Присно и во веки веков!

Сергей Белов 13
 

                «Не уверен, что полностью
                понимаю о чём идёт речь,
                но звучит-то как красиво!»
                Автор.

   Оглядываясь на прожитые годы, вспоминая увиденное и услышанное, удивляюсь стойкости человеческой натуры. С испокон веков, как только люди научились говорить, а затем и писать, были слышны призывы сделать наш мир лучше. Конечно, каждое племя, община, гражданские и религиозные общества, народ, население конкретной страны вкладывает свой смысл в достижении этой цели. Но постепенно, благодаря выдающимся умам от древних философов и учёных до современных, были выработаны определённые правила цивилизованного и гуманного сосуществования. Прописанные в различных конституциях и декларациях. Это понятно и известно каждому нормальному человеку, интересующемуся структурой и состоянием человеческого сообщества. Непонятна такая «вещь» – как  при таком обилии в наличии образованных людей, наличию различных дискуссий по построению справедливого общества, существующих уже не одну сотню лет, написанных в далёком прошлом и пишущихся сейчас, специальных исследований социальных проблем, постоянно появляющихся в журналах и газетах проблемных статей и жажде людей хорошей жизни, мы имеем военные, национальные, религиозные, социальные, производственные, межличностные, гендерные и другие мелкие конфликты.
И я думаю, и  искренне в это верю, что одной из глобальных причин является страх. От примитивного страха перед смертью, до глубинного страха самоидентификации перед обществом.
 
   (Хотел написать совсем про другое, но неожиданно для себя свернул на всплывшую в сознании  тему и чувствую, что надо, в первую очередь для себя, а может и кому-то ещё пригодится, составить, насколько хватит способностей,  список).

   — Первый и главный страх связан с со смертью. Очень неприятно думать, что я, человек, осознающий себя живым организмом, который может многое в этом мире: думать, решать, желать, повелевать, соглашаться и отказываться, поучать, радоваться, получать удовольствия, копить знания и деньги, хвастаться и возвышаться над окружающими и прочее, прочее, прочее – вдруг лишается всего этого  навсегда.  Смириться с этим очень трудно. Кажущаяся нереальность этого события – «как это можно вот так просто исчезнуть?» – вызывает, и длится это уже не одно столетие, обосновать возможность существования разума человека, тело однозначно, прямо на глазах, превращалось в недееспособный организм, где-то ещё, помимо этого мира. И в принципе, чисто психологически, наверно было бы спокойней жить, как бы   зная, что потом,  после смерти, пристроишься где-то. И всё было бы хорошо, но, одновременно с изобретением «жизни после смерти», началась приватизация потустороннего мира. Жрецы, монахи, попы, муэдзины, падре, пасторы, раввины и все правители стали устанавливать, по своему разумению, правила, по которым остальные могли получить место в загробном мире. А так как человеческий ум очень изощрён в разного рода выдумках, то и правила получались разные. И тут вступила в силу Её Величество Конкуренция. Но конкуренции особого рода. В связи с тем что товар, который могли получить последователи этих правил, был самый востребованный на земле – жизнь, то и родившаяся конкуренция предполагала различный набор методов продвижения этих правил в практику. Вплоть до лишения жизни конкурирующих групп. Не говоря уже об ущемлении социальных прав конкурентов. А социальное неравенство и вызывает у людей стремление к «лучшей жизни». И оглядываясь на историю мировой религии, на её временной интервал, понимаешь, я имею ввиду себя, что шансов наладить нормальную жизнь, если и не для всех, то хотя бы для большей части населения планеты, было нереально. Конечно, и до меня об этом  и писали, и выступали, и, последние сто лет, снимали кинофильмы, но всё(?) как в песок. И, кстати, на исторической памяти человечества, как на плодородной почве, появляются новые «религии»: коммунизм, толерантность, цифровизация, терпимость к нетрадиционным сексуальным отношениям. К которым, в принципе, у меня претензий нет, но это одевается, опять же, в такую оболочку новыми изобретаемыми правилами, что надежды на нормальную и спокойную жизнь отодвигаются на неопределённый срок.
 
