Мы интернатовские

Юрий Лавров 2
Юрий   Лавров


                Мы  интернатовские

 «Рисует узоры мороз на оконном стекле, но нашим мальчишкам сидеть не по нраву в тепле…слова из песни, которую любили все наши интернатовские ребятишки Пудинской средней школы в далеких семидесятых годах прошлого столетия. А ведь и, правда, мальчишки, да и девчонки эти были особой породы – интернатовские!  Раз интернатовский значит – деревенский!
Ну, а если деревенский, значит мороз и жара им нипочем!
Вот и собрал Пудинский интернат таких мальчишек и девчонок под свою крышу со всех окрестных деревень : Львовка, Ляшкино, Красный  Яр,  Таванга, Рогалево, Лавровка, Шерстобитово.
Много их в этот год набралось! Не хватило крыши нового интерната на всех, пришлось размещать по пустующим зданиям в селе. Заселили  целую комнату в двухэтажке на улице Ленина, на  улице Набережная в пустующее здание бывшего нарсуда. Некоторые  ребятишки поселись у знакомых в селе.
В интернате, который  недавно построили в школьном  дворе, заполнили  все комнаты. В левом крыле, расположились мальчишки,  в правом девчонки.
Мальчишки и девчонки в одной комнате были разных  возрастов. В центре здания располагалась столовая и кухня. В интернате  имелось свое подсобное хозяйство, небольшой сарай в котором содержалось несколько поросят.
Какая же это была благодатная пора для мальчишек и девчонок! Общий их дом, установленный порядок, несколько отличный от домашнего, радость каждодневного общения и чувство большой общей семьи придавали им силу  и веру в новой жизни и учебе.
Трудно было на первых порах привыкать к строгому распорядку. У себя в деревне время можно растянуть на весь день, а здесь все надо делать строго по часам. Утром, зарядка, завтрак, школа, обязанности по дежурству в интернате, домашние уроки, сон, все это надо делать по часам.
Деревенские ребятишки привычные к труду быстро всё это освоили и даже радовались такому порядку, где они чувствовали себя  причастными к общему делу. Общих дел, действительно много. Надо натаскать дров к печкам, надо привезти  воды в кухню, заготовить продукты. Дежурство по комнате, дежурство по кухне, тоже было обязательным.
Все это в дальнейшей жизни пригодилось, и часто вспоминается, чему мы научились в интернате.
Вспоминаю и я с благодарностью  время моего пребывания в интернате.
Кто знает, как бы сложилась моя жизнь, если бы не было интернатовских правил в ней.
В силу обстоятельств моего проживания в далекой деревне Львовка привели бы меня все равно в Пудинский интернат. Однако  мы с другом детства мечтали несколько иначе.
С другом, Черемисиным  Владимиром,  который  тоже жил  во Львовке,  мы  мечтали о профессиях. Он хотел быть капитаном дальнего плавания, а я мечтал быть радистом  на его корабле. В интернате, я смастерил детекторный  приемник и ночами до утра  сидел и ловил  радиостанции. Потом делал  и  другие  карманные  приемники. Во Львовке установили семафорную  связь  между нашими домами, пытались  сделать радиосвязь, но из-за  недостатка   радиодеталей это у  нас не получилось. По радиотехники  изучал  английский  язык,  азбуку Морзе,  читал схемы, покупал  и собирал  всякие  радиодетали.
Осенью и  весной  мы  с ним все  время  ходили  пешком из  Львовки  в  Шерстобитово  по  правой стороне Чузика и охотились на уток и рябчиков.  Однажды  весной,  с нами  ходил по  Чузику  Дмитрий Валерьянович  Скворцов. У  него была школьная  тозовка и  мы  вдоволь постреляли  тогда  уток  на  плову  в  речке.  Потом  он  угощал  нас  жаренным  рябчиком,  которого  испекла в  духовке  его  хозяйка,  у  которой  он  жил  на  квартире  Ковальчук Дуся. У меня была берданка 32 калибра,  а у Вовки  была  возможность  добывать  патроны  от  боевой  винтовки,  которые  подходили по  калибру  берданки. Однажды  мы  осенью  решили  подозвать  лося. Потрубили  в  лесу  дулом  берданки. Лось сразу  нам отозвался. Мы испугались, сбросили фуфайки, забрались на разные деревья. Оказалось,  что  берданка была у меня,  а патроны  у него. Лось через некоторое время прошел недалеко, мимо нас  не останавливаясь.
Вот такие охотники мы охотники с ним. Помню, что даже однажды  выстрелил у меня  в  руке патрон, когда  пытался его разрядить, но кроме обожженной  порохом ладони ничего не случилось.
После восьмого класса наши пути с другом разошлись до сегодняшнего дня.  Знаю только,  что его  мечта сбылась, он ходит на  корабле.
Я же,  по совету своего отца,  решил  поступить  в железнодорожный техникум в Томске на факультет автоматики и телемеханики железнодорожного  транспорта.
Помню, что, собираясь  в Томск, я  набрал полный чемодан свежих огурцов.
Этим я надеялся обеспечить себе пропитание в городе.
Этот  «исход»  для меня был началом  взрослой жизни, когда начинаешь  думать о дальнейшей  своей  судьбе, появляются  заботы  о  своем  существовании, о взаимодействии  с окружающем тебя миром. Хотя такой небольшой опыт у меня уже имелся, когда жил в Шерстобитовском интернате.
