере не разрешены и по сей день.
Первый вопрос, на который хотелось бы получить ответ всякому христианину, это вопрос о «брачном одеянии».
 
Прп. Иероним Стридонский считает, что «брачная одежда – это заповеди Божии, а также и дела, исполняемые согласно закону и Евангелию и составляющие одеяние нового человека» . Примерно так же рассуждает и бл. Феофилакт Болгарский, который под «брачными одеждами» видит «одежду милосердия, благости и братолюбия». Несомненно, любая добродетель будет достойным украшением всякому, кто положил свою жизнь на алтарь служения Истинному Богу. Тем не менее, подобные рассуждения не отвечают на поставленные притчей вопросы в полной мере.

Вариант библейской реконструкции и понимания того, что, в практическом смысле, представляли  из себя «брачные одеяния», мы можем увидеть в Толковой Библии Лопухина: 
«Виноват ли был этот человек, если пришел на пир прямо, так сказать, с улицы и если у него не было средств для того, чтобы приобрести себе нарядную одежду? Вопрос этот разрешается очень просто тем, что всякий, приходящий на пир, приготовляемый Царем Небесным, может взять для себя в приемной комнате царского дворца какие угодно нарядные одежды и, таким образом, явиться в приличном виде на брачный пир Агнца. Таким образом, от грешника требуется только желание приобрести себе нарядные одежды, которые, несомненно, будут ему даны, и притом безвозмездно. Человек не в брачной одежде, очевидно, сам не захотел воспользоваться этой царской милостью, и, не стыдясь ни Царя, ни гостей, явился на пир в своих лохмотьях».

Но, возможно ли уподобление царских чертогов «проходному двору»? Если гостей встречали слуги и предлагали неимущим достойные, события и места, одежды, то не логично будет допустить, что те же слуги или царская охрана пропустила бы внутрь дворца того, кто нагло отверг царскую щедрость. В этом случае сами царские служители могли впасть в немилость своего Государя.
 
Ни в прошлом, (а Спаситель приводит понятный для его слушателей пример) ни в современном мире, подобное попустительство не реально. Попробуйте сегодня придти на прием к Президенту в несоответствующем «наряде», и вам обязательно укажут на недостатки вашего одеяния. Вам, скорей всего, даже помогут эти недостатки исправить, но проигнорировать замечания не получится. Нет никаких оснований считать, что в древности было иначе.

Ни охрана, ни Церковь не указали неразумному «посетителю» на неприличность его одежд. Но почему братья и сестры по вере, которые сидели рядом с недостойно одетым товарищем, остались равнодушны к его духовному неблагообразию? Возможно, здесь в земной Церкви, мы и не обратим внимание на лохмотья нищего, извиняя его неопрятность, его же нищетою, но может ли быть такое в Церкви Небесной, где нет ни нищих, ни больных, ни убогих?

Надо признать, что Церковь просто не видела лохмотий «небрачных одежд» одного из своих чад. Но что может быть сокровенно в Церкви от общего взора братий и сестер? Только сердце каждого из нас. Лишь оно одно недоступно взору ближнего, но не Бога.

Приведем слова свт. Григория Двоеслова, о том, что должен увидеть в нашем сердце Господь: «Итак, что мы должны разуметь под брачной одеждой, если не любовь? Ибо входит на брачный пир, но входит без брачной одежды тот, кто, числясь в Святой Церкви, имеет веру, но не имеет любви. Ибо любовь справедливо называется брачной одеждой, потому что ее имел в себе Создатель наш, когда пришел на сочетание Себя браком с Святой Церковью»

Можно привести в пример замечательные слова апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится… все покрывает…» (1Кор.13:4-8) И если любовь «все покрывает», то поистине может называться светлыми одеждами, истерзанной грехами, души человека.

Тем не менее, любовь, это фактор внутреннего мира человека, поэтому такой прообраз недостаточно выразителен для образа внешнего «брачного одеяния». На эту роль более всего подошел бы образ «светлых одежд», которые каждый христианин получает в Таинстве Крещения. Но, тогда это будет означать, что на брачный пир в Царство Небесное был допущен человек, который не был приобщен к Христовой Церкви через Крещение. Попробуем разобраться, возможна ли такая ситуация.

Еще в четвертом веке, рассуждая о Таинстве Крещения, свт. Кирилл Иерусалимский написал поразительные слова: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух Святой крестить не будет». Чтобы Крещение совершилось, недостаточно воды и священника, который правильно совершит чин Таинства. Для Таинства, необходимо присутствие Святого Духа, который и совершает благодатное действие очищения души от скверны греха.
 
Логика подсказывает, что в таком случае, присутствие Святого Духа в момент духовного перерождения человека, должно быть чем то обусловлено. И Священное Писание дает указание на такое условие.
Однажды Спаситель сказал своим ученикам: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан.14:23). Любовь к Богу, которую образно можно выразить «жаждой правды», является непреложным условием спасительного действия Святого Духа на человека. А это значит, что Крещение, того, кто не имеет любви к Христу, совершится не может. Люди крестят такого человека, но Святой Дух, как о том говорит свт. Кирилл Иерусалимский, Крестить не будет.

Теперь мы можем сказать, что человек, который пришел на Брачный пир не в брачных одеждах, не был крещен Духом Святым. Да, он участвовал в Таинстве Крещения, поэтому Церковь и приняла его за «своего», (возможно, ему даже было выдано свидетельство о Крещении) но, крестили его только люди, и светлых, брачных одежд от Бога этот человек так и не получил по причине отсутствия любви в его сердце.
 
Притча о брачном пире, это притча о номинальном христианине, который оказался в Церкви не по влечению сердца, а волей случая, или в силу неких маргинальных обстоятельств, движимый тщеславием, страхом, или банальной выгодой, и евангельская история Анании и Сапфиры служит тому подтверждением (см. Деян. 5гл)

Внешние же признаки о принадлежности такого человека к Христовой Церкви, такие, как крест, который христианин носит на груди, участие в богослужении, возможно, священнические или монашеские ризы, если и дают возможность войти на брачный пир, то, сами как таковые, оказываются неспособны обеспечить «христианину» участие в вечных торжествах Небесного Царства.

Иер. Сергей Пометнев
2021 год