   — Как антипод страха конечности жизни выступает малоизвестный, практически не проявляющий себя, потому что не является востребованным, страх бесконечности. В некоторых фантастических произведениях, начиная со Свифта и включая библию, описываются существа достигшие бессмертия. Это конечно нереальная ситуация, не укладывающаяся в голове, но прочувствовать его можно. И решить – хотите ли вы жить бесконечно. Методика следующая: когда вы будете находиться один дома, представьте что вы летите через всю вселенную и, долетев до её края, полетите дальше…

   — Неизвестный подавляющему большинству людей – страх голода. Который очень тесно связан со страхом смерти. Но если момент смерти маячит в отдалённом будущем, то голод присутствует постоянно с нами. Недаром же у нас существуют завтраки, обеды, ужины и перекусы. Конечно, часть потребляемой нам пищи  – это баловство. Но если вдруг нам в доме отключат надолго свет, то одной из первой мыслей будет о том, что продукты могут испортиться! И это в нас говорит не чувство голода, а самый настоящий страх! Несомненно, что в сфере принятия пищи человеком действуют и другие причины, включая и чисто физиологические, животные инстинкты. Но человек, в отличии от животных, превратил  свой страх в атрибут цивилизованного пищевого времяпрепровождения. Что, впрочем, и неплохо. Потому что на основе этого страха появились книги и исследовательские институты по потреблению «здоровой пищи». Но и, к сожалению,  как только наступают трудные времена, «греча в магазинах кончается!», то начинается время животного страха! Который резко поднимает цены в магазинах. Конечно же не из-за страха, а из-за гнусной сущности человеческой, как бы предпринимательской, натуры.

   Лирическое отступление. Стоит ли  заниматься таким занудным занятием, как «классификация» такого понятия как страх. Во-первых, такое записывание мыслей на бумаге помогает, лично мне, «складывать» эти мысли. Во-вторых, появляются, опять же для меня, неожиданно, какие-то соображения, аналогии, воспоминания связанные с данной темой. Тем самым прокладывая новый путь к последующим выводам. Например такой.

   У нас не так давно принят закон «Об оскорблении чувств верующих». Я закон не читал, но больше чем уверен, что в нем не даётся толковое описание, что же это за такое «чувство», за которое можно присудить реальный тюремный срок. (И вообще вся эта ситуация, связанная с принятием этого закона, просто лицемерие со стороны властных структур, призванная обеспечить электорат на последующих в будущем выборах. Страх проиграть?). И по делу бы, правильней назвать такой закон надо было бы: «Об возбуждении ужасного чувства страха перед неизбежной кончиной человека приводящего его в состояние живого трупа».  Да и само «оскорбление» направлено не на какое-то эфемерное чувство, а на вполне осязаемый факт, для религиозных людей, – на отсутствие рая как такового! Страх потерять мечту о вечной загробной жизни, бог практически не нужен,  – вот самое неприятное. Кстати, за этим законом приняли закон о войне и ветеранах, а затем о чиновниках и власти – ругать категорически воспрещается!

   — Страх потери сексуального партнёра. Известный всем женщинам и мужчинам. Кроме старых дев, скопцов, евнухов и малочисленных асоциальных групп. Добавить к написанному в многочисленных книгах, статьях, ток-шоу, научных диссертациях и т. д. практически нечего. Только отмечу, что в быту это называется «ревность» - безумная, якобы, любовь. Которая очень удачно замещает слова «сексуальная неудовлетворённость» в кинофильмах и спектаклях, книгах и рассказах между подругами. Не отрицая существования «любви», думаю, что как бы человек не любил вторую половину, мысль о том, что он не сможет применить накопленные за определённый срок, разброс времени очень большой – от дня до месяца, гормоны, приводит к моральному упадку, а также, таких примеров немало, к неконтролируемой ярости. Что впоследствии превращается в бытовые и криминальные происшествия. Меры, которыми можно прогнать этот страх, очень разнообразны: бром, новый партнёр, рукоприкладство, вплоть до убийства, алкоголь, до полной импотенции, стерилизация, лоботомия. Можно, для семейных пар, развестись, но тут вмешивается экономическая составляющая, усугубляющаяся по мере появления детей. Да и новые партнёры просто так не достаются. И тогда страх, если не обратиться к сексопатологу, крепко берёт вас за горло. А как же крепкие семьи, спросит дотошный читатель. Наверно воспитание и наличие разума приводит людей к мысли, что надо возникающие вопросы решать полюбовно и открыто, уважая желания и чувства партнёра. Но факторов влияющих на половую жизнь человека, точно не знаю, но подозреваю, очень много, чтобы можно было бы отделаться простыми рецептами. С этим же страхом связан другой – страх изнасилования. И надо ужесточать наказание за рукоприкладство и изнасилование, но наши законодатели почему-то не торопятся это делать. Даже наоборот, за домашнее насилие уже наказывают не так строго. Вот такие выводы.