Итак, в город Томск  я  прибыл  в  июле 1963 года.
Томский железнодорожный техникум  находится на ул.«Стародеповская». Рядом с ним  находиться общежитие, где меня и поселили.
Когда я готовился и сдавал экзамены, то, бывая,  в аудиториях  внимательно  все  разглядывал  и  радовался  тому, что сделал  правильный  выбор  профессии. Очень мне нравились кабинеты с макетами, схемами,  что  относилось к автоматике и телемеханике на железной дороге.
В общежитии появились друзья и соратники. Городские студенты задирали нас , и мы объединившись давали им отпор.  Их мы не пускали на  территорию  общежития, где был небольшой  спортивный  городок. Случались стычки, устраивались драки с применением  «холодного  оружия», в то время у тех и других имелись кастеты,  цепи.
В одной  из таких драк мне  проткнули ногу «спицей»,  которая считалась незаконным оружием у всей шпаны. Однажды получил небольшую рану  ножом в ягодицу. Но этим все и закончилось. 
После того,  когда сдал  все экзамены,  у  меня появилось свободное  время  до  сентября месяца, когда будут объявлены  результаты  зачисления  в  техникум. В городе делать нечего, а чтобы  ехать домой  у меня  нет денег на  билет, и я решил поехать в г Омск, где проживали родственники по маминой линии. На оставшиеся деньги, купил две булки хлеба и  прямо с вокзала Томск 2  поехал товарником на тормозной площадке в сторону  Омска.
На станции  Юрга,  я  пересел  на  другой  товарняк,  так тот, на котором я ехал,  пошел в  сторону  Кемерова .  Пришлось прыгать на ходу, благо практика в этом есть.
Долго ждал я такой товарняк,  который  шел в сторону Новосибирска. Это я определял по выходным стрелкам со станции.
В то время, на  некоторых перегонах составы тянули еще паровозы,  поэтому  весь воздух  на  путях был грязным от дыма  и пыли угля, который  перевозился  на открытых  платформах.
В Новосибирске опять пересадка на очередной товарняк, так как  там тоже узловая станция, и составы идут в разных направлениях, и вот я в Омске.
На перроне, я решил помыть  руки в луже и увидел  свое отражение лица,  которое было не чище моих  рук.  На мне висел мешком отцовский  плащ  из  прорезиненной  ткани, он  весь забит угольной пылью, отчего и стали  грязными лицо и руки. В таком виде я  и явился к тете Нине Хотемлянской . Тетя Нина родная  сестра моей мамы. Когда мы жили  в Называевке, часто с мамой бывали в Омске в гостях у её братьев и  сестер. Семья Хотемлянских жила в бараке на улице «20- летия  РККА». Я  все  рассказал  тете Нине  и  дяде Боре и они   разрешили мне,  чтобы я пожил у них до сентября.  Потом они,  почему - то,  решили, чтобы  я остался  жить у  них  и  учится  в девятом  классе  в Омске. Я думаю, это нужно  им, для  того  чтобы  получить  квартиру,  так как в бараке жить было  невозможно. Где была одна комната на всех пятерых человек. Кроме меня у  них  два  сына  Валера и Коля.
Я написал  письмо домой  во Львовку  и получил согласие  у родителей.  Таким  образом, я пошел  в школу  в девятый  класс в Омске.  Школа  эта  была  четырехэтажной  и не очень большой. Располагалась  она, недалеко от барака, на  улице «10 линия». В школу я ходил пешком, а иногда на трамвае.
Естественно, здесь  появились  новые  друзья  и  новые  увлечения. К  сожалению  увлечения, были  несколько  не безобидные. В то время дядя  Женя, тоже мамин брат имел некоторые  наклонности  несоответствующие  законам, да и  друзья были из той же  команды, который взял меня под свое попечительство в свободное от школы время. Кроме  этого, теснота  у тети  Нины,  зависимость от финансового обеспечения, наталкивала на мысль,  вернутся  домой. После  первой четверти девятого  класса, я  принял  решение уехать домой,  и продолжить учебу в Пудино.
Я  вернулся во  Львовку  и там  узнал,  что пришел  вызов на учебу в  техникум. Оказывается, я успешно  сдал экзамены  в  железнодорожный   техникум!  Поразмыслив, что я много  потерял  времени первого курса в техникуме,  решил учиться  в школе.   
После таких мытарств, где бы мог выйти на «кривую дорожку» как говорил мой отец, я  в Пудино  - в  интернате. Здесь  все знакомые,  мои бывшие  одноклассники. Интернат наш располагался сначала  на  ул. Набережная, в пустующем здании бывшего нарсуда. В одной из комнат там  мы  жили вчетвером. Все мы  были из одного села Львовка :Колька  Кузнецов, Слава  Сук,  Лановлюк   Мишка и я.  Слава Сук  мой давний друг по Шерстобитово.
В  школе, активно начал заниматься  уроками, физкультурой и  в  кружке  трактористов. Ходил в секцию  штангистов, занимался  лыжным  спортом. По лыжным  гонкам  получил даже третий  взрослый спортивный  разряд. Очень любил лыжи и  все время  после  уроков, мы с другом, Славиком  Сук,  бегали по лыжне  вдоль  речки  Коньга.  На берегу речки, в глухом лесу, устроили шалаш. Здесь мы разжигали костер, пили чай и возвращались  в интернат. Это место мы называли «У костра». Если кто - то спрашивал, где были, мы отвечали «У костра».
