Сестры

Петр Юрьев 2
        Три сестры Надя, Маша и Варя в этом походе моя команда. Собрала нас вместе Надя. Она позвонила мне и попросила сводить их на Тепе-Кермен, тем более представился случай - из Москвы приехала сестра Маша, заядлая туристка, и попросила сводить её в этот поход.

        Решено идем! На дворе май. Отшумели майские праздники, на природе стало тихо от гомона майских маевок. Погода весенняя, вокруг всё зелено - и лес, и поля. В полях много весенних цветов, да и солнышко теплое и не жгучее. Время для похода, что называется самое удачное! Идем! А тем более я люблю ходить по природе в это время. Согласился с удовольствием на поход.

        Маша и в правду оказалась непоседой и заядлой туристкой. Сразу, с ходу, мы с ней нашли общий язык. Она во всё вникает, дает хорошие советы и выспрашивает все подробности по походу. Пришлось потрудиться и проводником и гидом. Для хороших людей, людей одной с тобой туристкой судьбы - это не в напряг, это даже приятно.

        День похода выдался приятным для души и радостным для глаз. Майское тёплое солнце не жжет, лёгкий ветерок ласково обдувает и бодрит. Вокруг буйство зеленого цвета. Идти приятно и комфортно.

        Поход начался с Бахчисарая, с посещения Свято-Успенского мужского монастыря. Это один из пещерных монастырей Крыма, основной центр православия в период крымского ханства на полуострове и один из самых древних и посещаемых поломниками и туристами монастырей в Крыму. Монастырь начинался с древней Успенской церкви, полностью высеченной в отвесной скале, возвышающейся над долиной Марьям-Дере, к ней ведет высокая лестница, тоже высеченная в скале. 

        На скале сияет огромная фреска - образ Богоматери с Младенцем в окружении ангелов и семи херсонесских священомучеников. Главная святыня монастыря древнейшая чудотворная икона Божей Матери, одна из 72-х икон Богородицы, написанным Евагелистом Лукой. Фактически это портрет с натуры. В годы лихолетия икона утрачена.

        Легенды и придания относят дату создания храма к VI веку. Он был всегда почитаемый не только православным людом, но и крымскими ханами. Сам основатель династии Гиреев перед походами просил помощи у Пресвятой Богородицы, обещая знаменитые подношения в честь её образа. Русские цари оказывали материальную поддержку монастырю.

        В 1778 году по величайшему указу Екатерины II главе крымских христиан Митрополиту Игнатию вместе со всеми христианами было предложено переселиться в Приазовье. Переселенцы на берегу Азовского моря построили г. Мариуполь и туда же вывезли чудотворную икону Богоматери; до 1918 г. она хранилась в Успенском храме г. Мариуполя. После революции следы её теряются.

        Оставшиеся христиане Бахчисарая сумели сохранить свой храм и возобновить в нем службу.

        В 1783 году Крым становится часть Российской империи. Расквартированные в Бахчисарае войска помогли восстановить храм, расширили лестницу и вместо увезенной святыни - иконы Богородицы в храме была помещена икона Успения Богородицы - дар коменданта Бахчисарая полковника Тотовича.

        В 1789 году в Бахчисарае был возведён Николаевский собор и православный священник сьехал туда, а Успенский храм стал кладбищенской часовней. Привлечение в Крым православного населения с материковой России привело к идее воссоздания христанских святынь. И в 1850 году был открыт Успенской скит. Началось строительсво новых церковных зданий и обустройство территории.

        В 1921 году Успенский монастырь был закрыт. Лишь часть его построек сохранлась до нашего времени. Сегодня монастырь вновь стал действующим. Обустраивается территория и восстанавливаются древние святыни. Его активно посещают поломники и туристы.

        Мы продолжаем двигаться дальше по территории монастыря. Следующий объект - потаённная монастырская лестница, ведущая из долины на плато. Вырублена монахами в скале для выхода на плато. Туристы часто пользуются ею для быстрого подъема на плато или спуска. Мы тоже воспользовались ею и быстро поднялись на плато.

