А жаль, что не 19-й век

Полина Ребенина
Сегодня второй день рождественского или филиппова поста. Перед началом поста сходила в церковь,чтобы услышать напутственное слово батюшки перед вступлением в пост. В завершение службы он сказал: "Наступает пост. Вы наверное слышали, что надо воздерживаться от мяса, яиц, молока. Кто сможет - держитесь поста. Но ведь немногие теперь это могут, люди у нас слабые стали. Это раньше святые люди все 40 дней поста могли есть только хлеб, да запивать водой".

Подумалось мне, и почему это мы, русские люди, вдруг стали такими слабыми? Тут явно дело не в физической силе, это духовно мы ослабели. Нет у современного человека веры ни во что - в начале Бога у него отобрали и церкви порушили, а потом и вера в светлое коммунистическое будущее ослабла и куда-то испарилась.

Мне пришлось наблюдать, как держат свой обязательный пост мусульмане, он у них называется Рамадан. Вот у них почему-то сохранилась душевная сила, если судить по их преданности вере и обычаям. Помню, что Рамадан в тот год пришелся на летнее время, дни были длинными, темнело поздно, а ведь согласно исламу разрешалось есть лишь после захода солнца. И вот сидели мусульмане на работе голодные, приходили домой, и могли принять пищу и выпить стакан воды лишь часов в 12 ночи. Поедят, вздремнут, а в 3 часа ночи уже надо вставать на утреннюю молитву. И днем молились несколько раз, как-то умудрялись делать это в рабочее время, стелили в уголке свои коврики, и там вставали на колени и обращались к Богу. Не афишировали, таились, чтобы никто не видел. Но когда мы что-то замечали и начинали их расспрашивать, то с гордостью за свою веру и за свою преданность отвечали: "Да! Мы держим Рамадан во славу Аллаха". Хоть и признавались иногда, что трудно без пищи и воды в дневное время обходиться, а еще труднее от недостатка сна. Но не жаловались, а лишь делились, а мы их слушали и преисполнялись глубокого уважения к их духовности и глубокой вере.

А ведь и в России в былые времена, например, в 19 веке то же самое было. Русский народ славился своей религиозностью и приверженностью православию. Рано утром в воскресение вся семья, празднично одевшись, направлялась в церковь, на службу или литургию. В церковь шли все, невзирая на ранги и звания- и крестьяне, и мещане, и дворяне. Молились не напоказ, а искренне и истово. Когда я писала о выдающихся деятелях 19-го столетия, то прочла воспоминания об известном славянофиле Алексее Хомякове его последователя Ю. Самарина. Он оказался свидетелем необычного ночного поведения Хомякова:
«Раз я жил у него в Ивановском. К нему съехалось несколько человек гостей, так что все комнаты были заняты и он перенес мою постель к себе. После ужина, после долгих разговоров, оживленных его неистощимою веселостью, мы улеглись, погасили свечи, и я заснул. Далеко за полночь я проснулся от какого-то говора в комнате. Утренняя заря едва-едва освещала ее. Не шевелясь и не подавая голоса, я начал всматриваться и вслушиваться. Он стоял на коленях перед походной своей иконой, руки были сложены крестом на подушке стула, голова покоилась на руках. До слуха моего доходили сдержанные рыдания. Это продолжалось до утра. Разумеется, я притворился спящим. На другой день он вышел к нам веселый, бодрый, с обычным добродушным своим смехом. От человека, всюду его сопровождавшего, я слышал, что это повторялось почти каждую ночь...»

Читая это, я поразилась богатству духовной жизни людей 19-го века. Их интеллектуальная духовная сила, их идеи и принципы опирались на глубокую православную веру. И я искренне им позавидовала. Какой выхолощенной в сравнении с их жизнью показалась мне моя судьба, которая начиналась слепо заученными словами: "Я- юный пионер Советского Союза торжественно обещаю..", которые впоследствии неоднократно подвергались сомнению и даже отрицанию..

А что значил пост в то время, "когда люди были сильнее нас"?!  Таких постов было несколько- Великий (предпасхальный) пост, Петров, Успенский и Рождественский. Вступали в них с радостью, ведь целью их было очищение души и тела. Иоанн Кронштадский писал: "Поститься христианину необходимо для того чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением и пьянством и заботами житейскими, а чрез то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они как орлы, парили в небесах.."

Церковь в досоветские времена не была отделена от государства, и, видимо, поэтому православные традиции соблюдались повсеместно. Не только в семьях, но и в трактирах и даже в лучших ресторанах. В одном из знаменитых трактиров Петербурга "Строгановском" во время великого поста не было не только мяса, но и рыбы, а посетителям предлагались грибные блюда- грибы в тесте, галушки грибные, грузди с маслом, а также картофельные котлеты с черносливом, гречневая каша с луком, кисели ягодные, овсяные, гороховые. Чай в эти дни пили с изюмом и медом, варили сбитень. Постных блюд было великое множество и они отличались отменным вкусом! И в то же время очищался организм, и физически и духовно. Установлено, что в результате поста разрушаются слабые и больные клетки в организме, причем процент строения новых клеток — повышается.

А мы теперь не только пост не выдерживаем и рецепты всех этих замечательных блюд забыли, но уже даже не вспомним, что такое святки или сочельник. Убогая у нас стала жизнь в сравнении с "той Россией, которую мы потеряли". Как жаль, что не привелось родиться в 19-м столетии!