Ходили  мы на лыжах  и  на знаменитую гору «Лысую» на Чузике.    Однажды  в этом направлении потерялся  парень деревенский. Мы  всем  классом ходили и искали его. В  конце, концов  его  нашли  замершим   в  бору на лыжне.
В  кружке трактористов, мне  очень нравилось изучать двигатели. В классе  были  прекрасные  макеты  различных узлов и деталей техники. Во  дворе  стоял  первый  трактор в СССР «Фордзон». Он был на железных колесах с шипами, но уже без двигателя.
Устраивали нам и  практические занятия по вождению трактора. Однажды  мы даже ездили на  ДТ-54  в  Вернюю  Тавангу за силосом  с санями. Несколько пацанов  по очереди вели трактор, а рядом сидел преподаватель.  Помню,  как  мы  намучились  вытаскивать  трактор  из снега.
Дорога очень узкая, снега много,  и трактор то и дело съезжал из своей колеи  и садился на брюхо. Мы  привязывали бревно поперек к гусеницам  и таким  образом,  трактор выбирался  снова на  дорогу. Цепляли  сани с силосом и  ехали  дальше. Вот так и приобретали навыки вождения техники.
В девятом и десятых  классах  наш классный руководитель Бояринова  Инна  Васильевна. Её  муж  Бояринов Владимир  Акимович  преподавал нам  трактора.  Брат его, Виктор Акимович Бояринов, давал на  уроки физики, а его жена, Людмила  преподавала математику. Немецкий  язык вела Грашина  Мирдза  Карловна, химию Волкова Мария Игнатьевна, литературу и русский  язык  «Журден» (помню только прозвище) и Мартынова Антонина  Ивановна. Зайцев Андрей Алексеевич тоже  иногда вел у нас уроки  физики. Вот такие наши учителя, пользовались нашим уважением и авторитетом.
В  девятом классе, меня избирают секретарем комсомольской  организации школы, заместителем и казначеем  Илью Палинова. Занимались комсомольской  работой,  которая  в  основном  сводилась сбором членских взносов, собирали собрания по приему в члены ВЛКСМ, оказывали  помощь  школе и  интернату в заготовке дров. Весной  организовывались все старшие  классы  и  выезжали на заготовку дров  в лес. Мальчишки кололи  дрова,  а  девчонки  складывали их  в поленницы.  Всем эта работа нравилась,  и  никто  не отлынивал. Передовой  отряд  заготовителей  дров наш интернатовский; Толя  Детиненко, Вовка  Кий,  Вовка Лушов, Слава Сук, Сашка  Ластовка, Ленька Андреев, Илюха  Палинов, Колька  Смольников, Колька  Кузнецов, Колька Плешанов, и наши девчонки; Валька Солодченко, Валька  Ковшарова, Катька Сук, Людка Пересадько…….
На  каникулы  и в  праздники,  из  интерната,  мы  стремились попасть  домой. В то  время, во  Львовке уже  работал аэропорт. Билет стоил  два   рубля,  и  мы без  проблем, добирались  домой,  когда  летали  самолеты. Однако, часто,  приходилось ходить  пешком,  по  той  дороге, где когда-то  меня  возили по ней с раненой ногой.  Как-то, на 7-е ноября,  мы  несколько  раз ходили  в аэропорт,  чтобы  улететь домой, но  самолеты  не  летали  из-за  плохой погоды. И  вот в последний  день, решили идти пешком прямо из аэропорта. Пацаны,  отчаянные ребята: Коля Кузнецов, Слава Сук, и ваш покорный слуга - Юра Лавров. По тайге семьдесят километров, все  нипочем!
 Вышли, где- то, в четвертом  часу дня. План наш такой; дойти  до  Куликов,  потом  переночевать и  утром  идти  до  Львовки. Сначала, погода  стояла теплая,  идти  было легко  и  хорошо, но  на  полпути,  вдруг  полил  дождь. Мы все одеты  в  фуфайки и основательно  промокли. Потом,  когда  стемнело, и  на ночном небе  высыпали звезды, вдруг  «выскочил»  мороз! Все  наши фуфайки закостенели, и  двигаться  стало  очень трудно.
С нами шли еще и девчонки -  Катя Сук, Любка  Чернакова, Любка  Кублинская, Полька Кудрявцева…
В общем, ночью часа  в три,  мы  пришли в Кулики. Там  стояла  избушка для скотников и дом где жила бабка Гуториха, это все что осталось от деревни. Естественно, стали, стучаться к бабке, но она не пустила. Пришлось   идти в избушку для скотников. Хорошо, что там еще сохранилась печка. Мы  растопили её и сушили свои фуфайки прямо на горячей плите. К обеду,  следующего дня,  приехал за нами на телеге Долгополов Николай  Платонович  из Львовки.  Мы  посадили на телегу девчонок, а сами продолжили путь пешком  до самой  Львовки. Никакие трудности добраться домой не пугали нас! Никакие трудности проживания в интернате тоже не страшны были нам. Не боялись мы  даже останинских собак, когда ездили в
 пищекомбинат за костями. В пищекомбинате нам давали обрезанные кости, из них нам варили супы. Так вот, нагрузив в конные сани эти кости, мы поехали в интернат. На останинской горе увязалась за нами целая  стая деревенских собак. Такие наглые были, что запрыгивали прямо в сани!
