К пониманию начертанного по-этрусски

Валерий Осипов
     Очередная этрусская надпись прочитана и понята. Хочется, чтобы и другие убедились в том, что я понял её верно. Без перевода с никому не ведомого языка. А для этого ой как много нужно сделать! Свести вместе факты истории, мифологии, археологии, геологии, языкознания, искусствоведения и других наук. Одному человеку с его неизбежно узким кругозором и ограниченными возможностями это не под силу. И положительный результат ещё вовсе не гарантирован. «А я всё равно не верю» - скажет кто-то и будет по-своему прав. И всё же попытаюсь, а заодно ещё раз проверю правильность своего прочтения и понимания. «Попытка – не пытка, а спрос – не беда». А ответственность немалая, поскольку речь идёт о предмете, который стал символом этрусского искусства и даже визитной карточкой этрусков.
     Азия и Азовское море – названия, берущие своё начало от народа (или божеств) по имени Азы. Когда-то в статье «Азы Азова» я попытался с этим разобраться.
     Асувва – коалиция малоазийских государств, боровшихся с хеттами. В неё, в частности, входила древняя Троя и Кария, славянскому языку которой я посвятил немало статей и заметок. Асувва тоже от имени азов (асов)? Вполне возможно.
     Тин, он же Тиния. Это имя верховного этрусского божества, о котором так много написано, что и добавить что-либо трудно.
     Лидия или Людия. Буквально – страна людей.
     Крез. Возможно, что это прозвище, означающее КАРЕЦ (то есть кар, кариец). Богатый правитель Лидии, вошедший в поговорку «богат как Крез».
     Смирна – город в Лидии. Ныне Измир.
Название звучит уж очень по-русски, как и Лидия.
     Этруски, то есть Эты (Геты, Хетты) Руски (русские). О том, что Геты и Хетты – это разные народы, мне уже указывали. Для меня, этимолога, – это варианты одного и того же названия.
     Вот малая часть фактов, которые могут составить фундамент моего понимания этрусского текста.
     Я продолжу перечень подобных фактов, а затем планирую перейти и к  самому этрусскому тексту.