Коля Рушковский - фронтовой друг моего мужа

Лариса Гречаниченко
       В 1965 году очень торжественно отмечали День Победы 9 мая. Выпустили юбилейные медали, выдали денежные премии ветеранам. В последующие годы по ТВ было много программ, посвященных этой теме. Однажды мы смотрим по маленькому черно-белому телевизору "Темп" спектакль из военной жизни. На экране в гимнастёрке и пилотке очень красивый артист. И вдруг мой муж Слава говорит: "Лариса, посмотри - это Коля Рушковский, мой фронтовой друг. Мы с ним были на фронте в художественной самодеятельности". Мы досматриваем спектакль до конца и в конце титры: вы смотрели спектакль Киевского театра русской драмы им. Леси Украинки. Роли исполняли: среди прочих, Народный артист Украины Н.Н. Рушковский. Программ тогда не печатали и это был счастливый случай, что мы увидели. Я начала надоедать мужу, чтоб он написал письмо в театр, но с моим мужем это было сложно. Даже письма его маме писала я.
      Через какое-то время он поехал в командировку в Киев. Слава уже работал начальником строительного управления. В справочном киоске на вокзале узнал его адрес и номер телефона. Из телефона-автомата позвонил домой. Трубку взяла Колина мама, и когда он сказал, что он Слава Фастовский, она сразу его вспомнила, как будто и не было этих долгих лет. Когда началась война, Слава окончил 8 класс. Их семья бежала из Житомира и оказалась в городе Миасс на Урале. Там же оказалась семья Коли из Москвы. Слава и Коля в Миассе занимались в драмкружке, окончили 9 класс. В конце лета 1942 года их призвали в армию. Три дня они были на сборах, а утром, когда мамы пришли их проведать, оказалось, что ночью их отправили в армию.  Можно представить состояние их мам, даже не смогли проститься с сыновьями. Они попали в гвардейские войска. Реактивные миномёты, которые выпускал Воронежский завод и на них стояла заводская марка "К", артиллеристы любовно окрестили " Катюшами". Они сложили свою песню, в которой были такие слова:
              И на фронт, врага кроша и руша, в бой выступив с проклятою ордой,               
              Прикатила новая "Катюша" с песнею смертельной для врагов.
     Слава был электриком-подрывником (так записано в его военном билете) на легендарных "Катюшах", а Коля - связистом. У Александра Твардовского в поэме " Василий Тёркин" есть строки:
                Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
                После боя сердце просит музыки вдвойне.   
     У них в части была хорошая самодеятельность. После Войны, один из них Володя Иванов, сыграл роль Олега Кошевого в фильме "Молодая Гвардия". Когда их часть уже была в Германии, правительство понимало, что Война скоро окончится. Много офицеров полегло на фронтах, и ребят 1925 года рождения вернули в Союз. Прямо с фронта - в артиллерийское училище в Барнаул. Слава рассказывал, что они отсидели по 10 суток на гауптвахте (вот Берлин, он же рядом!) за то, что они не хотели ехать. А пожилой старшина говорил им: "Эх, хлопцы, как вы не понимаете, Родина спасает вам жизнь". А Коля остался в бригаде и дошел до Берлина. После войны он поступил в Школу-студию МХАТ и стал артистом. Через много лет в Киевском издательстве вышла книга "Искусство в боевом строю", где артисты рассказывали о войне. Среди нескольких страниц, которые написал Коля, есть несколько слов о моём муже (Стал инженером-строителем Слава Фастовский). Коля прислал эту книгу нам в подарок. Она сейчас у детей. Благодаря известности Коли, нашлось еще много однополчан. К нам приезжал Вадик Скрябинский из Челябинска, и они вспоминали свои юные годы на фронте.
          1975 год. Когда стало известно, что я еду в командировку в Киев на три дня, Слава связался с Колей по телефону и они договорились, что я с ним встречусь. Весь первый день я провела в Министерстве, они мне заказали обратный билет и дали направление в гостиницу. Утром я позвонила Коле, и он пригласил меня на спектакль, в котором играл в тот вечер. А до этого мы встретились на служебном входе в театр. Стою, жду. Проходят артисты, среди них артист Парра, знакомый по ТВ, здороваются, я вежливо отвечаю. Выходит Коля. Я его знаю, а он меня - нет. Кого-то ищет, скользит взглядом мимо меня. Но больше никого нет. Я к нему подхожу: Здравствуйте, я жена Славы Фастовского. Он удивлен: Вы жена Славы Фастовского? — Да. Я понимаю, почему он удивлен. Я на 13 лет моложе Славы. Им по 50 лет, а мне 