Мы начали бросать им кости, и тогда они отстали от нас.
За такое геройство повара наградили нас этими же костями, выдав их нам в качестве добавки к отваренному из них супу.
Такие поручения давали только старшим  воспитанникам интерната. Старшие следили и за порядком в интернате, и выполняли тяжелые работы. Наколоть и натаскать дров к печам, привезти воды в бочку для кухни. Накормить свиней в сарае, все это делали старшие.
Кроме этого старшие всегда шефствовали над малышами, а их было достаточно в интернате. Самый маленький считался у нас Сашка Чемоданов из Ляшкино. За ним приходилось постоянно следить. Что- нибудь он да натворит. Однажды пришлось его спасать, когда остался  один на плоту посреди лужи перед интернатом. На этой луже весной был у нас плот, и пацаны, катались на нем, отпихиваясь шестом. Вот и захотелось ему тоже покататься, когда никого не было рядом из ребятишек. Забрался он на плот, отпихнулся шестом, а шест,  воткнувшись в дно, застрял и  вырвался у него из рук. Плот отошел на середину лужи и остановился. Вот так и сидел он на плоту посредине лужи, пока не схватились о нем в интернате.
Когда выручили его старшие пацаны, он до того замерз, что еле-еле отогрели ему руки и самого. А ревел он как!  Никак не могли успокоить.
На всю жизнь запомнил он этот случай! На встрече одноклассников и всех пудинцев в 2018 году я напомнил ему этот случай, и он рассмеялся, сказав, что запомнил это надолго.
Вот такие мы интернатовские ! Светлая память о нашем втором доме, пудинском интернате всегда с нами. Да как же этого ни помнить? Ведь основные правила человеческого общежития получены здесь. Здесь мы научились любить, дружить, быть честными  и сострадающими.
Память человеческая универсальна! Она всегда выдает сюжеты прошедшей жизни в нужное время. Любая встреча с однокашниками, любой разговор с ними, всегда приводят к воспоминаниям о нашем интернате.
Вот и Мария  Фризоргер в девичестве Лушова, сестра моего однокашника по интернату Володи Лушова (ныне покойного) пишет свои воспоминания в присущем ей стиле самокритики и откровенности:
Позади 4 класса учебы в Тавангинской начальной школе.
Загружаемся в тракторную тележку и вперед - в «светлое будущее», где не нужно полоть грядки, таскать воду на коромысле для полива, скрести – мести тротуары, мыть полы, нянчиться с Ванечкой…, а главное никто не будет ворчать, поучать…
Как прошел первый день в интернате не помню, знаю, что к вечеру загрустила о доме, забилась в какой - то угол и плакала, пока ко мне не подсела Рита Малиновская, она здесь уже привыкла, обжилась и стала меня успокаивать, что так грустно только первые дни, а потом будет как дома.
Привыкла ко всему и я, но домой, где сестренка Нина, где маленький братик, бабушка, мама и папа тянуло всегда, хотя в интернате жил мой старший брат Володя тоже. Мальчишки, насколько я помню, жили в левом крыле, девочки в правом, наша комната по центру.
Состав из года в год менялся, но помню с кем жила: Мария Семенова, Галя Тюгайкина, Люба Зубревская, Варя Хорунжина, Галя Бервинова, сестры Чемодановы : Вера, Надя, Люба…
Хотя, когда мама звонила воспитателю – Нестерову Дмитрию Григорьевичу, он всегда ее утешал, что девочка хорошая, спокойная, старательная…, но я  не оправдывала эту характеристику, так как мне присуще было чувство стада… открыто сама пакостей не делала, но подыграть могла, смолчать могла, где бы нужно заступиться, броситься в бой. Это пришло гораздо позднее, когда сама по жизни нахлебалась несправедливостей. Старалась быть всегда на стороне слабых, по этой причине в период моей трудовой уже деятельности, зачастую попадала в немилость к начальству, но на одном месте ведущим экономистом,  а потом и начальником планового отдела Базы Авиационной охраны лесов проработала 33 года. Хотя какой там начальник без подчиненных, всю планово-экономическую работу тянула одна, просто, чтобы заработная плата повыше была, нас ведущих экономистов, во всех регионах, переименовали. Это сейчас там  пять экономистов наплодили...
Теперь о пакостях: Раньше телефонов мы не имели, а переписку любили.
И внутри интерната забавлялись. Писали кому-нибудь, даже мальчишкам, а от кого не указывали, были все под номерами, которые знал лишь «почтальон», и отвечали на письма, и так хотелось разгадать, кто же, есть кто…?  Ну это ладно, безобидная шалость, а вот потом  «..по взрослой понеслось»! Девчонки устроили переписку с Машей Семеновой, как бы от парня. Конверты настоящие, благо стоили копейки. Она получает, читает с упоением и пишет ответ, всегда находился, кто – ни будь кому «попутно» на почту, конечно же, читали, уничтожали и снова через неделю она получала письмо… Жестоко и я понимала это, но шла на поводу. Просили заткнуться, а она моя двоюродная сестра, я не вытерпела, раскололась. Она плакала и я вместе с ней. Долго она обижалась на меня за мое невольное предательство. А вот почему, она ни обращала внимание на отсутствие почтового штемпеля, не знаю?