   — Страх «карьерной» несостоятельности. Присущ не всем.  Не очень значимая в жизни человека привычка, но и она может подпортить психическое равновесие. Например: если вы чувствуете, что не можете полноценно и толково управлять вверенным вам коллективом, но очень хочется не потерять это место, полученное не за ваши качества, а по блату, вы можете, если вы мелкий начальник, придираться к тем, кто тычет вам в глаза вашу же некомпетентность. А если вы очень большой начальник, то можете выпустить правительственный указ «о неуважении к органам государственной власти». Или такая ситуация, когда ребёнок боится расстроить родителей, которые, сами не сумев стать каким-то выдающимся человеком, хотят, очень настойчиво, сделать ребёнка «воплотителем» своей мечты. Но страх тут не помощник, если нет способностей и желания. И хорошо если родители адекватные люди – тогда всё осмысливается и впоследствии корректируется, так как надо. Иначе невроз ребёнку обеспечен.  Сюда же можно добавить, для отдельных лиц, спортивную и тренерскую карьеру, учёную, писательскую, чиновничью и т.д.

   — Страх ответственности. Присущ всем, потому что каждый за что-нибудь да отвечает. Хотя бы за себя. Но полный список конечно же длинный. К сожалению многие люди, и я тоже, не могут преодолеть этот страх. Особенно когда эту ответственность можно переложить на другого человека. Хотя и ситуаций, когда один и тот же человек принимает на себе ответственность, при одной ситуации, и он же «прячется в кусты», при другой, тоже много. Для меня, в качестве примера, неприятна такая ситуация, иногда случавшаяся в моей производственной деятельности, когда ответственность, за неправильно принятое решение, перекладывали на меня, или не принимали те, кто принимал такое решение. Еще хуже ситуация когда в конфликте с кем-нибудь, особенно с начальством, тебя поддерживают не в этот момент, а позже, наедине и понизив при этом голос. Но я не держу на таких людей зла – «ибо  слаб человеческий дух». Но бороться, преодолевать этот страх надо!

   — Страх потерять здоровье. Обычно он называется,  когда человек здоров, – забота. Страх, который заставляет нас делать зарядку, совершать пробежки, следить за питанием. А можно, кстати, наплевать на себя и засунуть этот страх куда подальше если вы: наркоман; алкоголик; безбашенный гонщик; обжора и анорексичка; человек с чувством такого высокого самоуважения, что не принимаете ничьи советы, которые могут спасти ваше здоровье, а то и жизнь; забитый работник, выполняющий приказы начальника, грозящие вашему здоровью; современные туристы, не боящиеся ни пандемии, ни плохого сервиса, ни террористов, так и рвущийся в Турцию и Египет; член бандитской группировки, участвующий в разборках с применением оружия; просто глупый человек, хотевший снять кошку с дерева, но упавший с него сам и повредивший позвоночник. Наверняка таких, и других, негативных примеров можно привести множество. Но, всё-таки, для большинства людей такой страх нужен, что позволяет присматривать за своим здоровьем.

   — Страх за своих детей. В обиходе тоже называется забота. Но эта забота не о себе, а о подрастающем поколении. Исторически сложившаяся и выраженная в пресловутом «стакане воды», в настоящее время претерпела огромные изменения. Конечно, нельзя сравнивать жизнь детей в прошлом и сейчас, например детская смертность, но полноценная забота не стала повсеместной и всеобъемлющей. Но для подавляющего большинства эта забота находится приемлемых рамках, хотя и предсказать какие отношения сложатся между предками и потомками в будущем очень трудно. Жизнь – сложная штука.

Список страхов:
— Страх смерти;
— Страх бесконечности;
— Страх голода;
— Страх в интимных отношениях;
— Страх связанный с карьерой;
— Страх ответственности;
— Страх связанный со здоровьем;
— Страх за своих детей;

   А ещё есть деньги, война, животные... И ещё много разных страхов, которые, как плохо так и полезно, влияют на всю нашу жизнь. И так будет
                «Присно и во веки веков»!