Нарушили волю Сил Высших!

Влад Лесной
Друзья!

Этот высокодуховный человек не боялся высоких "шишек". Он был против поворота сибирских рек, протестовал и против  других неразумных решений власти. Вот одно из его писем в "верха"!

ПРЕЗИДЕНТУ российской
Б. Н. ЕЛЬЦИНУ
Уважаемый Борис Николаевич!
Прошу вас поддержать волю Святослава Николаевича Рериха, передавшего творческое наследие семьи Рерихов международному центру Рерихов в лице его вице-президента Л. В, Шапошниковой.
Полностью солидарен с принципиальной позицией Рерихов о необходимости развития новых общественных форм сохранения и использования культурного наследия.
Считаю несостоятельными посягательства Министерства культуры или других ведомств и организаций на законные права Международного центра Рерихов, ведущего очень необходимую многим странам культурно-просветительскую и научную работу.
Прошу Вас отменить скороспелое постановление Правительства п 1121 от 4 ноября 1993 года  о передаче усадьбы Лопухиных,арендуемой МЦР, музею искусств народов Востока. Этот особняк выбрал для МЦР (тогда ешё Советского Фонда Рерихов) С. Н. Рерих в 1990 году, по согласованию с Правительством, для создания общественного музея Н.К. Рериха, в коллекцию которого он целенаправленно передал наследие родителей.
Нельзя допустить, чтобы нарушение воли С. Н. Рериха,провоцируемое определёнными кругами в России и Индии, привело к трагическим необратимым последствиям для мировой культуры.
Примите пожелания успеха в деле сохранения и умножения духовного богатства нашей Родины
Дм.Лихачёв.

Санкт-Петербург
10 ноября 1993 года
...Други!
А ведь допустили эти трагические последствия и несём  сегодня за них страшную карму. Невежды ввергли Россию и мир в новые конфликты, грозящие закончиться третьей мировой ядерной войной!
Вл.Назаров
*******
1.Исполнилось 115 лет со дня рождения
академика Дмитрия Сергеевича Лихачев

28 ноября 2021 года исполнилось 115 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906–1999), литературоведа, историка культуры, филолога, академика РАН.
В самые трудные периоды своей жизни – и будучи заключенным в Соловецком лагере особого назначения, и находясь в блокадном Ленинграде, – Дмитрий Сергеевич не прекращал занятий наукой.
Он является автором фундаментальных трудов, посвященных истории древнерусской литературы. Его перу принадлежит более сорока книг, многие из которых переведены на другие языки. Д.С.Лихачев – автор около 500 научных и 600 публицистических трудов.
На протяжении всей своей деятельности он был активным защитником культуры. Дмитрий Сергеевич спасал от разрушения уникальные памятники архитектуры. Благодаря его выступлениям, статьям и письмам удалось предотвратить развал многих музеев и библиотек. Его называют «патриархом русской культуры» и «совестью нации».
В 1985 году Дмитрий Сергеевич Лихачев выпустил книгу «Письма о добром и прекрасном». Он писал: «В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто». Мысли нашего выдающегося соотечественника с каждым годом становятся все более актуальными. Приведенные фрагменты из его книги «Письма о добром и прекрасном» подтверждают эту мысль.

О любви

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться, и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

О духовной культуре

Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, – это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

О памяти

Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Память – наше богатство.

О памятниках

Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации, и «это их дело», не наше. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

Дмитрий Сергеевич Лихачев активно поддерживал Международный Центр Рерихов и выступал за неуклонное выполнение воли его основателя Святослава Николаевича Рериха.

Предлагаем вашему вниманию статью Генерального директора общественного музея имени Н.К.Рериха (Москва), академика Л.В.Шапошниковой «Критерий интеллигентности» о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве, которая была опубликована в журнале «Культура и время» № 3 за 2016 год.
https://icr.su/
****************
2.Критерий интеллигентности

Эпиграф:
Смертный грех народа - продажа национальных культурных ценностей, передача их под залог. Культурными ценностями не может распоряжаться не только правительство, парламент, но и вообще ныне живущее поколение, ибо культурные ценности не принадлежат одному поколению, они принадлежат и поколениям будущим.
Д.С. Лихачёв

Дорогие друзья, коллеги, уважаемые гости!