Делали и мне пакость, укладываюсь спать, свет уже вырубили, чувствую ногой коснулась чего мягкого, вскочила, включила свет, а на постели мышь! ...Истерика…!  Было и такое, что просыпались, а лица разрисованы зубной пастой и ни только у меня, возможно только у тех, на кого падал свет из коридора, посчитали, что это мальчишки «балдели», двери то не закрывались в комнаты. Но как так могли спать и не почувствовать, сейчас, в старости от каждого шороха просыпаемся… ?  Вспоминаю и то, как многих  нас ранним утром выносили из комнат в коридор и тыкали в нос нашатырь, угорели, но это уже ни шалость, рано истопница прикрыла трубу, могли бы и не проснуться…
Иду однажды из школы, на подходе к интернату, чую запах паленого, мальчишки мышку пригвоздили к стене и через увеличительное стекло, жгут ее солнечными лучами, испытала чувство омерзения больше к мальчишкам, чем к мышке, хотя их тоже терпеть не могу.
Проходили и такую «школу» - через оконное стекло сдувать чужую работу по черчению. У кого- то проходил этот номер, а я попалась! Не забуду, как Савушкин толстым, красным карандашом «влепил» мне кол, да так, что карандаш сломался, и пустил мою «работу» по полу через весь класс.
И по жизни замечала, как у других получалось где- то словчить, на работе, что близко лежит утащить, а мне и пытаться не нужно было, обязательно влипну, поэтому одна сотрудница мне сказала: « Да ну тебя, Машка, ты ни украсть, ни покараулить». Раз как-то, в лихие  90-е,  побежали в магазин в рабочее время за крупами, девчонки идут и ворчат, что зря меня с собой взяли, ведь не достанется, я успокаиваю, я мол, за вами в конце очереди встану, так и сделали, они отоварились, а передо мной гречка закончилась!  Ну, это так, отступление.
Помнятся постоянные дежурства: по комнате, по коридору, по кухне, по классу, только и заглядывали в графики. А это ежедневное -  « С добрым утром девочки. Подъем!», « На зарядку становись!». При приседании мои колени предательски хрустели на весь коридор, и Нестеров при этом оглашал: «Давай Маша, выгоняй, выгоняй свой ревматизм!».
Готовили пищу, под чутким руководством повара: по ведру и более начищали картошки под замечания Нестерова Дмитрия Григорьевича:
« Потоньше, потоньше, в корочке все же витамины», стояли на раздаче блюд, перемывали гору посуды и галопом, попив чаю с маргарином, бежали в школу, благо рядом, порой можно в мороз даже, не набросив пальто, добежать (при моих то, с детства больных, легких). Однажды после такого дежурства спешу по школьному коридору, слышу, парни ржут, огляделась, оказывается, не поменяла фартук кухонный  на школьный.
Были и такие случаи, когда девчонки издевались над Сапранковым Никитой Тихоновичем: мы после отбоя долго не могли угомониться, а он приоткрывал нашу дверь, делал замечание и выключал свет. Галка Тюгайкина во все горло пела грубую частушку, да  так, чтобы он слышал, ставила над дверью чашку с водой, и когда в очередной раз он попытался закрыть дверь, произошло то, что должно было произойти. Однажды днем, сидим в столовой  несколько девчонок, «пируем» - едим колбу с хлебом, макая ее в соль, Варька Хорунжина сворачивает пучочек колбы и предлагает его Никите Тихоновичу, который сидел рядом, читая газету и изредка наблюдая из под своих очков за нами. Он отказался, она,  все равно, напористо, чуть ли не силой, суёт этот пучок, он отнекивается, но культурно, не повышая голос даже. «Разыгралась» и я, встала и вышла в коридор, завидев горящую лампочку в коридоре, крикнула - «ой, горит!», он, забыв про свои больные ноги, соскочил и упал, дальше было не до шуток, только страх от содеянного! Подскочила к нему, помогла встать и пошли с ним под ручку в коридор. Спрашивает: « Где, что горит!?», показываю на лампочку, а в ответ: « Глупенькая, я то, думал пожар!». Стыдно было ужасно! Меня бы бодажком, на который он опирался, надо было отходить, а он – « глупенькая…».  На ум приходит « Педагогическая поэма» Макаренко…
Вспоминаю наши с Любой Зубревской  по колу за четверть по трудам. Трактор за нами приходил из Таванги в пятницу и увозил всех на выходные домой. Мы с Любой  учились во вторую смену, а последней парой в пятницу были труды, всем тавангинцам нас ждать мало хотелось и мы, в угоду им начали сбегать с последней пары, посчитав предмет не очень то важным, вот и схлопотали. Стали вновь посещать этот предмет. Однажды, трактор не дождавшись нас, укатил с учениками, мы с Любой вернувшись со школы, почувствовали такую пустоту, одиночество и долго не думая, решили идти пешком, а зимой то темнеет рано. Ни кого, не предупредив, рванули с ней домой, а это 25 км. Пешком, примерно 5 часов, как и гусеничный трактор, доходит за такое время это расстояние. Прошли Боровое,  вот и  Яровое, половина пути пройдено, далее осинники и, не доходя 7 км до Дерешево видим на фоне снега черный силуэт медведя, рвануть назад или вперед, конечно же, вперед, в сторону дома. Это