37. Еще будучи студенткой, я безумно влюбилась и "потеряла голову" и, вопреки мнению родителей и подружек, вышла замуж за Славу, демобилизованного по приказу Хрущева о сокращении Вооруженных Сил с 1.01.1957 года, старшего лейтенанта. Мы с ним прожили 41год. Я показываю Коле фотографию, где мы втроем с сыном. Убедила. Коля мне говорит, что в кассе оставлен для меня билет, а после спектакля мы поговорим. И вот я в ложе бенуара. Смотрю спектакль и чувствую, что он играет на меня. Как бы ни был велик артист, а дополнительный стимул всегда поднимает. В данном случае в зале я - жена фронтового друга из далекой трудной молодости. Сейчас не вспомню названия пьесы, очевидно, захлестывали другие эмоции. После спектакля долго жду у входа, его нет. Уже все ушли. Наконец, соображаю, что он меня ждет у служебного входа. Вахтер говорит, что он кого-то ждал и уже ушел. Было уже очень поздно и я откладываю разговор на завтра. Завтра из гостиницы звоню Коле, выясняем недоразумение. С утра он занят, а потом у меня поезд в Харьков. Так мы, к сожалению, и не встретились.
      Уже после моей командировки в Киев, Коля приехал в Харьков председателем комиссии на выпускных экзаменах в Харьковском театральном институте. Пришёл к нам в гости. Это был высокий, красивый молодой, обаятельный мужчина. Они со Славой, как мальчишки, вспоминали те далекие годы, в основном, курьезные моменты. Конечно, когда они попали на фронт, им было по 17лет, а когда кончилась война, им было по 20 лет. Как и все фронтовики, Слава не любил рассказывать о войне. Только, когда начали отмечать юбилейные даты, он вспоминал и только хорошее. Я помню, когда начали наши люди уезжать в Америку, Израиль, Германию он сказал: "В Германию - ни за что!" Так как он видел своими глазами, что творили фашисты на Западной Украине. (Их часть воевала на одном из Украинских фронтов). Коля говорил, что на войне мы были рядовые, а потом он играл генералов. В знаменитой пяти серийной киноэпопее о Великой Отечественной Войне режиссера Юрия Озерова "Освобождение” Коля играл генерал-полковника К. С. Москаленко.  Я помню, что я обиделась за харьковчан, когда в ответ на мой вопрос, почему их театр ни разу не приезжал в Харьков, он ответил, что Харьков считается музыкальным, киношным, но не театральным городом. Да, он прав. У нас "мощная" Консерватория. К нам любили приезжать кинематографисты (Режиссер Г.П. Калитиевский). У нас во Дворце Строителей был "Клуб кинолюбителей". Я с ним поспорила, что наш Харьков тоже театральный. Очевидно, он договорился с Харьковским начальством и главным режиссером Театра русской драмы имени А.С. Пушкина и вскоре Киевский театр русской драмы имени Леси Украинки приехал на гастроли в Харьков на 10 дней. На первых двух спектаклях Коли не было. Он был председателем приёмной комиссии в Киевском театральном институте. Гастроли прошли с большим успехом. Харьковская публика их не разочаровала. Я купила билеты на все спектакли и каждый день выходила на сцену с цветами. Партнершей Коли почти во всех спектаклях была Ада Роговцева. Он её очень ценил, любил, хвалил. На этих гастролях он был с женой Беллой - приятной симпатичной женщиной (актрисой их театра) и внуком. Они пришли к нам в гости. Потом переписывались очень теплыми поздравлениями к праздникам. Когда Слава ушёл из жизни (в 75 лет), я написала Коле письмо и   получила ответ с соболезнованием.
     Сейчас, когда я написала эти воспоминания, нашла ролик Украинского канала Интер, снятого к 90-летию Николая Николаевича Рушковского. Увидела постаревшего, но по-прежнему бодрого, энергичного, умного, доброго, хорошего человека и рядом с ним его симпатичную жену Изабеллу Ильиничну, с которой они прожили такую долгую (62года) жизнь. Какие молодцы ребята из Интера, что сделали эту передачу о замечательном артисте и человеке.  А из Интернета узнала, что "в последний раз он вышел на сцену 25 ноября 2018 года в спектакле «Насмешливое моё счастье», в финале которого неудачно упал и сломал бедро. Организм 93-летнего актёра не перенёс сложнейшую операцию, и 5 декабря Николай Николаевич Рушковский скончался в больнице «Феофания». Похоронен 7 декабря 2018 года на Байковом кладбище". Светлая ему память!
               
Из Википедии:
               
      Рушковский Николай Николаевич (11.05.1925 - 5.12.2018).
 Артист театра и кино, театральный педагог. Фильмография - 42 работы в 42 проектах. Народный артист Украины.