        С плато открывается панорамный вид на долину Марьям-Дере. В начале автобусная остановка, возле неё базарчик с сувенирами для туристов, кафешки с национальными татарскими блюдами - гурманное пиршество для туристов, затем стоянка автотранспорта, следом за ней Татарский Мемориальный комплекс, вплотную к нему примыкает Свято-Успенского Монастырь. По пути следования к монастырю на левом плато Баскунчак расположен пещерный город Чуфут-Кале, за манастырем по ходу воинское кладбище, с захоронениями воинов, погибших в войне 1854-1855 г., затем татарское кладбище и за ним уже на подъёме к выходу на плато караимское кладбище.

        Да в не большой долине сплетено множество событий и судеб разных народов Крыма; и это наша история и нам следует беречь и сохранять её.

        Мы по плато движемся к следующему пункту нашего похода Тепе-Кермен. Путь не близкий - километров семь.

        Здесь на внутренней гряде на трех выступах, разделенных балками, расположены пещерные города: Качи-Кальон, Кыз-Кермен и Тепе-Кермен. Наша цель подняться на Тепе-Кермен.

        Тепе-Кермен (замок вершинный - с тюрск.) гора конической формы с усеченной вершиной высотой 544 м. над уронем моря и 225 м. над окружающей местностью. Здесь с VI - XIV вв. существовал пещерный город, пещеры которого сохранились до нашего времени. Их 256 в 6 ярусах на склонах и вершине. С западной стороны склоны покрыты лесом, остальные склоны безлесны. Гора удивительно прекрасна и всегда узнаваема с какой-бы стороны не смотрели на неё. Издали в дымке она кажется островом в тумане, вблизи же её очертания уже чётки, хорошо видны пещеры с западной стороны и неприступность с восточной, что вызывает огромное желание подняться и всё осмотреть. Пожалуй ни один из пещерных городищ Предгорья не вызывает такого восторженного интереса.

        Небольшое верхнее плато всего площадью в 1 га со всех сторон окружено отвесными скалами, местами не приступными. В местах входа на плато сохранились останки раннесредневековой стены с подрубкой для ворот. Скорее всего пещеры в восточной части принадлежали сельскому поселению. Возможно этот пещерный город был феодальным замком, господствующим над Качинской долиной.

        Единственный путь в город проходит через северо-восток. Тропа петляет среди деревьев, затем круто вдоль обрыва уходит вверх и затем неожиданно быстро выводит в городище. И сразу в глаза бросаются повсюду вырубленные пещеры - хозяйственные, оборонительные, культовые; есть пещеры многоярусные, соединенные пролетами, изъящными, как-бы висящими в воздухе каменными лестницами.

        Самым известным культовым сооружением является вырубленная в скале пещерная церковь. Довольно большая, площадью 11 на 6 метров. Всю центральную часть занимает алтарь. В полу, стенах и на открытой площадке перед храмом вырублены костницы -  многоразовые усыпальницы древних христиан. Затем кости усопших переносились в специальные низкие пещеры с дверями, где и сохранялись. Хоронить было негде и  такие пещерки были своеобразным кладбищем. Это был главный храм, но помимо его в городище имелось еще несколько небольших церквей.

        В Тепе-Кермен сохранились следы наземной застройки, и по мнению реставраторов древних городищ было еще сверху два этажа надстройки для прживания городских жителей.

        Особой проблемой для жителей была вода. Дождевую воду они собирали в специальные скальные вырубки.

        Пещеры нижнего яруса предназначались для животных. Вход в них  на всю ширину. У стены вырублены ясли для корма и в предней стенке отверстия для привязки животных. На втором и более высоких ярусах располагались пещеры боевые и смотровые. С них велись наблюдения за местностью и боевые действия. В неприятеля летели камни и стрелы. В этих же ярусах были культовые пещеры и вырубки для хранения воды.