расстояние мы преодолели со скоростью света! Вот и Дерешево! Люба уже у своего дома, а мне еще в гордом одиночестве больше  километра «пилить». Она предложила заночевать у них, но где там, рванула дальше. Дорога уже на ощупь, на пути противно поскрипывает повисший на проводах столб, света ни в Таванге, ни в Дерешево нет. Вот иду уже через лог, где, когда - то, после приема в пионеры шли с девчонками по такой же кромешной темноте из Таванги в Дерешево (родом  я оттуда), и вот чей то лоб уперся на мостике в крест деревянный, чья то тоже злая шутка, не поленились же, с могилок притащить! И тогда  в гору, боясь, отстать друг от друга «врубили» эту космическую скорость. Воспоминание пришло совсем некстати, ведь мне еще предстояло пройти мимо осиротевшей больницы, в которой то ли повесилась, толи отравилась единственный врач - Валентина Хахуля (ее детей – двух мальчиков, кажется, Витю и Вову отправили в Парабельский Детский дом).  А вот и наша улица! Страхи все позади. Темень кромешная, а в конце улицы вижу слегка уловимую точку, подхожу, стоит папа, курит. Сколько же он так простоял?… Трактор пришел, а меня нет!  И в его власти было бы послать навстречу нам с Любой снова этот трактор, но побоялся, что на развилке в Рогалево могли разминуться. Дома были и слезы, и радость! Впервые меня встретили, как с фронта! Обычно прихожу или приеду и ни каких тебе объятий, а как хотелось, чтобы пожалели, ведь позади 25км. Понимала, что маму кто бы саму  пожалел – нас четверо, скотины полный двор… Сено  она косила зачастую вручную и картошку выкапывала по 20 соток. Сажали много, чтобы кормить эту же скотинку. Не раз заставала ее лежа со скалкой, упертой в живот, где пуп, так она лечила свою «надсаду». Папа мало ей помогал, то по полям допоздна, то рюмочка мешала, да и рано стал мучиться с ногами, еле ходил. Народ косил сенокосилкой, а  он себе ее мог взять лишь после того, когда все заготовят сено. Маме не хватало терпения, хватала литовку и в ручную копна за копной, сено то погоду любит!  Ну а сметать  копны в стожок подключался  уже и папа. Успевали накосить все! Без сена ни кто не оставался.  Дрова на нем были, но складывали их в лесу, а потом, когда вывезут, дома помогали мы – дети. Пока не разъехались, мы были всюду на подхвате, но на маме держалось все! Ее кто - то спросил: «Петра- то,  наверное, до безумия любишь, он же такой красивый!»  Отвечала, мол, не знаю.
Его не стало в 67 лет, тромб оторвался, да и обморожение сказалось, но это отдельная история. Мама прожила до 83 лет и просила похоронить ее рядом с « нелюбимым» Петенькой. Так и сделали.
Добирались с Любой иногда на « индивидуальном такси». Ее родственник, Юра(?) Илларионов (муж ее сестры Дуси), возил в Пудино из Таванги молоко на молоковозе, мы с ней уходили подальше от Пудино, и он нас подбирал. Ее  в кабину брал, а мне стелил фуфайку на дно бочки из-под молока. Вот я там  и бултыхалась, дороги то ужасные были, высовываться тоже опасно. Приезжала вся зеленая, как после Ан-2, но там хотя бы кулечки давали, если что…
Однажды на нашу комнату напала страсть к « красоте», решили проколоть уши. Кололи друг другу «хомутной» иглой с вдернутой шелковой нитью, прокалив ее предварительно спичкой. Затем натирали мочки уха до бела мылом, чтобы отступила кровь, протирали одеколоном и процесс пошел… Помнится, Варя Хорунжина на моем ухе застряла, выскальзывала из ее пальцев игла, не может продернуть, долго не думая, берет ложку и давит ею на ушко иглы, до сих пор помню этот неприятный скрип… Короче весна, уши у всех начали воспаляться и чтобы не застудить их ходим в платочках, и даже на занятиях в них сидим, как Марфушеньки – душеньки. «Прочухали» это учителя и делают рейд в интернат. Построили в коридоре всех девчонок в один ряд.  Выходит Любовь Михайловна Петраченко – директор школы с ножницами, проверяет у всех уши и перерезает наши шелковые ниточки…
 У кого то одной ( уже многое позабылось), были золотые серьги и, чтобы уши не успели зарасти, носили их по очереди, предварительно протирая их одеколоном.
Стукачей среди интернатовских  не было! Думаю и по жизни так…   
Но помнится случай: Лето, у кого-то практика на приусадебном участке, кто-то сдал экзамены, но по тем или иным причинам еще оставался в интернате, устраиваем праздник души, да по взрослому, с большим застольем и с песнями. Окна открыты! Проходит мимо мама Веры Ковецкой, а ее дочь
(моя одноклассница) тоже среди нас. Мама ее, не заходя в интернат, напрямую к директору школы… . Переписали нас всех! Осень. Приехали в интернат,а нас не принимают!… Пришлось признаваться родителям… Пристроили кого куда на квартиры, меня тоже, к моему стыду не помню к кому. Кажется, хозяйку звали Валентина, а ее муж был механиком в Таванге и жил у моих родителей на квартире. Забыла, видимо от стыда, так как хотелось быстрее перевернуть эту страницу истории.  Через месяц, нас 10классников, вернули в интернат!
