2. Из песни слов не выкинешь. Утренняя гимнастика

Александр Парцхаладзе
        - Сурен, дорогой, научи нашего мальчика делать гимнастику, - обращается к гостю  моя бабушка.               
               
        Дома ни одного здорового мужчины.  Дед убит.  Отец умер.  Бабушкин муж без ноги.  Я расту неспортивным, и это беспокоит бабушку.               
        Она по привычке называет по имени  немолодого, седоватого мужчину  с большими мешками под глазами.  Глазами удивительно молодыми для этого обрюзгшего, рано состарившегося товарища  её расстрелянного мужа.               
        Для остальных - для меня и для мамы - это Дядя Сурен.  Он приезжает из Рустави,  соседнего городка.  В Тбилиси ему жить пока не позволено  и он, если не успевает вернуться домой, ночует у нас потихоньку.               
               
        54-й год, мне в октябре исполнится 7,  я уже умею читать и писать,  но ростом  пока не вышел и  голосок у меня писклявый.  Недаром в начальной школе мне дадут кличку "Цыпа".               
        В доме много книг,  пластинок,  два патефона  и куча старых фотографий.  Я часами сижу на старой тахте,  покрытой черно-красным паласом,  читаю,  разглядываю семейные фото  и слушаю - что я слушал тогда чаще всего?  -  Вертинского.  Не слишком подходящие песни для шестилетки?  Но Вертинского обожает моя мама,  и на мой взгляд она поёт намного лучше него - без этой вызывающей смущение манерности.  Без экзальтации - я пока еще не знаю точного значения этого слова,  но  уже слышал его.  И по-моему,  не совсем прилично  так выпячивать свои чувства.
        "В синем и далеком океане",  "В степи молдаванской",  " В бананово-лимонном Сингапуре"...  Эти названия интригуют.  А лежащие на черных мраморных каминных часах  выпуски альманаха  "Земля и люди" - книги Элизе Реклю  так увлекают меня,  что я забываю обо всем,  рассматривая рисунки,  читая о незнакомых народах,  о диковинных  странах....               
               
        - Опять ты сидишь, ссутулившись! - прерывает моё занятие мама, - спустился бы лучше в сад,  свежий воздух полезнее книжной пыли!               
               
        В саду действительно чудно.  Горьковато пахнет полынь - я люблю растирать в ладонях  её зеленовато-желтые зернышки.  В старой  покосившейся беседке  скамейка и стол  усыпаны  мелкими  полузасохшими ягодками винограда,  который клюют налетевшие стайкой птицы.               
        Мне нравится наблюдать за ними.  А еще - смотреть, как соседи заготавливают на зиму дрова:  устанавливают самодельные козлы  и огромной двуручной пилой  распиливают длинные  занозистые сосновые горбыли и кривоватые бревна...      
               
        ... - Хорошо! Завтра же с подъема займемся! - отвечает бабушке дядя Сурен.               
               
        Я не возражаю - не положено.  Но расстроен:  с утра я люблю поваляться полчасика в постели.  И слово "подъем" мне совсем не нравится - что-то в нем похоже на режим, распорядок.
               
        - Вот пойдешь в школу, будешь соблюдать режим, - говорит мне обычно мама, когда я артачусь,  отказываюсь ложиться спать во-время.  В школу мне еще только через месяц.  Можно пока пожить спокойно, без всех этих отбоев-подъемов-гимнастики?             
               
        Следующее утро  начинается на целых два часа раньше обычного.               
        Мы по очереди умываемся на кухне - ванной, или хотя бы душевой у нас пока еще нет.  Умываемся над широкой раковиной, такой старой, что  белая эмаль с неё слезла почти наполовину,  а дядя Сурен после этого еще и бреется,  складной опасной бритвой.  Спускаемся в сад.  Старая лестница с почерневшими перилами  недовольно скрипит под нашими ногами.               
        Доходим до вытоптанной площадки под развесистым ореховым деревом.               
               
        - Смотри на меня и делай как я, - говорит дядя Сурен. - Для начала спортивная ходьба, под музыку!               
               
        Музыки у нас нет,  патефоны остаются на своих местах в гостиной.  Дядю Сурена это не смущает:  он делет первый шаг и запевает  сам  чуть хрипловатым, с какой-то незнакомой мне интонацией,  голосом:               
               
        КАК НА ДЕРИБАСОВСКОЙ, УГОЛ РИШЕЛЬЕВСКОЙ               
        В ВОСЕМЬ ЧАСОВ ВЕЧЕРА РАЗНЕСЛАСЯ ВЕСТЬ:               
        У СТАРУШКИ-БАБУШКИ, БАБУШКИ-СТАРУШКИ               
        ШЕСТЕРО НАЛЕТЧИКОВ  ОТОБРАЛИ ЧЕСТЬ...               
               
        Хоть я и не понимаю,  что именно случилось  с оставшейся здоровой и довольной  пережившей налет бабушкой, да и кто такие налетчики, мне не известно, песня кажется мне не совсем подходящей для утренней зарядки.               
        Мы усердно топчем опавшие листья и подсохшую желто-коричневую ореховую кожуру.  Но движемся как-то странно - не выходя за рамки незримого,   четко обозначенного для дяди Сурена узкого пространства.  Это тем более удивительно, что сад наш  достаточно велик.  А мы - снова и снова, сделав всего четыре шага,  поворачиваем, еще два шага - опять...               
               
        Бабушка и мама - я вижу - стоят у распахнутых окон и выражение их лиц  приводит меня в замешательство:  они вроде испугались чего-то.  Мы возвращаемся, дядя Сурен снова умывается на кухне,  и я слышу,  как бабушка шепчет маме:       
               
        - Не нужно его больше просить, видишь, какая у него одышка.               
               
        А мама, в тон ей:               
               
        - Я чуть с ума не сошла, когда поняла:  ему и на свободе не сделать лишнего шага,  это ж именно его одиночка была - всего два шага в ширину, а в длину четыре.            
               
        Да, чтобы не потерять форму, дядя Сурен и в тюрьме продолжал делать зарядку.               
        Годами. С 1937-го по 1953-й, когда его освободили. "Досрочно"...