Об ответственности

Аркадий Костерин
   Об ответственности руководителя я сужу по своему опыту. Видимо мне смолоду попадались хорошие, ответственные руководители. Если руководитель узнавал о некоей, даже гипотетической опасности, он предпринимал всё возможное, чтобы уберечь своих людей. А если, распоряжения о предупредительных мерах поступали сверху, то, тем более, они неукоснительно выполнялись. Руководитель чувствовал себя ответственным за жизнь и здоровье доверенных ему людей.

   Придя в церковь, я ожидал если не большего, то, хотя бы такого же ответственного отношения пастырей к жизни и здоровью прихожан. И поначалу, в церкви Московской Патриархии так всё и было. Но, волею судеб я перешёл в приход Зарубежной РПЦ, и тут вскоре накатила пандемия. И вдруг я с изумлением увидел, что отношение пастырей к здоровью и жизни прихожан здесь разительно отличается от отношений в церкви Московской Патриархии. Если там чётко выполнялись все инструкции Патриархии и требования местных властей, то здесь, в Зарубежной церкви наши пастыри сразу заняли диссидентскую позицию. За ними, естественно, последовал и клир. Священники, конечно, не призывали к неповиновению властям, но говорили постоянно о том, что требования эти бессмысленны и глупы, что их приходится выполнять только для того, чтобы не платить огромные штрафы. Сами же они не выполняли требуемых мер предосторожности. Поэтому меры предосторожности у нас сводились к чистой формальности и были, по сути, фикцией. Таким образом, нас – паству, пастыри призывали к лицемерию! Я несколько раз говорил нашим руководителям, в том числе, и батюшке, о моральной слабости такой позиции. Но, меня не поддержали. Напротив, в нашем телеграмм-канале батюшка постоянно публиковал материалы и интервью ковид-диссидентов и противников вакцинации. Я не возражал против его личной позиции – это его право, но считал, что как авторитетный руководитель, он не должен тиражировать сомнительные материалы и подвергать жизнь подопечных риску. Но, видимо, моё мнение и жизненная позиция отличались от позиции батюшки и понимания я не добился. Напротив, в нашем приходе сложился некий диссидентский центр.

   И вот теперь, когда власти у нас ставят вопрос о всеобщей вакцинации, многие прихожане оказались в очень трудном положении. Они усвоили, что вакцина – это чуть ли, не печать антихриста, и если они привьются, то предадут свою веру. А между тем, везде уже требуют от них QR- коды. Они нужны нашим прихожанам и их детям чтобы работать и учиться. Семьи раскололись по отношению к вакцинации, и вера подвергается испытанию по совершенно ложному критерию. Как сказано: «Убоялись страха, идеже не бе страх». И кто виноват? – Теперь совершенно оправданной видится охранительная позиция священноначалия, которая позволила бы сохранить в целости веру и единство христиан в нашей общине. Оба наших священника сейчас больны, болеет и масса прихожан. И некому успокоить и направить растерянных людей.   

   Тут, надо сказать, я превысил свою компетенцию и написал в Приходскую группу небольшое послание к братьям и сестрам с призывом успокоиться и не нагнетать страхи в нашей общине. Потому что вопросы вакцинации и QR кодов не имеют отношения к делу спасения и к христианству, вообще. – Это вопросы мирские, которые широко используются сейчас для политической борьбы и всяких спекуляций. Большое заблуждение, писал я, считать, что эти вещи как-то могут продлить наше существование или повлиять на спасение души. Они могут только отвлечь нас от веры и от доверия к Господу, собственно, к этому они и направлены. На самом деле, всё в руках Божиих, в Его Воле и в Милосердии. Поэтому, пусть каждый решает вопрос вакцинации сам, в соответствии со своими знаниями и опытом. Не нужно придавать этому какой-то сакральный, религиозный смысл. Богу нужна наша вера и мужество, а не наличие или отсутствие каких-то кодов! – Не знаю, был ли я услышан. Кто-то обиделся, а кто-то промолчал. – Похоже, испытания на сплочённость мы не выдержали…

*P.S. Наконец-то и в нашем приходе прозвучали мудрые слова! Священник, замещавший наших батюшек призвал нас не участвовать в мирской полемике и не тиражировать материалы, агитирующие против прививок и за прививки, т.к. это уводит нас в чуждую мирскую область, разобщает и отвлекает от дела спасения. Слава Богу!

Ноябрь 2021