О мальчишках интернатовских мало что помню, хотя старшеклассников, в том числе и местных, запомнила многих: Илья Палинов, Василий Демешкин, Юра Лавров, Саша Ластовка, Миша Лановлюк, Володя Радченко ( его брат Толя был моим одноклассником и Гена Ластовка тоже, он  Сашин брат), Толю Суворова и много кого еще.
Помню один случай, дежурила по кухне, и с кем - то из парней, возможно с Васей Алферовым, пошли с флягой на санях, к колодцу за водой. Вокруг колодца наледь, он, долго не думая, бросает ведро в колодец, бадья закрутилась и мне по зубам металлической ручкой… Возможно с той поры мучилась с зубами. О нем помню такой факт – говорил громко, можно сказать орал (у самой теперь такая проблема есть, дети делают замечание, чтобы потише говорила). Так вот, спрашиваю Васю: « Ты чего так громко разговариваешь?».  В ответ: - « Да у меня мать глухая, привык так кричать». Вот и думаю на него, потому что такой разговор у нас состоялся на кухне, значит, вместе дежурили.
Из очень жутких моментов проживания в интернате запомнилось, как весной, по большой воде понаехали катера, баржи с грузом  и поздно вечером толпа этих «гостей» гналась за кем - то из интернатовских  девочек
( они, возможно, шли из клуба), запыхавшиеся они еле успели за собой закрыть на замок двери. Разъяренная толпа начали рассыпаться вдоль интерната к окнам. Воспитателей не было. Кто-то дал команду выключить везде свет и бежать в угловую комнату справа, в правом крыле. Забились на кровати под одеяла. Я оказалась рядом с моей Риточкой.  Прижалась к ней и дрожала, как осиновый лист! Слышны крики, маты и вот напротив нашей с ней кровати в форточку просовывается, чья то башка, кидает во внутрь палки, плюет! Никто не может решиться выскочить в кромешную тьму, чтобы позвонить в милицию, а вдруг где - то прорвались и гуляют уже по коридору? Страх, страх, страх! И кто- то все-таки решился, вызвал милицию. Помню прожектор, они все от окна врассыпную, но человека два задержали. До утра в интернате были допросы, опросы… . Не могу вспомнить, почему тогда не было парней в интернате?… Оборону держать было некому. Если бы были наши мальчишки, думаю, они то что - ни будь, да придумали. Некоторые из них, выплавляли свинец в баночках из под консервов, в печи на кухне . Получались «лепешки» - свинчатки для обороны, которые вкладывались в  рукавицу…  Возможно, было какое то противоборство с местными. Ведь нас обзывали - «инкубатор»,  «желторотые»… Помню, как я боялась Щепина Володю. Бегал, преследовал меня, пришлось по добру раза два даже прогуляться с ним, думала, что уговорю и отстанет. Так он однажды, когда после кино выходили из клуба зимой, и я застряла в дверях в толпе,  отстала от наших девочек, выхожу на улицу, вижу лицо в лицо Щепин, я бежать, он сбивает меня своими кирзовыми сапогами в снег, барахтаемся, и никто не попытался помочь, народу то много же вышло, кое -как вырвалась, и бегом догонять своих!
Пожалуй, хватит жути!
Были же и светлые, радостные моменты, которые помнят все! Это танцы в интернатовской столовой под баян. Благо, баянистов хватало: это и Павел Железчиков, и Василий Демешкин, и Миша Лановлюк. Девчонки, затаив дыхание, всегда ждали такие вечера, да и парни думаю тоже. Без всяких предпочтений, романов, просто кружиться, просто танцевать! Спасибо им!
О Павле, отдельный разговор. Любил он мою Риточку, иногда они прогуливались вечерами, а я имела удовольствие им подыгрывать – брала ее с собой на выходные в нашу Тавангу. По дороге в клуб заходили за Павлом, и после кино, я старалась незаметно исчезнуть. Но не склеилось у них. Он часто писал из Владивостока мне (служил там, в Морфлоте 4 года подводником). Писал на университетское общежитие, где я жила после поступления, а адрес узнал через наших мам. Отвечала редко. В моих ответах он ждал весточку о Рите, но я и сама ничего тогда о ней не знала. Вернулся домой через Томск, зашел в наше общежитие, постояли с ним в коридоре у окна, и он поехал домой в Тавангу. Позднее устроился в Пудинский аэропорт радистом.
 На втором курсе, я лежала в университетской больнице со своими «дурацкими»  легкими, и он навестил меня. Привез около 2-х килограмм батончиков. Для меня студентки это было счастье! Я могла тоже угощать в палате всех подряд! Сидим в коридоре, я грызу конфетку, а он смотрит на меня и говорит: «Приедешь на каникулы, и сыграем свадьбу». Не обдумывая, не размышляя, буркнула:  «Угу». Прилетела на Ан-2, он встречает, а мне бы не до него, в руках кулечек, куда бы выбросить... В деревне и впрямь уже наварили самогону, оповестили всех. Поворчала на родителей, а куда деваться папа то управляющий, как его подвести.
Но не получилось у нас счастья!  При разводе, пока сидели в коридоре суда, выяснилось, что прилетал он в Томск из Пудино в командировку, а не из-за меня и что батончики покупала мама.
