На Грумант 3

Михаил Рыбаков 1
Когда ребята убежали домой, Фёдор оставил парус и погнал судно в док, а там уже встречали всем родом. Нацеловались, налобнимались, и стали переносить привезённый товар в свои закрома. Когда все ушли и они остались одни - Фёдор вспомнил беглеца.
- Чего энто он сиганул, ждаже, не поздоровался.
- Был уверен, что ты уже раков кормишь, там, у бусоли, твоё берестечко.
- Я не писал никакого берестечка...
- Почитай однако - и стала стаскивать платье, забралась в воду и стала мыться.
Фёдор, не знал, глядеть на Марью или бежать за берестеском, плюнул и зашёл в воду... "До чего же она сочной стала - это после четырёх родов..."
- Подожди до ночки, любый...
- Я такого, не писал. Уж поговорю, если встречу!

Они шли одни, уже в сумерках.
- Где ж ты был, Феденька? Извелась я вся...
- Это я тебе на ушко расскажу, золотко.
Ужинали молча, говорили и вспоминали опосля, когдазабрались на палати, уже полусонные...
Фёдор погасил восьмилинейку и увёл Марью, в свою кладовку, где пахло смолкой, чуть лаком. Тут они чачинали всех своих наследников, тут улеглись и сейчас...

- Значит, ушли мы четверо, в баркасе, за зверем. Думалось - уохотим и домой.. Загарпунили кита. Хороший кит попался! ВАтеро поднгимается, волну развёл - держись!, а он тянет и тянет, вдоль берега. Откуда шхуна взялась, как ждала, за мысом, а мы уже, из сил выбились...
Предложили помощь. Квуда деваться? Согласились, записали в матросы, сами же свой улов поднимали, разделывали, но в их трюм прятали. Оказались лявонгцы, держали, не на цепи и кормили, как собак, пока не выпросил милость - доставить сюда. Отдал всю пушнину, какая была. Влипли вобщем. Теперь спи.
Да разве уснёшь, под боком родного человека. Марья насыщалась мужниными щедротами...
Утро встретило солнышком.
- Ого! - подхватилась Марья - долежались. Федя, вставай! Скотина не доена, не кормна, не поена.
Ага, вспомнила, накрыл её содой, как родной землицей и вслетела Марья, голубой птицей. А Федька и Мишка уже и покормили, и подоили, выгнали к ручью пить, следом шли-галдели гуси, утки, а куры бегали за ребятами, выпрашивали зена, квохтали забористо. Утро состоялось, появились и  Фёдор с Марьей, а мама уже и оладушек напекла и ряженку достала и сметанки с вареньем, на стол. Промыли глаза, позавтракали, Боженьке по кресту и за дела. А дел полно было. Вся пушнина  из Груманта, была в их новой лодии, предстоял делёж. Явились все, кроме Яшки.
Делили "по правде". Каждый знал своё и нареканий, не было..
- Как с хутром поступим. счас цены божеские в своём магазине, можно бы и гостям педложить. Прохор, сходи, приценись у заморских, погляди и в магазее.
... А цены, мужики упали и сильно.
- Тятя, я сяду на красавца и в город смотаюсь, узнаю, как там.
- Возьми пирожков с собой, внучек.
Решили мужики, не торопиться, персыпать табаком, не трут...
Оно и так правда. А вот море, не ждёт, пока начало сентября надо на тони спешить, потом пойдут ветра, щторма, гнилое вреечко. Лови рыбак удачу вовремя, глядиь и продать можно толику, а в восновном - засолить и в морозильник, запас тоже, не трёт.30.11.21