Что я помню Очерк

Сергей Носов 8
ЧТО Я ПОМНЮ
ОЧЕРК
      Я писал уже несколько лет назад свои небольшие воспоминания.
      Которые закончил на времени своей юности - «Острова ушедшей жизни.» И я написал позже и еще два скромных мемуарных очерка в которых довел повествование уже практически и до настоящего времени и где я обрисовал разные лики своего прошлого.
       Если вспоминать и вспоминать целенаправленно - можно вспомнить очень многое, значительное и незначительное, приятное и неприятное…  И так далее.
          Воспоминания - это бесконечный процесс… И если отдаться потоку воспоминаний то его потом и не остановить.
            Однако что же я помню вот без усилий, что само вертится и вертится порой в голове моей  очень долго… Хотя это и было в далеком прошлом.
             Ну конечно всем на ум приходят первые смутные детские воспоминания. Что-то вот вроде и было запомнившееся в твоем раннем детстве. Но ты и рассказать об этом теперь внятно не можешь - помнишь только смутную и трогательную череду образов.
              С этого именно начинал свои знаменитые и действительно восхитительные воспоминания « Детство Багрова внука» Сергей Тимофеевич Аксаков. И многие мемуаристы с этого и начинают обычно очерки своих воспоминаний.
               Эти первые впечатления жизни и мне знакомы конечно. Но тревожат меня обычно не они.
                Вот упрямо помнится что после как я познакомившись со своей будущей супругой еще в ранней молодости, когда нам было по восемнадцать только лет, наконец решил после длительного для такой цветущей молодости и трогательного романа, все таки заключить с ней официально законный брак - после окончания мной исторического факультета (а познакомились мы летом когда я только перешел второй курс Университета) то жить нам при этом было толком негде.
           Мои уважаемые родители считали что я должен был продвигаться по стезе  исследователя, а не женится на ком-то. И фактически не обращали внимание на то, что я живой человек и очень молодой человек, а не объект для ценимого ими карьерного роста в науке.
            Но я хотел жить. Хотел и любить кого-то. Я же был молод. И у меня были настоящие чувства.
              Так вот жить мы с моей женой Леной вынужденно стали в комнате в трехкомнатной коммунальной квартире на Пятой Красноармейской улице Ленинграда, куда мою Лену запихали ее собственные родители в обмен на престарелую бабушку нуждавшуюся в уходе.
              Раньше я жил все таки в основном не в коммуналке. И очень счастлиливо  жил в живописном районе у парка Сосновка. А тут… грязная коммуналка с тараканами, мрачно пьющий сосед, которого я помогал затаскивать в пьяном его беспамятстве на третий этаж где была эта квартира…
                Словом молодая семейная жизнь раем мне не показалась конечно.
                Но дело не в этом.
                И с мрачно пьющим соседом и с его примитивной женой, служившей кем-то в продуктовом магазине, я вежливо здоровался. Иногда что-то им вежливо отвечал. Если меня спрашивали.
                Но эти люди меня почему-то возненавидели. И вот это я до сих пор помню. И это меня на самом деле поражает.
                Что я им сделал? Когда я теперь спрашивал об этом несколько раз свою жену, то она мне отвечала очевидное - ты не такой, вот поэтому и не нравился. Не такой как им хочется.
              Но ведь я все время «не такой».
              Помню мои стихи и один из замечательных моих очерков «Сновидчество в русской культуре» напечатали в 2016-ом году в консервативной  петербургской «Неве.»
               Напечатали «в обмен» и в расчете на то, что я нечто хвалебное напишу о главном редакторе этого журнала.  Я этот запрос выполнил.
              Но потом меня в «Неве» все равно уже публиковать перестали.
              Когда я об этом как-то упомянул в диалоге со своей бывшей знакомой по петербургскому «Новому Журналу» то получил закономерный ответ - «что вы хотите… В «Неве» же другие стихи печатают, непохожие на ваши стихи.»