Пятнадцать потерянных летдля обоих! Благо, что от него родились двое замечательных детей Валентин и Татьяна!
А Риту мы с ним вскоре после нашей женитьбы нашли. Жила она тогда в общежитии. Зайти предложила я, а он не отказался. Приобнялись они.
Я решила, что им есть, что друг другу сказать без свидетелей, попросила у нее стакан, как бы пить хочу, вышла в умывальник, постояла, постояла, побулькала его под краном и пошла к ним. На обратном пути, подковырнула: «Что, сердечко то щемит?». – « Да, нет»- говорит  «Напротив, успокоился».
А что, разве он мог что - то другое сказать?…  Она была уже замужем, и у нее уже имелся ребенок. Понимала, что разлюбить ее вряд ли возможно!
В отличии от меня Люба Зубревская  задружили с нашим одноклассником Сашей Струц, он из Рогалево, она из Дерешево (Таванга) еще в школе. Влюбились раз и навсегда! Поговаривали, мол, цыганка, приворожили,,,
А хоть бы и так! Живут по сей день – красивые, и счастливые и, на мой взгляд, ведь не стареют! Видела на сайте ОК их сына, копия Саши!  Вот что значит – жить любя!!!
В школе не замечала, чтобы кто- то из мальчишек обращал бы на меня внимание. Ну, а я из одноклассников на кого бы и обратила внимание, так это на Витю Арнаутова и на Толю Устюгова, но они по моим меркам,  были недосягаемые – отличники, а сама себя я считала серой мышкой - нарядов не было, а в груди постоянные хрипы…  . Но мечтать то мне это не мешало… . Любила после отбоя выходить в коридор, сидеть у печи, приоткрыв дверцу  глядеть на огонь, и «творить».
Родились  строки:
                Интернат               
Ночь тиха, на небо звезды «сели»,
Окна дремлют в тишине.
Ты давно уже в постели
И нет мыслей обо мне.
Только мне еще не спиться,
Хочу думать о тебе,
И не закрываются ресницы
В этой доброй тихой мгле.
Дверь открою у печурки,
Вижу – пламя – языка
И как мать свою дочурку,
Он ласкает два большие кирпича.
Вот начнет оно мне жечь колени
Отодвинусь, малость прочь,
А во всем уж интернате
Воцарилась ночь…

Это первые мои грезы. Немного поглядывала в интернате на Толика Устюгова, но он, кажется еще ни на кого не обращал внимания, т.к  скромный был, да и мальчишки позднее начинают думать о девочках. Чемоданова Вера вроде бы ему нравилась, но..  Однажды гурьбой, ночью, заблажили, когда воспитатель ушел, пойти на кладбище – сверчков посмотреть и я туда же. И вдруг, кто - то издал истошный крик, темнота, страх, все врассыпную, бежим с горы… вижу - Толик рядом со мной бежит – взял меня за руку, и мчимся с горы. Вот и вся любовь! Когда нашла его в Интернете, первое, о чем он меня спросил,  помню ли я этот случай?  Оба помнили! А ? «..жизнь исчисляется ни количеством прожитых лет, а количеством, запомнившихся моментов.» ( не мои слова). В  «Одноклассниках» будучи у меня в друзьях, не баловал подарками, открытками, хотя я на его страницу заглядывала, следила за его рыбалкой, охотой – за его уловами, ставила классы и только буквально дней за десять до… впервые прислал подарок, получилось, что прощальный…  Жаль, что потеряла его замечательные рассказы об охоте, которые он дважды присылал мне по электронной почте (адрес  потеряла и заново регистрировалась..). Но через Гену Ластовко, моего одноклассника, вышла на сестру Толика -Валентину. Она через свою доченьку Марию передала мне Толину книгу «Таежными тропами» (Рыболовно-охотничьи рассказы), в которой есть Машенькин замечательный стих – « Моему дяде посвящается. Светлая память». Строки из этого стиха: «….Мы будем помнить, в сердце ты навеки. Так много тех, кому ты дорог был. Небесный рай с теплом тебя пусть встретит. Нам больно. Помним, Любим и Скорбим».
Вспоминаю и Ванечку Ветрич – одноклассника. Помню, как он заступился, когда был какой - то глупый «наезд» мальчишек на меня. Учился с нами до 8 класса. Когда его забирали в Армию, почему- то поздно вечером, пришел к интернату. Был сильнейший дождь, он постучал в окно нашей комнаты, потом истопница вызвала меня и говорит: « Выйди, не бойся, я покараулю». Вышла на крылечко, стоит до ниточки промокший Ваня. Сообщил, что пришел попрощаться.  Сказала ему какие то дежурные фразы, ведь это обычное дело для парней, а оказалось…  Не вернулся Наш Ванечка с Даманского…
 02.06.2018года по инициативе Григория Васильевича Пихенько, мы с Юрой Лавровым подсуетились и собрали более 70 человек в Томске! Радостными воспоминаниями от этой  встречи живу, по сей день! Особенно рада была встрече с одноклассниками: Витей Арнаутовым, Верой Розиной, Толей Устюговым, Володей Ядриным, Сашей Синицыным. Все, все кто на нашем общем фото, стали настолько родными! Спасибо огромное всем за дружбу! Я Вас люблю!