Отзыв о книге Соколова Таврида, обагренная кровью

Алексей Велес Алексей Зайков
 Хочу сразу сказать про раздутую славу Дмитрия Соколова как историка-исследователя. Хотя данная книга не является историческим трудом в научном понимании этого слова. Это скорее род научно-популярной исторической публицистики, в которой есть как свои плюсы, так и свои глубокие минусы.
 Начнем с плюсов. Данная работа разделена на две части или главы. Первая "Путь в преисподнюю". Интересна тем, что автор показывает как Февральская революция отразилась на Черноморском флоте, описывается деятельность адмирала Колчака по сохранению боеспособности, как нарастал процесс большевизации в Севастополе, как терялась дисциплина, доверие к власти и пр. Эта глава в историческом плане наиболее проработанная.
Минусом первой части является скачущая хронология. Иногда по чистой случайности в стройное повествование вливается чисто случайно факт на месяц или несколько вперед или отступ назад. Некоторые цитаты можно было бы логически сгруппировать или убрать, но подлинным бичом увлечение автора цитированием становится во второй части.
 Итак, о второй части. Вторая глава "Хроника ужаса" на фоне первой смотрится достаточно убого. В ней автор не скупится показать зверства революционных матросов, их террор, который начал выходить из-под контроля большевиков-организаторов, бессудные расправы, этнические чистки и т.д.
 Глубоким минусом этой части служит ее явная недоработка в сравнении с первой. Тут и там натыкаешься на авторские огрехи. Например, сожжение в пароходной топке офицера Новицкого, раздутое на несколько страниц можно было сделать короче и более информативнее, тоже самое происходит и с другими цитатами, в т.ч. из мемуаров княгини Барятинской, о стоящих на морском дне во весь рост утопленных матросами офицеров (две или три цитаты). Также не к месту вставлены цитаты из воспоминаний Врангеля о его аресте, содержании в тюрьме и счастливом освобождении. Можно было ограничиться более информативным абзацем, а именно, сценой освобождения. Минус этой части придают и стихи Набокова "Ялтинский голос" и Парнаха Танец в мешке. Скорее они имеют литературную, а не историческую ценность в отличии от стихотворений и поэм Максимилиана Волошина. Также весьма скупо в виде справки дана картина Крыма при немцах.
 К чести автора следует сказать, что наряду с красным он, несмотря на свои белогвардейские симпатии, описывает и ужас белого (татарского террора).
 Одним словом данная тема еще ждет своего исследователя.