Мы сегодня с вами отмечаем юбилей великого российского ученого, деятеля культуры Дмитрия Сергеевича Лихачева - человека, которого мы часто называли патриархом нашей культуры и ни в коей мере не ошибались. Без него, наверное, наша культура выглядела бы сейчас по-другому. Дмитрий Сергеевич был человеком широко образованным, выдающимся ученым, он был прежде всего истинным интеллигентом. Эти определения - интеллигент, интеллигенция - в наши очень беспокойные, мятежные времена как-то потеряли свою настоящую суть. Когда уничтожили настоящую интеллигенцию, заточив ее в лагеря и расстреляв частично, выгнав из России в другие страны, то всех образованных людей вдруг стали называть интеллигентами. Но ведь образование и интеллигентность, хотя эти определения сочетаются и взаимодействуют между собой, все-таки не всегда одно и то же. Интеллигента нет без образования, но у образованного человека может и не быть этого интеллигентного комплекса. Поэтому здесь я бы согласилась с Солженицыным, который ввел очень точный термин - «образованцы». Вот «образованец» - это не есть интеллигент, а у нас, к сожалению, большинство людей безусловно образованных, но не интеллигентных. Мы знаем, что интеллигентность и интеллигент - особое состояние души, особый уровень нравственности, без этого нет интеллигенции. И когда, предположим, очередной «образованец» говорит нам, что вот я в конфликт встревать не буду, не буду становиться на чью-то сторону, потому что я интеллигент с белыми манжетами, - это не интеллигент, это - трус. И каждый раз мы в этом убеждаемся, хотя трус может быть образованным и иметь какие-то определенные научные степени и звания. Вот то, о чем я сейчас говорила, конечно, должно иметь свой критерий - интеллигент, интеллигенция. И Дмитрий Сергеевич Лихачев был тем человеком, которого мы можем определить как критерий интеллигентности. Если посмотреть на всю его долгую, сложную и тяжелую жизнь, можно отметить ряд очень интересных моментов, о которых мы все знаем, но которые подлежат еще осмыслению: это был человек высокой нравственности, высокого мужества, истинной честности, и можно долго перечислять все моменты, связанные с уровнем его высокого сознания, о котором мы знаем. В тридцатые годы, когда толпы «образованцев» поднимали руки за казнь невинных и оклеветанных людей, которые подвергались судам, репрессиям и расстрелам, Дмитрий Сергеевич ни разу не поднял руку за такую казнь. Дмитрий Сергеевич ни разу не подписал письмо, направленное против несправедливо оклеветанного человека. Он не подписал письмо против Сахарова, хотя в то время была достаточно большая кампания и некоторые люди писали в газету: «Я - трудящийся, я Сахарова не читал, но он изменник родины». Такие голоса были и остаются в нашей современной жизни.
1 .
Горизонты культуры
Дмитрий Сергеевич этого никогда себе не разрешил сделать, хотя такая позиция грозила опасностью не только ему самому, но его семье, и тем не менее он выдержал это испытание. Я могу сказать, что, когда он отказался подписать письмо против Сахарова, его на следующий день избили в подъезде собственного дома, и кто это сделал, было известно - это наши компетентные органы, это их методы. Наши компетентные органы пытались склонить Дмитрия Сергеевича к сотрудничеству с ними. Дмитрий Сергеевич сказал - нет! И это тоже было для него опасно. В очень острое для Солженицына время, когда его выселяли за рубеж, Дмитрий Сергеевич не отказался от дружбы с ним и помогал ему как мог, пока тот находился в России. Он всегда приходил на помощь, четко определяя, кто в этой ситуации страдающая сторона, а кто агрессор, кто справедлив в своей борьбе, кто несправедлив. И нам повезло, Международному Центру Рерихов и музею, что Дмит-

