Из воспоминаний о Викторе Понедельнике

Вячеслав Алипатов
Из воспоминаний о Викторе Понедельнике
ФУТБОЛ, ЛЮБОВЬ МОЯ


Мы все родом из детства, из компаний сверстников, где верховодит мальчишка телом крупнее, сильнее, увертливее. Такому все подчинялись, и хотя побаивались, но точно уважали.

Таким был и наш ростовчанин Виктор Владимирович Понедельник. Детство в военный период он провел в Тбилиси. И рядом с его домом был стадион «Динамо». Футболить, уже в конце войны, он начинал оттуда. В тот период единственной радостью мальчишек из коммуналок, росших без отцов, был тряпочный футбол. На дворовых площадках рослый и белокурый, Виктор всегда был их заводилой.

50 лет тому назад, газету «Наше время», тогда еще называли «Комсомолец». Делали ее молодые, и была она для молодых. Мои первые фотографии в этой газете появились, когда я еще был только восьмиклассником. Запомнилось мне то внимание, которое проявили журналисты к школьнику. Здесь каждого выслушивали, оценивали материал, и самое главное поддерживали, вселяя уверенность.

До сих пор помню в редакции двух тумбовый обтянутый зеленым сукном письменный стол Леонида Плешакова. Ставшего в дальнейшем самым лучшим журналистом в «Комсомольской правде», потом в молодежном журнале «Смена». Уже потом, работая в «Огоньке», он как то пришел на киноплощадку брать интервью у Юрия Никулина. Его колоритную фигуру, богатырского телосложения, приметил режиссер Гайдай и предложил ему сняться в эпизоде кинофильма «Бриллиантовая рука». Эпизод был отснят на ура, а потом, Леонид еще снимался в 15 фильмах в эпизодических ролях.

Так вот, рядом со столом Плешакова лежала его тяжеленная двух пудовая гиря. Чтобы расслабиться и снять с себя накопившееся напряжение, он ее метал в перерывах, словно монетку на орел и решку. Его рабочее пространство напоминало клуб из «Тринадцати стульев». К нему охотно заглядывали коллеги, внештатники, вроде меня, просто знакомые и друзья. Они приходили, общались, отводили душу. Сюда частенько заглядывал и Виктор Понедельник. Он с удовольствием тоже упражнялся с тяжеленной гирей. Их обоих объединяла любовь к футболу, спорту и журналистике. Здесь, можно сказать, рождалась его первая еще рукописная книга «Любовь моя, футбол».

Она еще не вышла в свет и тираж, но на одной из полос газеты, «Комсомолец» знакомил читателей с отрывками из этой книги. Ранним утром, люди уже стояли в очереди у киоска «Союзпечати», чтобы купить свежий номер газеты и читать продолжение из отрывка книги «Любовь моя, футбол».

Помню такой случай, когда Понедельник еще играл в команде «Ростсельмаш», в «классе Б». Это был где то 1957 год. Шел матч. Болельщики с трибун кричали кричалку: - Витя! Витя! Давай, давай. Давай забивай!!! Сегодня твой день!! Сегодня понедельник! И он забивал. Ликованию болельщиков не было предела. За период 1956 – 58 годы, он сыграл за ФК «Ростсельмаш» 58 игр и забил 32 мяча. Забивая гол, он словно ломал шаблон противника. ФК «Ростсельмаш» побеждал.

А вот как вспоминал Владислав Смирнов, профессор ЮФУ, доктор филологии о Плешакове: - Первым, кого я встретил, придя на практику в газету «Комсомолец» в 1963 году, был огромный бородатый детина. Он сидел за столом и легко выжимал огромную гирю. Поставил ее на пол, начал писать, потом вновь взялся за двухпудовик. Это был Леонид Плешаков — символ тогдашней редакции, «ископаемое» — как называли его болельщики СКА, когда он стоял у футбольных ворот с громадным фотообъективом.

У меня в 1969 году была защита дипломного проекта. Перед защитой, чтобы расслабиться и отвлечься, я с фотокорреспондентом «комсомолки» Эдуардом Литвиновым, по заданию редакции, выехал в Кудепсту, где проходили весенние тренировочные сборы ФК
«Ростсельмаш». Дружба между нами и Понедельником тогда еще не прерывалась и мы легко входили с ним в контакт. Договорились скромно вечерком посидеть и поговорить о разном в ресторанчике. Он был к нам внимателен. Спрашивал, как устроились с жильем, есть ли у нас какие проблемы. Обаятельная улыбка, так подходила к его курчавой шевелюре. Его обожали все – игроки клуба, болельщики и простые люди. Наша официантка старалась для нас как могла. Он всем отвечал доброй улыбкой. Музыканты, узнав, что ресторан посетил Виктор Понедельник, играли и пели в его честь. Он скромно опустил тогда голову и промолвил: - Ну все, теперь сейчас придут еще «ЦЫГАНЕ». Пора удаляться. Иначе, по традиции, сейчас сработает кавказский механизм гостеприимства - от нашего стола, к вашему…