        Мы вышли в Иософатову долину, пересекли её и подошли к плато Кыз-Куле. Между Кыз-Куле и отрогами плато Баскунчак идет балка, которая выводит на Тепе-Кермен. Пошли по ней. Справа отвесный склон Кыз-Куле, слева отроги Баскучак. Балка уютная - слева и справа лес. По мере продвижения открываются замечательные виды на скалы, рельефно отражающиеся в майских ярких лучах солнца. Но вот балка поворачивает влево и перед нами начинает открываться Тепе-Кермен, вначале появляется плоская макушка, укрытая лесом - мы заходим с запада. Через некоторое время балка делает поворот направо и вот она прекрасная гора во всем своём величии - красивая и манящая. На повороте стоянка Сарабей. Останавливаемся. Прекрасный обзор на запад. Цепь гор в синей дымке. Среди гор видна абсерватория, известная в мире! Занимается изучением Солнца и малых планет. Много открыто планет и им присвоены имена известных людей - Владимир Высоцкий, Муслим Магомаев и многие другие.

        Короткий отдых и идём дальше на встречу с Тепешкой, так ласково зовут её туристы. Перед нами два пути подъёма: левый по склону - исторический и правый более короткий и безопасный. Идем правым.

        Мои компаньонши с завораживащими глазами смотрят вверх, а в глазах читается вопрос - Когда же выйдем на гору? Предупреждая немой вопрос, отвечаю - Уже скоро будем наверху.

        Когда первый раз поднимаешься на Тепешку, то всё происходит очень волнительно! Выходим на западный мыс. Он высоко и вертикально уходит вверх. Чтобы увидеть его весь снизу доверху надо основательно откинуть голову назад. На мысе 4 яруса пещер. С первого на второй ведет каменная ажурная лестница. В одном ярусе из одного помещения в другое можно пройти через лазы. Для перехода на верхний ярус тоже есть отверстия и к ним вырублены лестницы внутри пещеры.

        Много фотографируемся. Я стараюсь делать не стандартные фото сестер - то подъём по лестнице, то проход через отверстие на следующий уровень, а то восторженно рассматривающих панораму крымских гор вдали.

        Осмотр городища начинаем слева. Идем по краю и первое, что встречается на пути - это пещерная церковь, спуск к ней по камням вниз метра на полтора. Перед входом каменная площадка, изрытая костницами.  по ступенькам спускаемся внутрь и осматриваемся. В помещении темновато, но сухо, она хорошо защищена от дождя и непогоды. По стенкам, в нишах, иконки Богородицы. Большой алтарь занимает всю центральную часть. Помещение довольно высокое и вместительное. С другой стороны алтаря выход. В полу вырублены костницы. Выходим из церкви на плато и идем уже по восточной части.

        Здесь много пещер, в основном смотровые и боевые. Вход в них по ступенькам, внутри в стене ведущей наружу боевые отверстия, через которые ведутся наблюдения и отражаются атаки неприятеля. Мы идем по каменной поверхности, а под нами пещеры. На поверхности много кустов можевельника, он прикрывает отверстия и надо быть внимательными, чтобы не провалиться. Встретили пещеру, на краю, без крыши, в неё ведёт лестница. Со стороны обрыва стенка в пол роста человека, с сверху каменная дуга, в виде двух целующихся крокодильчеков.
        - Сестры, здесь вам нужно сфотографироваться. Будет красивое фото. За вами пейзаж - долина и цепь крымских гор на горизонте, а над головой дуга с крокодильчиками - уговарию их. Уговорил с ходу, им понравилось.

        А мы подошли к южному мысу. Здесь сейчас руины крепости на вершине. Всюду разбросаны крупные каменные плиты. Предпологается, что это цитадель - самая укрепленная часть городища, последний оплот её защитников. Сегодня сохранилась одиноко стоящая вертикально поставленная каменная плита. Здесь тоже фографирумся.

        Мы поворачиваем направо. Слева от нас городище Кыз-Кермен, отделенный от Тепешки мощным оврагом. Оба городища обрываются в овраг отвесными стенами. В стене Кыз-Кермен отчётливо виден грот отшельника, квадратным проёмом в стене.

        Продолжаем осматривать в большом количестве встречающиеся пещеры.

        Всё осмотр плато закончен. Пора и покушать. Что туристу важно в походе, кроме хорошей компании, красивого похода? Ну, конечно, вовремя покушать! Это придает силы и настроения. И это ритуал. Выбрали зеленую площадку, скатерть самобранку растелили, в центр продукты. И айда кушать.

