История одной переписи

Галина Алинина
               
Было это давно. Почти 70 лет назад. Народ деревенский жил тогда просто. Люди днём на замки не запирались.   Придя из школы, я старательно выводила каракули в своей тетрадке,  и безбоязненно откликнулась, когда в дверь негромко постучали.

Вошёл старичок с большой папкой под мышкой. Спросил родителей. Расстроился, что приходит уже в третий раз, не застаёт взрослых, а ему крайне нужно всё записать про наше хозяйство и  семью нашу. Я ответила, что родители придут поздно вечером, но с готовностью предложила  свои услуги - ответить на любые его вопросы, потому,  что мне уже 8 лет и я учусь в школе,  первом классе. Старик вздохнул и раскрыл свою большую папку.

Сообщить сведения обо всех,  живущих  в доме, включая маленького брата, находящегося в  детском саду, было - пара пустяков. Даты рождения я тоже знала. А  потом последовали вопросы о том, что имелось в нашем хозяйстве. Честно говоря, обведя глазами наше скромное жилище, мне хотелось сообщить чужому человеку, что не так уж у нас плохо, как может показаться. И, вполне в этом,  преуспела.

На вопрос – сколько у нас земли, у старичка было записано в его  разлинованной папке. Но я похвасталась, что соседский огород бабы Лёксихи, который она, по немощи своей  забросила, мы тоже раскопали и засадили в прошлом году картошкой и тыквой. Он принял это к сведению и старательно записал.

Потом, на вопрос – есть ли у нас сад и сколько плодовых деревьев, я с  особым удовольствием, сообщила, что у нас замечательный сад:  яблони сортов  «мальт», «Бельфлёр-китайка», «пепин шафранный» и ещё какие-то, всего числом восемь. Кроме того, груша, три сливы и несколько вишен. Дело в том, что перепись производилась в начале марта, вокруг лежал глубокий снег,  и старик  не принял во внимание, что роскошным садом назвала я тонкие прутики-саженцы, впервые посаженные осенью отцом. Но продавцы из питомника, помню,  так расхваливали свой товар, будущие сладчайшие плоды, которые принесут нам  выросшие  деревья,  что  теперь я  радостно сообщала  о них, как о существующих, внимательному переписчику.   Хотя, лишь спустя много лет,  удалось нам, наконец,  попробовать яблоки. Признаюсь, это были, и впрямь, отличные сорта.

Затем, вопрос встал о наличии у нас в хозяйстве скота. Я немедленно, с гордостью, сообщила, что у нас  в сарае живут две козы: Катька и Полянка. Но совсем скоро, вот-вот,  у них должны появиться по  два козлёнка, а если повезёт – по три! И будет у нас целое маленькое стадо. Это было тоже старательно записано – козы в количестве 5 штук.

Старик укладывал в папку свои записи, а я оглядывалась вокруг – не осталось ли ещё чего-нибудь  неучтенного из нашего деревенского «богатства».

                ***
Вечером я  радостно  поведала маме о своей инициативе,  и она схватилась за голову, поняв, что дом наш посетил налоговый инспектор. Обречённо стали ожидать нового  начисленного налога.Спорить с государственным служащим не решились.

По счастью, именно 8 августа 1953 года,  Законом СССР было, наконец, отменено налогообложение садов и кустарников, и сельскохозяйственный налог стал начисляться по твёрдым ставкам с площади земельного участка.   Не припомню, как обошлось с будущими козлятами, но участок Лёксихи нам  засчитали, как незаконный, начислили штраф,  и долго он потом стоял заросший чертополохом, пока старуха умерла и дом купили приезжие.