                А где публикуют стихи похожие на мои стихи? - Нигде.
                Нет такого журнала или журналов. И самих стихов таких не создается в России которые были бы хоть в чем-то похожи на мою поэзию.
                И что - это моя вина и мое преступление?
                Один критин, возглавляющий кстати журнал поэзии «Арион», заявил мне что мои стихи якобы «слишком элитарны» и потому он их ни за что не опубликует. Сравнил меня с Элюаром… И вывел из этого заключение что мои стихи ничего не стоят и не значат.
                Замечательно.
                Однажды я заглянул в стихи последнего Нобилевского лауреата по литературе поэта из США Луизы Глюк - никакой рифмы, утонченный верлибр… И вообще много общего даже и с моей поэзией например.
                И какая благополучная биография у этой дамы! Просто сказочно!
                Лауреат там-то и там-то, преподавала в том-то университете, отмечена теми-то национальными премиями в США.
                И это в былой стране «чистогана» где некогда гениальному Эдгару По некуда было приткнуться со своей выдающейся поэзией поскольку повсюду было грубое царство денег.
                Но какой прогресс в далекой Америке с тех давних пор! И вот сколь многое значит свобода личности как бы ее ни клеймить!
                А мы с великих для нас времен Льва Толстого и Достоевского куда и к чему пришли?
                Старую Императорскую Россию развалили в 1917-ом году до основания.
                Причем это уничтожение собственной страны с тысячелетней историей сопровождалось невиданными жестокостями, экспроприацией собственности, ликвидацией привилегированных и образованных классов общества, массовыми расстрелами, организацией принудительных работ и кровавой гражданской войной.
                Затем началась свирепая большевицкая коллективизация, безжалостное раскулачивание. Чудовищный Голодомор начала 1930-х годов, бесчисленные сталинские репрессии, лагеря и казни.
                Наконец при Хрущеве, затем при Брежневе жизнь в советской России несколько успокоилась и нормализовалась, вошла в размеренное русло.
                Но ненадолго по историческим меркам.
                В 1991-ом страна под названием СССР как карточный домик  развалилась и самоликвидировалась.
                И опять наступили лихие времена развала экономики, полного экономического беспредела,  чудовищной бедности народа, хищнической приватизации в «голодные» 1990-е годы, когда бывшую «общенародную собственность» захватила и поделила между собой кучка высших чиновников и проходимцев.
                Так и живем - от беды до беды…  От разрухи до новой разрухи. И до нового развала государства и общества до самого основания.
                И конечно при такой жизни о какой свободе личности и творчества могла идти речь?!
                Человек в России с 1917-го года был задавлен и бесправен, нищ и жалок.
                Такова горестная правда нашей жизни и истории. 
                В нашей стране большевики от мировой поэзии и от мировой культуры отгородились «каменной стеной». У нас мол свои гении и таланты - нелепый и крикливый Демьян Бедный, угодливый пошляк Исаковский, какие-нибудь ничтожные Щипачевы и им подобные.
                Нас в мире не любят. Но ведь и мы не любим сами  себя.
                Мы позволяем себя унижать любой  власти. И при этом мы  во всем ее оправдываем. И опять голосуем за эту власть, чтобы она нас и дальше мучила и унижала.
                Достоинства у русского человека нет.  Или это достоинство проявляется только тогда когда надо отразить чье-то нашествие или наоборот кого-то завоевать, покорить и унизить.
                А свою собственную жизнь наладить, сделать счастливой и благополучной русские люди фатально не способны.
                -     И я скажу почему - развитой и свободной личности нет и по настоящему никогда не было  в русской культуре и истории. А общество без свободной личности - неизбежно деградирует и духовно вырождается.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. оссии и за границей.Ро
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 26-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге



                Этого дождался в историческом плане некогда великий Восток. И этого дождется и уже дождалась и Россия. Упрямо и своенравно во всем подражающая Востоку.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. оссии и за границей.Ро
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 26-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге