Нарцисс Араратской Долины. Глава 95

Федор Лапшинский
Моя тётушка, вернулась из Америки где-то в августе, хотя должна была пробыть там где-то пару месяцев. Всё это время, с марта 1993 года, я прожил в её квартире. Кровать у меня была одна, в комнате кузины Юли. Была ещё раскладушка на кухне. Свою комнату она закрыла на ключ, чтобы там я не устраивал оргий, да и просто для порядка. Дверь в тётушкину комнату была крайне интересна. Она была дубовая, резная и какая-то древняя, дореволюционная. Эту тяжёлую дверь приволок ещё тётушкин первый муж, врач-хирург Валентин (Юлин папа), который был большой эстет. Я уже писал немного про него. Ну и добавлю, что в Америке он стал фотохудожником и его работы выставлялись. И он даже издавал свои каталоги. В Москве у него была потом выставка в Доме архитекторов, где-то в 2003 году. И мы с тётушкой на неё ходили. Так что мужья у моей тётушки были людьми талантливыми. Хотя второй муж, Игорь Николаевич, был человеком сильно пьющим, что и помешало ему дописать свой роман века, который он печатал на своей пишущей машинке. Третьего мужа у тётушки не было, но опять же, потому что она сама не сильно этого хотела. Ей уже было за пятьдесят, и она потом увлеклась иконописью, и ушла в православную религию. Мне тут сказать нечего, так как это вполне нормальное явление, и многие наши женщины становятся с возрастом сильно религиозными. Хотя моя тётушка голову не потеряла, будучи человеком с чувством юмора; и религиозность её носила терпимый характер, и меня она за мою астрологию не судила, и чертями и бесами меня не пугала…

                Ну и, живя без тётушки, я как-то расслабился, что можно увидеть по моему тогдашнему дневнику. Денег у меня всё время не хватало, но я, при этом, особо не напрягался и рисовал крайне мало. У меня тогда был затяжной творческий кризис, который неизбежно происходит у любого художника, даже если он не выпивает и не занимается развратом. Я никогда не отличался постоянством и был довольно слабовольным молодым человеком. У меня не было чётких правил, несмотря ни на что, каждый день немного рисовать, даже если не хочется. Я не знал тогда, как это важно и необходимо для психики. Опять же, легко смотреть на себя того свысока. Легко себя судить, и упрекать, а это не совсем правильно. Мы же не заводные механизмы, которые всегда должны двигаться в правильном направлении, чтобы достичь своей жизненной цели. Мы ведь не муравьи и ни пчёлы… Да и цели как таковой тогда у меня уже не было. У меня на душе было очень неспокойно и даже тревожно, и к тому же я часто понемногу выпивал, что совсем уж волю не укрепляет, а даже сильно её замутняет. Алкоголизмом  это ещё нельзя было назвать, но меня уже надо было как-то спасать и выручать. Спасать же меня тогда было некому, и все мои друзья выпивали, и не было среди них непьющих и разумных.

                Выпивали все, хотя были и умеренные потребители спиртных напитков, к которым я бы мог отнести геодезиста Ваню, мультипликатора Армена, архитектора Колю. Всех остальных моих приятелей и друзей можно было бы смело назвать пьяницами и начинающими алкоголиками. Ваня был малопьющим, видимо, по причине того, что у него хватало других проблем, и он сидел на колёсах. Циклодол был постоянным его спутником жизни, начиная с того момента, когда он впервые оказался в психбольнице имени Кащенко. Его ему прописал врачи, и ему колёса принимать полагалось, чтобы сглаживать свои депрессии и эйфории. Я его никогда не видел пьяным. Армен же был целеустремлённой личностью, и выпивал за компанию, и это ему не мешало работать, и стать впоследствии известным клипмейкером. Архитектор Коля тоже не имел проблем с алкоголем, и мог выпить немного, а потом любил помногу поговорить о политической ситуации в стране, и об искусстве. К тому же он очень следил за своим здоровьем, да и было ему в том 1993 году уже ровно 50 годков. Возраст свой он скрывал и тщательно молодился. Коля проживёт где-то 75, но я с ним уже не буду пересекаться. По каким-то странным причинам, мы перестанем с ним общаться. Как я понял, дружба не бывает долгой, и это, как правило. Бывают исключения из правил, как подтверждение того, что люди не могу с друг с другом долго общаться и крепко дружить. Они, конечно же, могут окончательно не расходиться, и поддерживать связь, но без прежней открытости чувств и радости общения друг с другом. Алкоголь, конечно же, крепко людей сближает, и даёт повод для встреч и весёлого общения; до тех пор, пока петух не прокукарекает, и внутренний демон не станет вырываться наружу; и тут у каждого пьющего свои часы и здесь нет жёстких правил, и здесь всё зависит от многих причин…

