Теба замерзает

Сергей Озеров Лунь
https://kuzpress.ru/other/27-11-2021/85250.html

В поселке Теба инвалид первой группы Сучкова Н.В. будет держаться до конца.


Только что мне снился сон будто в магазине канцелярии искал фломастеры, но по нашему товароизобильному времени того чего нужно обычно нет. Например, два года искал сапоги из ПВХ в «Рабочей одежде», а нынче купил себе коротенькие сапожки из пористой пластмассы и не нарадуюсь, всепогодные, гололёдоустойчевые и даже в городе в слякоть не снимаю их, экономлю межсезонную обувь! 

Пишу я в стиле «долгого чтения» не по-газетному и сейчас во сне решил материал двух тебинских снежных дней разделить на две заметки. Первая по делу, а вторая уже лирика, что её не опубликуют, мне уже не важно, главное оформить переживание, а читатель всегда найдётся, выкладываю свою писанину в сети интернета. Есть у меня рефренная группа в Новокузнецке, Междуреченске, Тяжине, Красноярске, которая говорит: «Это вы Сова?, вас интересно читать!» Преподавательнице филиала Кемеровского университета я жаловался, что мне надо роман о Тебе писать, а я на кафедре коммунального хозяйства какими-то общественно-политическими салангорскими делами занимаюсь. Она мне посоветовала, вот и пишите про ваши общественные дела, о том что в жизни напрягает, а в прессе как бы нет, о том , что боится она задеть болезненные струны! Ну, да! Если не займёшься политикой, то Политика займётся тобой!

  А теперь к делу. Опять звонок из Междуреченска: Сергей, когда едешь на Тебу, у нас там намечаются два пикета: по углю и по школе. Отвечаю: как в ноябре будет плюсовая температура, пора уже с плоских крыш скидывать снег. И вот я в среду в посёлке. Будем проводить пикет у Администрации в двенадцать часов пока в конторе обед.

  С утра растопил в доме печь, перекусил тем что послал Бог, вернее ворона, сыром и хлебом Беляевским и лёг в горизонтальное положение почти полностью одетый в зимних сапогах. Обычно тебинское время трачу на чтение,  нынче летом  читал запоем  переводную французско-англоязычную премиальную литературу, а сейчас после прививки от ковида не могу сосредоточится. Лежу, отдыхаю после бессонной ночи и двух ранних электричек. Мне надо выходить за полчаса, чтобы добраться по заснеженной дороге до Администрации, а это почти через весь посёлок. И слышу что за окнами урчит трактор. Бульдозер чистит нашу самую крайнюю улицу Дальнюю! Обычно на наш хутор в четыре дома солярки не хватает. Потом я узнал, новый бульдозерист Смирнов в первый день работы начал читку деревни от снега с ближнего угла к коммунальному участку. Как будто специально для меня, чтобы я прошёл по гладкому и притоптанному, не задирая ноги по коленья.

  Подхожу к перекрёстку у почты-Администрации (местная Администрация арендует помещения у почту). Обращаю внимание, что у крыльца к стене притулились с десяток пар беговых лыж. Наверное, подумал, спортсмены приехали опробовать тебинский пухляк?! Потом узнал,  сейчас в Администрации кабинет физкультуры, теперь школьники с чиновниками в тонусе, как говорили в советские времена: пять минут работаем, а пятьдесят пять курим, вернее пурхаемся в снегу?!

 Из-за угла выплывает вездесущая Побединская, звезда инета с клочком простыни на которой намалёваны бледно-зелёные буквы. Три минуты выбирал ракурс, чтобы было видно и Администрацию, и пикетчицу, и голос записывался на камеру. Был лёгкий ветерок и эту ткань то и дело заворачивало, на фоне снега буквы не читались, я раздражённо выговаривал, могли бы на листе бумаги, на оборотной стороне рекламы вывести буквы зелёнкой или марганцовкой. Оппозиция у нас во младенческом возрасте, даже молоком не умеет письма писать. Это они целый вечер карябали два куска простыни фломастерами, вон от чего мне снятся карандаши, вернее, желание из приобрести! 

Начинаю ролик с фразы: Это наверное первый пикет в истории Тебы! А потом говорю Побединской, давай настоящего пикетчика, чьи эти слова:

« Поручения президента не выполняются Теба замерзает без угля»?
За почтой среди взрослых елей стоит самый красивый домик на Тебе, в советское время он был гостиницей леспромхоза, когда леспромхоз почил в бозе этот дом купил Петр Павлович Сучков, работник водокачки. Семь лет назад, когда я выбирал дом в посёлке, он мне советовал быть осторожным с покупкой, у большинства продавцов нет документов на недвижимость. Потом через год он умер от сердца. А сейчас мы шли к его вдове Наталье Викторовне, инвалиду первой группы. 

Технически ролик не очень получился, с улицы камера запотела, пришлось снимать на телефон. - Да я и не фотогенична,- шутила интервьюироваемая! Но кажется по видео ясна суть вопроса.

  Когда-то Теба была сельским поселением, для инвалидов, учителей, железнодорожникам была бесплатная льгота три тонны твёрдого топлива. Инвалиды в леспромхозе могли брать дрова в неограниченном количестве. Стала Теба отдалённым поселком города и бывшим льготникам показывает фигу с маслом. Чтобы выписать дрова на лесосеке, надо несколько месяцев, чтобы лес превратился в топливо необходимо нанять ещё несколько человек. Так что пенсионерам дрова влетают в копеечку. Например, моя соседка по улице нынче за машину чурок отдала 15 тысяч, до ещё три за расколку. Машина дров как бы 5 кубометров берёзы, но кто их считает в кузове. Пять кубов хватает только на растопку в долгую сибирскую зиму. 

Посёлок города, который считается угольной столицей Кузбасса, без угля. Нет автомобильной дороги. Аргумент Администраций, что нет тупика, чтобы принять полувагон черного золота не серьёзен. Я невооружённым глазом насчитал по станции Теба минимум два тупиковых ограждения, вагон можно поставить и на остаток разобранного пути когда-то ведущего на Нижний склад леспромхоза. Годами уголь привозили и полувагоны ставили на крайний путь станции около коммунального участка (бывшего гранитного карьера), был специальный огромный железный лоток под насыпью. Года два назад он ещё стоял. Но его, как говорят на местном диалекте, похоже подрезали на металлолом! И я тоже подрезал ролик, вернее, первый раз в жизни вырезал фразу из видео, чтобы не было ситуации, которые бывали в 90-е годы, вы воруете, а в этом виноват журналист!

Потом у нас (кто ещё не обезножен) была экскурсия в новую школу (детей запусти) и пикет на крыльце старой.

Лирику я оставил для следующей заметки: «Переломный момент в истории Тебы» попробую выразить как меня ломало и как ломается Теба, это было приключение, когда два дня по событиям целого года