Репин, Гиляровский и бурлаки

Виктор Ален
                Репин, Гиляровский и бурлаки.
     Бурлаки на Волге. При одном этом сочетании возникает картина Репина (хочется сказать «Приплыли», но таковой, к сожалению, не существует). Вот она: несчастные, почти умирающие люди тащат проклятую барку с ненавистным товаром. «И страшно ясен в тишине их мерный похоронный крик». Страшно и красиво одновременно.
     А я недавно взял и перечитал Гиляровского «Мои скитания». Последний раз читал еще в школе, но тогда еще ничего не понимал. Так вот о бурлаках… Владимир Алексеевич придумывать не будет, сам лямку тянул на Волге почти два года. Бурлаки – это прежде всего свободные люди, которые бежали от барщины («…Сжег я барина - и на Волгу…»). Свободные!!! Понимаете? В этом весь смысл! Тяжелая работа? Да, а как же? Но ведь и высокооплачиваемая - по тем временам. А под конец путины артели расходились. Кто-то в грузчики, что считалось на Волге весьма престижной работой. «… Артель Репки щеголяла и наружным видом: на всех батырях были жилетки красного сукна, обшитые то золотым, то серебряным, смотря по степени силы, галуном, а на спине сафьянные кобылки, на которые ставили куль». Дорогое красное сукно с золотым галуном! Это вам не полуумирающие бурлаки в отребьях. Кроме того, немалая часть бурлаков сбивалась в ватаги (станицы) и грабила на дорогах на той же Волге. Вместе с казаками, кстати.
     Так, о чем я? Картинка Репина – ложь. Красивая, принятая обществом, вошедшая в анналы… Но ложь! И тут возникает следующий вопрос - что важнее: картина, иллюстрация или информация, которую не так уж трудно отыскать, особенно в наше время. Образ или текст? Получается, что образ эффективнее воздействует, в особенности на неокрепшие умы. Самый известный фильм всех времен и народов – «Броненосец Потемкин». А ведь там - не скажу все, но очень многое выдумано и искажено. Кроме самого факта восстания на броненосце.
     Цитата:
     «Уговаривает Цезарь кавторанга:
     — Например, пенсне на корабельной снасти повисло, помните?
     — М-да… — Кавторанг табачок покуривает.
     — Или коляска по лестнице — катится, катится.
     — Да… Но морская жизнь там кукольная».
     Эйзенштейн – гений. Репин – гений. Тем страшнее их ложь, которую мы, наивные, принимаем за истину. И пришло мне в голову, что образ гораздо сильнее, чем любой текст. Но только для индивидуумов с низким интеллектом, читать они не будут, если и попытаются, то не поймут. А ведь их большинство, так устроена жизнь.
     Все бессмысленно, обречено – это c точки зрения Репина.
     Наплюйте на власть и законы, которые она придумывает. Главное – свобода! Это с точки зрения Гиляровского.