рий Сергеевич поддержал нас в нашей борьбе. Началось с того, что, когда Черномырдин подписал неправедное постановление против МЦР, заставляя нас отдать усадьбу и здание, в котором вы сейчас сидите, Музею Востока, Дмитрий Сергеевич не испугался и написал Ельцину письмо с протестом. Он написал прекрасные слова, что культура должна быть не государственной, а общественной. Эта его позиция как великого культуролога, человека, боровшегося за культуру, была многим известна. И этот момент, когда он встал на сторону общественной культуры, был совершенно четким, дал нам четкое представление о его позициях и о его жизненном кредо. Дмитрий Сергеевич написал не одно письмо в нашу защиту. Многие письма мы опубликовали. Они очень интересны, потому что связаны не только с Международным Центром Рерихов, но и с общими проблемами культуры, которые Дмитрий Сергеевич всегда отстаивал.
Если говорить о том, что он еще сделал, хочу упомянуть, что когда Святослав Николаевич обратился с письмом к общественности Советского Союза - это 1989 год - с просьбой создать музей и сказал, что, если этот музей будет создан, он передаст наследие своих родителей, то первым человеком, который поддержал это письмо Святослава Николаевича, был Дмитрий Сергеевич Лихачев. И его письмо вслед за письмом Святослава Николаевича Рериха опубликовала «Советская культура». Можно многое перечислять, но мне хотелось бы, в общих словах, конечно, это для меня не исследовательская работа, сказать, что Дмитрий Сергеевич как ученый занимался очень невыгодной тогда темой, с точки зрения идеологической - полузапрещенной: это была тема древней культуры, древнерусской литературы, которая пронизана христианскими религиозными идеями. И то, что он этим занимался, вызывало у коллег какие-то протесты, какие-то обвинения в том, что он ревизионист, что идеология, которая существует в стране, им не проповедуется и так далее, не буду повторять эти дурные выражения и возражения. Дмитрий Сергеевич понимал, как важно напомнить о прошлой культуре, которая во время тоталитарного режима практически была забыта. И он поднял, несмотря на всю очень сложную для него ситуацию, огромный слой этой культуры и показал, что в конечном счете прошлое, настоящее и будущее взаимодействуют и тесно связаны друг с другом. И если мы не знаем прошлого, если нам не на что опереться в прошлом, то у нас не будет не только будущего, но и настоящего. Вот этот момент очень важен. Если говорить, как относились коллеги к Дмитрию Сергеевичу, там много всякого: и предательство, и подлость, и еще много чего. Все время Дмитрий Сергеевич подвергался нападкам. И вот я задумываюсь над тем, да что это за страна, которая всегда на своих великих людей набрасывается с заушательской критикой, ругает, не признает, старается затоптать грязными сапогами. И еще я подумала о том, что страна наша прошла очень страшный период, период тоталитаризма, где были воспитаны невежественные, бездуховные люди, которые все время завидовали друг другу, старались не помочь, а подставить ножку. Вот такая атмосфера была создана, интеллектуальная и духовная, во время тоталитарного режима. Конечно, все это как бы ушло, а на самом деле еще остается с нами и до сих пор себя проявляет в нападках на самых великих людей, в нападках на большие культурные дела и в попытке разрушить эти культурные дела. Если говорить о Дмитрии Сергеевиче, то мы знаем, что академик Лихачев - ученый с мировым именем. Но, наверное, не все знают, с каким трудом все это ему доставалось, как сложно и трудно ему было защитить диссертацию не на идеологическую тему, именно по древнерусской литературе. Как трудно было получить академическое звание, он это сделал с третьего захода, дважды его заваливали на торжественных академических собраниях. Тем не менее в конце концов это звание у него осталось. Если говорить о других вещах, о нападках мелкого свойства, здесь тоже было много всяких случаев. Короче говоря, этот человек жил напряженно, четко понимая ту цель, которую поставил себе в жизни, и четко понимая роль культуры, за которую он всегда боролся. Он не только ее развивал, он не только ее для нас открывал, но он ее еще и спасал, спасал объекты культуры, которые так легкомысленно и жестоко разрушали наши идеологи и наши правители. Я хочу сказать, что борьба против этих разрушений, спасение культуры - дело чрезвычайно опасное. И несмотря на опасность, обладая достаточно интеллигентным мужеством, а я такой эпитет употребляю, потому что мужество - это свойство истинного интеллигента, а не «образованца» или так называемого полуинтеллигента, - так вот, имея это мужество, Дмитрий Сергеевич отстаивал не только культуру, он вторгался и в экологические процессы. Вы помните историю поворота сибирских рек. Он был одним из тех, кто оказал определенное влияние на отмену этого полусумасшедшего проекта. Все это было. И заключая свое
короткое выступление, я хочу сказать: когда думаешь о Дмитрии Сергеевиче и пытаешься осмыслить его значение, его роль для нас, то всегда встает такой вопрос - роль личности в истории. Роль личности в истории культуры, предположим. Вот эта роль, о которой историки и философы много писали, особенно в тоталитарный период, эта роль Дмитрием Сергеевичем была выражена совсем по-другому, нежели наша государственная идеология её рассматривала. И я хочу сказать: не верьте, пожалуйста, классикам марксизма-ленинизма, которые считали, что только тот человек, который опирается на массы и классы, играет какую-то роль в истории. Дмитрию Сергеевичу не на что было опираться, он ни на что не опирался, кроме как на свою нравственность, на свои бла-
городные цели, на деятельность творческую и на защиту и развитие культуры. И тем не менее он сыграл в истории России намного большую роль, чем те чиновники, которые в свое время считали себя великими и ушли. Мы о них забываем и правильно делаем. Он сыграл такую большую роль, что я еще раз повторяю эту мысль о том,что без Дмитрия Сергеевича у нас Россия, русская культура была бы совсем другой. Я не могу сказать какой, лучше или хуже, но она была бы другой, не той, которую мы сейчас имеем, за которую мы боремся и которую все вместе спасаем. Спасибо за внимание.
Журнал «Культура и время»
 № 3 за 2016 год.

*************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
1 декабря 2021 года.