Цирк. Марина Волжанская

Лариса Гречаниченко
            Недалеко от нашего дома располагался Старый Цирк. В детстве мы очень любили цирк. Цирк - это всегда праздник яркий, красочный. Мы ходили в цирк на все новые представления. В нашем дворе жила кассирша цирка тётя Маня Лернер, и она всегда приносила нам самые дешевые билеты по 20 копеек, которые никто не брал (3 ярус 3 ряд), а мы брали и были очень довольны. Всегда нам с Бэллой "навязывали" ее младших братьев, сначала двоюродного Борю Ходорковского, а позже родного Вову Рейнова. Бэлла упиралась: "Ну их, то он хочет пить, то писать, но мама Бори тетя Аня, родная сестра Бэллиной мамы тети Гиты, уговаривала меня, и я потом с ним в цирке возилась. Мы знали всех артистов, любили клоунов, поражались мужеством укротителей, восхищались акробатами. Когда мы учились в 6 классе, на гастроли в Харьков приехали канатоходцы Волжанские. Их дочь Марина пришла учиться к нам в класс. Наш классный руководитель Лидия Михайловна Малахова поручила нам с Бэллой взять над ней шефство - помогать учить украинский язык. Они жили в гостинице "Южная" недалеко от школы, и мы после уроков шли к Марине домой и делали с ней домашнее задание по украинскому языку. По всем остальным предметам она получала пятерки. В цирковых семьях дети рано начинали выступать в программе родителей. Вот и Марина утром училась с нами, а вечером выступала в цирке. Красивая, фигурка, как статуэточка. Поразительно дисциплинированная, трудолюбивая и организованная. Негласный упрек мне. Бэлла всегда училась хорошо, а я тогда еще нет. У меня "прорыв" произошел позже.   
       Прошло много лет. Я иногда видела афиши о выступлении Волжанских и однажды решила пойти в цирк с мужем и сыном. На яркой афише: Программа "Прометей" - Канатоходцы Волжанские. Я купила билеты, цветы и мы пошли на представление. В Харькове уже построили новое здание цирка недалеко от центра города и при нем гостиница для артистов. После первого отделения в перерыве я пошла в закулисье и у первой попавшейся сотрудницы спросила, где мне найти Марину Волжанскую. Она мне сказала: "Вон идет ее папа, спросите у него". Я подошла к нему с цветами и, поздоровавшись, сказала: "Если ваша Марина 1938 или 1939 года рождения, и вы были на гастролях в Харькове в 1952 году, то мы учились с ней в одном классе". Он, неожиданно для меня, обрадовался и сказал: “Деточка, это она, она. Мы с тех пор ни разу не были в Харькове, бывали наши родственники.  Иди к ней, она будет очень рада". И объяснил, как ее найти. Я открыла дверь в большую комнату. С двух сторон были кабинки, где гримировались артистки. Они уже были готовы к выступлению и, когда я открыла дверь и спросила, где мне найти Марину Волжанскую, вышли все, и я узнала Марину, подошла к ней, вручила цветы. Она меня, конечно не узнала, но сказала, что помнит двух девочек, которые ей помогали учить этот ужасный украинский язык. Это она так сказала: "ужасный", я считаю, что он красивый, певучий, мелодичный. По крайней мере тот, что мы учили в школе. Но ее можно понять. В Советском Союзе было 15 республик. Волжанские ездили с гастролями по всему Союзу и Марине приходилось учить национальный язык в каждой республике.  У соседней кабинки стояла очаровательная юная девушка. Марина сказала: "Познакомься - это моя дочь." Я, конечно, "пропела гимн" Марине, рассказала, как отлично она училась в школе и т.п. Все слушали с интересом. На разговоре в комнату вошла красивая стройная женщина. Марина меня с ней познакомила. Это была клоунесса Ириска, она тогда работала в их программе. Ирина Асмус.    Одна из первых клоунесс с сольными номерами. Ее знали и любили все дети СССР, даже те, кто ни разу не был в цирке, потому что она была одной из телеведущих развлекательно - познавательной программы АБВГДейка. К сожалению, она разбилась в 1986 году на арене цирка в Гомеле, выполняя номер "Старушка под облаками". Ей было 44 года.   
   Марина посетовала, что ей 37 лет и уже тяжело работать на канате, а "цирковые" идут на пенсию в 42 года и что, когда она закончит, будет работать художественным руководителем программы, т.к. она уже помогает папе. Перерыв заканчивался. Я пригласила Марину в гости, дала свой телефон, который записали помадой на зеркале (больше не было чем и на чём). Но она не позвонила. Я пожелала им удачного выступления, попрощалась и пошла в зал.
      Программа "Прометей" была потрясающая по техническому оснащению и сложности. Еще в 1950 году они ввели в номер наклонный канат. До них в истории цирка это не делал никто. В 1952 году на этот канат стала Марина (ей 14 лет). Подвижный канат, уходя вверх, становился живым партнером. Это было очень опасно. Их сверкающие костюмы создавали впечатление великолепия. Я очень волновалась за Марину и всех девочек, выступление прошло безупречно. Я была рада, что пошла на это представление и почувствовала, что Марине это было приятно. Потому что раньше она мне сказала, что я первая, больше никто из одноклассников не приходил. В то время начали выпускать маленькие календарики на разные темы и на одном из них было фото программы "Прометей" - и на канате Марина Волжанская - девочка, которая училась в нашем классе, когда они были на гастролях в Харькове в 1952 году. А теперь Заслуженная артистка России, руководитель программы "Звездные канатоходцы Волжанские". Аттракцион "Прометей" под руководством Народного артиста СССР Владимира Волжанского десятилетиями украшал манежи всего мира и является достоянием Советского Российского цирка.