                И кто же это такой, - внутренний демон?.. На этот вопрос у меня нет правдивого ответа. А врать же я не хочу. Скорей всего, это что-то идущее из Прошлого, из какого-то древнего Мира, когда ещё не было человеческой цивилизации, и мы были полуобезьянами-полулюдьми. У нас не было никаких табу и запретов на проявления своего полудикого эго. Мы спокойно друг друга убивали и кушали, бесстыдно сношались с кем придётся, воровали, ну и так далее. Это было ещё до Древнего Египта, и там наше эго пребывало долго и оно постоянно рождалось и умирало. И так на протяжении долгих-долгих тысячелетий. А потом вдруг бац… что-то случилось, о чём мы точно не знаем. Прилетели мудрые инопланетяне или упал метеорит, или вдруг у кого-то проснулась совесть, и этот дикий человек не стал убивать, а стал выращивать пшеницу, виноград и одомашнивать диких животных. Это неважно, а важно то, что внутри нас продолжают жить эти полу-звери из прошлого, и они довольно малосимпатичные, хитрые и алчные. Лично я в это верю и думаю, что это не просто какие-то чужие бесы. Ну и, когда мы выпиваем то, они начинают из нас вылезать, и совершать не очень моральные поступки. Почему именно алкоголь так им нравится?.. Этого я не знаю. Возможно, благодаря алкоголю мы и стали эволюционировать и умнеть. А за это расплатились потерей памяти о Прошлом. И не у всех одни и те же демоны сидят внутри, - тут тоже нет однообразия. У кого-то демон даже добрый и мудрый, а у кого-то его демон сексуально озабоченный и злобный. Опять же, эта тема малоизучена, и в будущем, я думаю, люди будут больше знать о себе и будут честнее, и не будут друг другу врать и кем-то там притворяться. Люди будут видеть друг друга насквозь…

                Поверить в эту ахинею про демонов непросто, и лучше думать, что в алкоголизме виноваты наши гены и тяжёлые жизненные обстоятельства. То есть, у одного алкоголь хорошо переваривается, и такой пьющий может выпивать всю жизнь и быть вполне адекватным человеком. А другому достаточно попить несколько лет, и он уже алкаш, и ему пора завязывать. Как-то это очень несправедливо. Почему французы, греки и итальянцы всю жизнь пьют свои вкусные вина и не спиваются?.. В них ведь тоже должны жить демоны!.. Не логично как-то… Видимо, при хорошей солнечной радиации, демоны не так активно себя наружу показывают. Для демонов нужны другие природные условия. Они любят холод, туман, северный ветер, полярные ночи. И им нужны более крепкие напитки, - виски, водка, коньяк, самогон. Лично я всегда любил коньяк и, видимо, этим немного злоупотребил, и демон мой начал вылезать наружу. Водку я никогда не любил, так как она меня сильно тупила. А вот коньяк делал меня добрым, остроумным и словоохотливым. Просто на коньяк у меня не было денег, и приходилось довольствоваться всякой дрянью, и особенно в те дремучие девяностые, когда у нас была свобода и демократия. Свобода слова и свобода верить в демонов, в карму, в Кастанеду, в Ошо, в Кришну, в Юпитера, в Блаватскую, в Гнозис и в другие учения. Большинство же предпочитало верить в американские доллары…

                И это я говорю не потому что моя молодость пришлась на те годы, и меня мучает ностальгия по тем временам хаоса и беспорядка. А потому что тогда мы, и в самом деле, чувствовали себя свободней. Как в той же Германии тоже была свобода в 20-х годах 20 столетия. Было голодно, все немцы были худые и нервные, но у них там было интересно жить. Режиссёр Фриц Ланг снимал свои прекрасные фильмы. Ну, и другие деятели немецкой культуры чувствовали себя там вполне комфортно и могли своих демонов выпускать наружу, не боясь цензуры и преследований. У нас тоже было что-то такое, но нас погубила любовь к долларам. Эта болезнь трудно лечится, и, видимо, в СССР нас воспитывали немного не так, как следовало бы. Мы были мещанами и мечты наши были мещанские. Ну и, конечно же, национализм, который выпустил демонов окончательно наружу, и это всё добило нашу, так сказать, советскую культуру. Она была, конечно же, немного фальшива, но всё равно там было чем гордиться перед бездуховным западом. Уж, во всяком случае, мультфильмы наши были на порядок духовнее американских. Ну и, наверное, крах нашей мультипликации и вообще всего кинематографа в те годы, и был самой большой, лично для меня, драмой. Я уже писал про свою детскую мечту стать мультипликатором и снимать фильмы. Мечта моя не реализовалась. Я никогда не мечтал быть просто художником, стоять на улице и торговать своими рисунками. Может поэтому я и стал злоупотреблять спиртными напитками и время своё тратить впустую. Это и есть та больная точка в моём подсознании. И здесь тоже можно задать вопрос, что есть наши мечты?.. И зачем мы мечтаем?..