Киев. Декабрь 2004-го. Диалог с бывшим коллегой

Арсений Родин
Сегодня встретил в метро В.П., бывшего коллегу по кафедре. Я всегда симпатизировал ему. Мне нравилось, как он читает лекции, - не давая готовых ответов, побуждая студентов самим докапываться до них. Встрече с ним обрадовался: уж он-то точно не впал в азарт. Я ошибся. С задиристыми, восклицательными интонациями, которых я раньше никогда у него не замечал, он поспешил объявить мне о "научном открытии":
- Ну что, факт налицо: украинцы как политическая нация сформировались! Революция засвидетельствовала: отныне наш путь отличен от русского!
- Вы этому рады? – спросил я его.
- Рад я или не рад, это дело десятое. Я всего лишь констатирую объективную данность.
- «Политическая нация» - не для всех объективная данность, - возразил я ему. - Это скорее метафора, а не строгий научный термин. Настоящие нации за пятнадцать лет не формируются. Взбурлилась пена, заволновались мелкие буржуа, народ же преимущественно безмолвствует. Многие на выборы не пошли, а из тех, что явились, почти половина проголосовала за власть. Где вы видите единую нацию?
- В современном информационном обществе все процессы развиваются намного быстрее, чем раньше. Через год, максимум два, волна достигнет «молчаливого болота» и преобразит его, и оно так же сплочённо будет голосовать за новую власть. 
- Развиваются быстрее только те процессы, которые порождены внутри массовой культуры, а массовая культура, в отличие от настоящей, не влияет на развитие наций. Более того, она сопротивляется их развитию. Массовокультурные общности стремительно деградируют и легко распадаются. Это социоэтнические однодневки. Такова оранжевая Украина. Завтра она будет коричневой, потом чёрно-буро-малиновой, потом, может быть, синей или зелёной.
- Знаете, я даже в чём-то сочувствую вашему консервативному взгляду, но вы, мне думается, заблуждаетесь. То, что вы называете «массовой культурой», это и есть культура 21 века. Другой уже не будет. Все нации становятся, как вы выразились, «однодневками», в том числе и русская, к которой, по старым критериям, должны были бы принадлежать до гробовой доски и мы с вами, и наши дети, и наши внуки. 
- Но ведь это невозможно даже с эстетической точки зрения. Как может существовать народ, на ведающий чувства прекрасного? Лидер революции говорит своим оппонентам с трибуны парламента: «После выборов вы повеситесь на этих своих синих шарфах». И многотысячная толпа восторженно аплодирует. Или (вчера своими глазами видел) устроили шоу у здания Кабинета министров: притащили унитаз, вывесили над ним плакат: «Влада, не ходи під себе», после чего экзальтированные девицы стали пшикать на камеры аэрозольным очистителем воздуха. А вся массовка выла от восхищения и орала какую-то похабнейшую ахинею. Если эта толпа, по-вашему, и есть наш народ, как же мы с вами сможем в дальнейшем среди него выживать? 
- Не преувеличивайте значение мелких эксцессов. Информационные войны имеют свои законы. Водовороты притягивают всякий мусор, но под мусором – та же вода. Мы просто с вами будем жить чуть поглубже. Будем спокойно спорить, и в этих спорах будет рождаться истина. А массовка, как вы выразились, на то и массовка, чтобы создавать фоновый шум. Другого исторического смысла она не имеет.
В этот момент поезд резко замедляет движение и, не доехав до станции, останавливается в тёмном тоннеле. Мигает свет, поскрипывают тормоза...
- Это Янукович, бандюга, сволочь, гадина, подлая тварь! – разражается руганью, пунцовея от злобы, мордастый субъект, сидящий на сидении перед нами.
- В чём виноват? В том, что остановился поезд?
- А вы думаете! Они специально народ запугивают! Чтоб никуда не ходили, сидели все по домам!
Мы с моим бывшим коллегой подмигиваем друг другу: ни смеяться, ни улыбаться не безопасно. Дальше говорим только об университетских делах, о нашей (моей бывшей) кафедре. 
И вот мне уже выходить.
- Рад был встрече.
- Взаимно.

Декабрь 2004 г.