        После обеда спускаемся к точке входа и продолжаем осмотр восточной стороны. Тропинку уводит вправо вокруг восточного склона Тепешки. Мы смотрим на городище снизу вверх, осматривая высокие восточные склоны. Здесь тоже много пещер. Это жилье крестьян. Пещеры двух, трёх ярусные. В нижних пещерах содержались животные, в верхних ярусах жили люди. Тропинка уводит на юг и обойдя цитадель и южный склон можно выйти к подъёму в городище. Мы вернулись назад и пошли на спуск к стоянке Сарабей. При спуске сестренки расшумелись, вспоминая свою бойкую юность и молодость, я чтобы не мешать ушел немного вперед, чем вызвал беспокойсто их.
        - Пётр, ты нас не потеряй, мы ж на тебя надеемся.
        - Ну как же я могу потерять, вас слышно за версту - успокаиваю.
На стоянке короткий отдых и снова взгляд на крымские горы.
        - Назад пойдем другой дорогой. Я хочу показать вам Тепешку, как она открывается взгляду с разных ракурсов. Зрелище завораживающее!  Будем уходить травесом по склону плато Бурунчак к южным воротам Чуфут-Кале. В конце будет немного крутовато, но стоит потерпеть. Согласны?
        - Ты нас ведешь, мы тебе доверяем - согласились сестры.
        - Тогда пошли.

        Тропа свернула в сторону отрогов плато Бурунчак и потянулась в  мелколесье. Постепенно поднимаясь на верх мы вышли в сосновую рощу. Оглянулся назад, над кронами сосен стала появляться макушка Тепешки. Вначале смотрится как зеленый островок, возвышающийся над кронами сосен.
        - Посмотрите назад, начинает просматриваться Тепешка - обращаюсь к сестрам - начинается красота, не пропускайте и смотрите, это стоит увидеть! - еще раз обращаю внимание и останавливаюсь - советую делать фото, мы еще не раз будем останавливаться и у вас будет галерея снимков.

        Идем дальше. Я все время оглядываюсь назад и смотрю, как меняется вид горы, наконец, Тепешка наполовину открылась взору и в обрамлении леса смотрится удивительно прекрасно и становиться более рельефна и кажется, что приблизилась к нам. Мы снова фотографируем.

        Уходим дальше. Тепешка всё больше открывается и теперь она нависает над долиной и, кажется, что совсем рядом. Зрелище завораживающее! Фотографируем гору, я фотографирую сестер, они стоят обнявшись на фоне горы.

        Наконец, подошли к подъёму на плато. Высота метров 50, подъём не простой, крутой и местами сыпучка.

        - Вот это наша изюминка на торте. Самое трудное место в походе. Не переживайте. На подъеме будем делать остановки для отдыха. Пошли - подбодрил сестер.

        При подъёме лес сменился кустарником, и солнце стало доставать, дело уже к обеду. На середине подъёма отдых.
        - Тяжеловато, сердце стучит, готово вырваться - призналась Надя.
        - Отдохнем, попейте водички и расслабтесь, уже близко выход на верх, да и слышно разговор на верху. Все будет нормально, отдыхайте - успокаиваю своих напарниц.

        Десять минут и идем на верх. Веселю анекдотами, так с шутками и прибаутками вышли на верх и не отходя от выхода сестренки попадали на траву, замолкают и отдыхают. Минут 20 заслуженного отдыха. Затем перекус и наша компашка встрехнулась и весело шумя двинулась к Южным воротам Чуфут-Кале. От них по старой дороге прошли к Караимскому кладбищу, от него по долине Марьям-Дере пошли к монастырю. По дороге было Мусульманское кладбище, воинское захоронение и, наконец, Свято-Успенский монастырь. Походный круг замкнулся. В монастырском источнике набрали родниковой воды, кристально чистой и бодрящей и пошли на останоку. Уехали на автостанцию, а затем рейсовым автобусом в Симферополь. Поход на 15 км.


                ноябрь 2021г.